Смекни!
smekni.com

Учебно-методическое пособие для учителей музыки и мировой художественной культуры и студентов педагогических вузов Брест, 2002 (стр. 13 из 26)

Учитель: — А что происходило в других городах республики?

В 1979 году в Гомеле был создан КСП, первоначально имевший название «Го-го». На протяжении 20 с лишним лет клуб объединял вокруг себя русскоязычных бардов, чье творчество развивается в традициях классической авторской песни и бард-рока. Историю Гомельского КСП можно условно подразделить на три «волны».

1. Конец 1970-х — середина 1980-х. В этот период авторская песня была представлена в творчестве Александра Воложина, Александра Канапелькина, Евгения Костюкова, Игоря Сильченко (последний — лишь исполнитель, — т.е. включает в свой репертуар песни известных российских бардов).

2. Вторая половина 1980-х — середина 1990-х. Плеяда гомельских бардов пополняется именами Ильи Вареника и Якова Петушенко.

3. Вторая половина 1990-х — наши дни. В этот период в клубе уживаются как классическая авторская песня, так и бард-рок, о котором мы поговорим на следующем занятии.

Бардовское «крыло» наиболее ярко представлено в творчестве Каталины, Вячеслава Климовича, Ольги Ясюкович, Юрия Телкина, Натальи Щедровицкой.

В 1983 году в Бресте был создан КСП «Понедельник». Клуб основывали ребята из туристского альпинистского клуба Брестского электромеханического завода. Изначально в КСП вошли Николай Азарко, Ирина Соколова, Сергей Семашко, Татьяна Колокольцева, Людмила Витязева, Наталья и Нелли Горщарик, Анатолий Исаев, Александр Панасюк, Владимир Кузьмин. В фестивалях «Понедельника» также участвовали Сергей Прохоренко и Виталий Закржевский.

В 1981 году в Гродно на базе Гродненского Государственного университета им. Я. Купалы был создан клуб авторской песни. Год спустя клуб перебазировался в ДК Химиков и получил название «Панорама». В числе наиболее ярко выделившихся членов клуба — Владимир Евменчук, Анатолий Кардобнев, Елена Печинина, квартет «Диапазон» и др.

В 1987 году в Витебске был создан КСП «Аккорд». Изначально его представляли барды — Татьяна Лиховидова, Алексей Лубков, Эдуард Мулляр, Игорь Перелыгин, Владимир Цвика, Алексей Шелегов. Витебский КСП регулярно проводит фестивали авторской песни «Витебский листопад».

В том же году в Могилеве был создан КСП «Альтернатива» (в 1996 году переименован в «Новый город»). В числе наиболее ярких его представителей — белорусскоязычные барды Сергей Кулягин и Татьяна Орлова. КСП регулярно проводит фестивали «Мартовский кот» с участием бардов из различных городов Беларуси.

3. Начало 1990-х гг. — наши дни.

Данный период развития авторской песни отличается еще бóльшим плюрализмом по сравнению с предыдущим периодом. Причем можно говорить о многогранности плюрализма.

Во-первых, на территории Беларуси развивается как белорусскоязычная, так и русскоязычная авторская песня. Многие барды писали песни как на белорусском, так и на русском языке.

Во-вторых, наблюдается тенденция к взаимовлиянию авторской песни, рок-музыки и традиционной эстрады. Часто бывало так, что, например, одни и те же авторы-исполнители могли реализовать себя как в традиционной авторской песне, так и в бард-роке.

В-третьих, клубное движение приобрело еще бóльшую спонтанность: многие КСП, не выдержав экономического кризиса, прекратили свое существование. При вузах и ДК Минска и других городов республики то рождаются, то умирают КСП. Тяжелая экономическая ситуация, связанная с переходом на рыночные отношения, болезненно ударила по нерентабельным организациям, в число которых попали многие клубы авторской песни.

Однако наблюдаются и положительные моменты.

Во-первых, белорусскоязычная авторская песня и рок-музыка становятся известными за пределами республики. В Польше, в Грудеке (близ Белостока) с 1990 года вплоть до настоящего времени регулярно проводится ежегодный фестиваль «Басовішча», на который приглашаются барды и рок-музыканты; с 1994 года в Бельск-Подляске организуется фестиваль «Бардаўская восень».

Во-вторых, в Минске создается ряд фирм, специализирующихся на выпуске компакт-дисков, аудио- и видеокассет с записями белорусских бардов, рок-групп и фольклорных коллективов. В их числе — «Беларуская музычная альтэрнатыва», «Каўчэг», «Лімас» («Літаратура і мастацтва»). С конца 1980 — начала 1990-х гг. большие и малые издательства выпускают книги стихов белорусских бардов. На страницах молодежных и общественно-политических периодических изданий публикуются материалы, посвященные феномену белорусской авторской песни.

В 1990-е гг. появляются новые имена. В их числе — Анатолий Длусский, Татьяна Капенкова, Лана (Светлана) Медич, Анна Панкратова (Минск), Василий Авраменко, Александр Баль, Николай Жура, Игорь Мухин-Рабенок, Павел Пастухов, Виктор Юдин (Могилев), Каталина, Дмитрий Виноградов, Вячеслав Климович, Ольга Ясюкович, Наталья Денисюк (Гомель), Светлана Бень, Светлана Пышненко, Евгений Савельев, театр песни «Мерхавим» (Витебск), Галина Даревская (Орша), Валерий Жамойтин, Владимир Михновский, Валерий Руселик, Сергей Хильманович (Гродно), Олег Мизула (Сморгонь), Алесь Поплавский, Ольга Сидорук, Екатерина Хасаншина, Сергей Храмов, Тарас Юркевич, Андрей Янушкевич (Брест) и мн. др.

В среде любителей жанра по-прежнему остается популярной традиционная авторская песня. Одна из ее молодых представительниц — гомельчанка Каталина.

Свои первые песни Каталина начала писать в середине 1990-х гг. В 1997 году записала свой дебютный магнитофонный альбом, куда вошли её песни как на собственные тексты, так и на стихи современных гомельских поэтов, а также русских поэтов прошлого.

Звучит песня Каталины на стихи М. Цветаевой «Не самозванка» в авт. исп.

Учитель: — В это время продолжают создаваться объединения авторской песни. Одно из них — студия «Вежа», созданная в 1994 году в Бресте. «Вежа» ставила своей целью культивирование белорусской национальной песни. В него входили барды — Нияна Загоревская, Алесь Поплавский, Ольга Сидорук, Сергей Храмов и поэт Винцент (Вячеслав) Вашейко.

Ярким представителем литературной песни в студии «Вежа» была Ольга Сидорук. Свои первые песни Ольга написала в 1992 году, учась в Витебском Государственном педагогическом институте. Ольга не пишет текстов. Сама о себе она говорит: «Лучше меня написать поэт может, но лучше меня песню никто не споет»[12]. Ольга обращается к творчеству знакомых и любимых поэтов — Л. Гениуш, З. Дудюк, Н. Матяш, В. Тушновой...

Творчеству Ольги присущи яркий мелодизм, щемящая проникновенность, умение превращать понравившиеся стихи в выразительные, запоминающиеся песни. Послушаем одну из них, которая пользуется широкой популярностью на протяжении почти 10 лет.

Звучит песня О. Сидорук на стихи В. Вашейко «Цудоўная пані» в авт. исп.

Учитель: — Нельзя не сказать и о тенденции взаимодействия авторской песни с другими жанрами — традиционной эстрадной песней, шансоном, рок-музыкой.

В конце 1990-х гг. авторские песни начали привлекать к себе внимание профессиональных композиторов и аранжировщиков. Яркий тому пример — проект «Песни нашего века», в котором российские барды демонстрируют свое прочтение классики жанра — песен Ю. Визбора, Б. Окуджавы, Ю. Кима и др.

В начале нового тысячелетия песни белорусских бардов заинтересовали московских аранжировщиков. Один из примеров сотрудничества минских бардов и московских аранжировщиков мы сейчас услышим.

Звучит песня Е. Казанцевой «Про матрац» в исп. автора и проекта «Наши песни».

Учитель: — История и современность белорусской авторской песни во всех ее разновидностях демонстрируют ее жизнеспособность. Довольно широкие границы жанра позволяют белорусскому бардовскому движению ежегодно открывать новые имена. Для кого-то авторская песня — «ступенька» на пути к дальнейшему рóковому восхождению, кто-то балансирует на грани авторской песни и рок-музыки, создавая сольные или групповые проекты, кто-то остается верен классическим традициям.

§ 4. РОК-МУЗЫКА.

Звучит песня И. Ворошкевича «Бяжы, хлопец» в исп. группы «Крама».

Учитель: — Рок-музыка на территории нашей республики развивалась (и развивается) под большим влиянием рока западного и российского. Поэтому ее история рассматривается в контексте истории советского и пост-советского рока.

В ходе своего развития белорусская рок-музыка прошла несколько этапов.

1. 1962-1968 — период «битломании».

Коллективы, создававшиеся в этот период, можно назвать рок-группами с определенной степенью условности: как известно, само слово «рок» употребляется в американской прессе с 1967 года. В первой же половине 1960-х применялось другое определение — «биг-бит».

Самодеятельные коллективы имели два репертуара: первый, «официальный», включал в себя рекомендованные к исполнению песни советских композиторов. Второй, «неофициальный», состоял из произведений английских бит-групп — в частности, «Битлз», «Роллинг стоунз», «Шокинг блю», а также из собственных композиций в подражание западным кумирам. Тогда высшим критерием считалось играть «под Битлов», «один к одному». Песни сочинялись, как правило, на несовершенном английском языке.

История сохранила до нашего времени немного имен представителей биг-бит-движения. В их числе — минская группа «Золотые яблоки», в которой начинал свою деятельность будущий солист «Песняров» Леонид Борткевич, а также ансамбль «Акценты» (Брест), группа Владимира Каленчикова (Гомель) и др.

В Минске в середине 1960-х гг. формируется первая школа блюзовых гитаристов. Многие из них продолжают творческую деятельность до настоящего времени. Среди них — Евгений Коновалов, Геннадий Стариков, Владимир Угольник.

2. 1968-1980 — период профессионализации рок-музыки и ее взаимодействия с ВИА-стилем.

Для данного периода характерен ряд взаимосвязанных тенденций и противоречий. С одной стороны, рок-музыка в Белоруссии, как и в других бывших союзных республиках, подверглась гонениям и запретам. ЦК КПСС ставил задачи «усиления идеологической работы», что не могло не сказаться на спорных видах культуры, в частности, на развитии таких жанров, как авторская песня, джаз, эстрадная и рок-музыка. Самодеятельные группы в большинстве случаев подлежали расформированию. Многие музыканты были вынуждены работать в филармонических ВИА.