Смекни!
smekni.com

Учебно-методическое пособие для учителей музыки и мировой художественной культуры и студентов педагогических вузов Брест, 2002 (стр. 16 из 26)

Звучит песня Е. Крылатова на стихи Ю. Энтина «Крылатые качели» из к/ф “Приключения Электроника» в исп. проекта «Киндерсюрприз».

Учитель: Некоторые группы удачно синтезировали панк с другими направлениями — индастриэлом, «новой волной», реггеем и поп-роком. Характерным тому примером может служить творчество минской группы «Нейро дюбель».

Звучит песня А. Куллинковича «Охотник и сайгак» в исп. группы «Нейро дюбель».

Учитель: — В 1990 — начале 2000-х гг. популярностью пользовался стиль ритм-энд-блюз. В числе групп, работающих в данном стиле — «Ву-вэй», «Джазгровер», «Моджо блюз», «Экивоки» (Минск), «Наррейтер» (Гомель), «Сэвэн-Би» (Гродно), «Столле» (Лида), «Маленькие трагедии» (Могилев), «Уайт найт блюз» (Могилев — Белынич), «С.П.» (Брест) и др. Исполняя традиционный ритм-энд-блюз, многие группы пытались творчески переосмыслить классические традиции, перенести их на русско-белорусскую почву.

Звучит песня Ю. Нестеренко на стихи И. Иртеньева «Это что?» в исп. группы «Уайт найт блюз».

Учитель: — В 1990-е гг. ярко обозначилась тенденция возрождения интереса к хард-року. В числе наиболее известных хард-роковых групп этого периода — «Стокс» (Минск), «Рублевая зона» (Новополоцк), «Афазия» (Могилев), «Вельд», «Вокзал», «Магистр» (Витебск), «Империя», «Кобра» (Брест). В музыке группы эксплуатировали клише как британского, так и советского хард-рока. Тексты отличались философичностью, часто в них звучали христианские мотивы.

Звучит песня И. Топольницкого «Боль отпустила» в исп. Группы «Империя».

Учитель: — Еще один пласт рок-культуры — стиль хэви-метал во всех его разновидностях — от блэк-метал до дум-метал. Проводить грани между данными «ответвлениями» чрезвычайно сложно, так как одна и та же группа может сочетать в своем творчестве различные стилевые течения. Из наиболее известных «металлических» групп можно отметить минские «Вишис крусэйд», «Торнадо», «Эксгуматор», гомельские «Годс тауэр» и «Инсэниа тривиум», брестские «Гладиатор», впоследствии трансформировавшийся в «Вулфшейд» и «Гейтвард». Данные группы испытывали на себе влияние западного «металла» конца 1980 — начала 1990-х гг., поэтому создают свои композиции на английском языке. Тематика текстов чрезвычайно широка — от заигрывания с темными силами, культивирования жестокости и насилия до философских размышлений о жизни, обращения к христианской и языческой религии. Некоторые «металлические» группы вплетают в музыкальную ткань элементы фольклора. Яркий образец такого синтеза — баллада брестской группы «Вулфшейд» «The Sun on the sleepless», написанная по мотивам купальской легенды о папоротнике, который приносит людям счастье.

Звучит баллада С. Стаховского «The Sun on the sleeples» в исп. группы «Вулфшейд».

Учитель: — Сиэттлская группа «Нирвана» пользовалась популярностью в определенных кругах. Таким образом в республиках бывшего СССР — Беларусь не исключение — получил распространение стиль грандж. Некоторые группы, как, например, минский «Анаврин», трансформировавшийся в «Киндергарден», а впоследствии — в знаменитые «Леприконсы», молодеченский «Хэппи фэйс», брестский «Клей!», гомельский «Пингвинз» считались чисто гранджевыми группами. Другие — витебский «ЛКТ» (впоследствии — «Лук аут»), могилевское «Место распродажи иллюзий», гродненский «Пост», брестский «Онегин» — имеют в своем репертуаре гранджевые программы или номера. Музыка и тексты сводятся к слепому копированию американских стандартов.

Звучит песня И. Курочкина «Папа» в исп. группы «Клей!»

Учитель: — В 1990-е гг. продолжает развиваться стиль, часто именуемый в прессе индастриэлом. На самом деле это сочетание индастриэла с техно, нойзом и электронной музыкой, а иногда — с рэпом. В данном направлении работают проекты минчанина Владислава Бубина — «Кричев версус бан», «Пане каханку», «Прас», «Фэт нот дет», «Штрих-кот», «Энгри роуз 2000», а также группы «Дромос», «Звук», «Логика метро», «Стереонойз гэлери» (Минск), «Дети неба» (Могилев), «Ту лэйт фроузен» (Брест) и др.

Звучит композиция В. Бубина «Borto» в исп. проекта «Пане каханку».

Учитель: — Русскоязычный бард-рок на территории Беларуси носил откровенно подражательный характер: рок-барды в своем творчестве отталкиваются от традиций, заложенных корифеями русского рока — А. Башлачевым, Б. Гребенщиковым, А. Макаревичем, В. Шахриным, Ю. Шевчуком и др. Представители стиля — брестчанин Василий Баннов, гомельчане Тимофей Ежов, Андрей Киселев, Олег Юркович, витебчанка Светлана Бень, минские группы «Аэроплан», «H2o» и др.

Звучит песня Р. Мосейчука «Чертовщина» в авт. исп.

Учитель: — Русскоязычный фолк-рок на территории Беларуси и в музыке, и в текстах ориентируется, главным образом, на российские образцы (Н. Маркова, «Калинов мост» и др.). Фолк-рок развивается преимущественно на периферии республики. Наиболее яркие представители фолк-рока — группы «Вруцелето» (Гомель), «Витраж» (Брест), «Немо» (Лида); в стиле, близком к фолк-року, выдержаны некоторые программы могилевской группы «Округ свободного искусства».

Звучит песня А. Блохина на стихи Ф. Г. Лорки «Поступь Сигирийи» в исп. группы «Немо».

Учитель: — Для нас большой интерес представляет стиль, часто именующийся авангардным роком. Он сочетает в себе жанрово-стилевые особенности рока, джаза, фольклора, академической музыки. Еще в предыдущие десятилетия имели место попытки взаимопроникновения рока и симфонической музыки (вспомним III симфонию А. Шнитке или XI симфонию Д. Смольского). В 1990-е гг. подобные попытки предпринимаются белорусскими рок-музыкантами. В числе представителей авангарда — группы «Вершина», «Князь Мышкин», «Нагуаль», «Распилил и выбросил», «С душком» (Минск), «Армагеддон» (Речица), «Мобильно-индустриальный цирк» (Могилев), «Наизнанку» (Брест) и др.

Авангардные группы часто экспериментируют с музыкой, словом, танцем, сценическим действием. Иногда стихи классиков могут подвергаться переосмыслению, изменяясь до неузнаваемости.

Характерный тому пример — композиция брестской группы «Наизнанку» «Одноóбразный человек» на текст монолога Гамлета «Быть или не быть?» из трагедии У. Шекспира «Гамлет».

Звучит композиция Д. Масловского и О. Степанюка на текст Монолога Гамлета У. Шекспира «Одноóбразный человек» в исп. группы «Наизнанку».

Учитель: — Брит-поп сформировался в Беларуси лишь к концу 1990-х гг. Его немногочисленные представители — группы «Джайтерс», «Любовь и спорт» (Минск), «Дэстени», «Республика Шкид» (Брест). Группы культивируют стандарты британского и российского брит-попа. Тексты характеризуются бессодержательностью, незамысловатостью, эксплуатацией любовной тематики.

Звучит песня А. Вашкевича «Лед и солнце» в исп. группы «Любовь и спорт».

Учитель: — Поп-рок, или «рокапопс» — понятие многогранное. Оно может охватывать любые жанрово-стилевые пласты — от традиционной эстрадной песни до гранджа, от дворового фольклора до панка, от джаз-рока до латиноамериканских или ямайкских ритмов, от кабацкой лирики до фанка. Именно поэтому он пользуется широкой популярностью далеко не только в «рокерской» среде.

К числу «поп-роковых» групп в той или иной степени можно отнести «Ляпис Трубецкой», «Леприконсы», «Нео» (Минск), «Алмазный фронт» (Витебск), «Онегин», «Садъ», «Шестой эпизод» (Брест), «Гравицаппа» (Гродно) и мн. др. Их музыкальный материал отличается гладкостью, внешней красивостью, эстетической сделанностью, грамотностью аранжировок. В то же время тексты композиций далеко не однородны — от характерной для традиционной эстрадной песни любовной лирики до философских, от откровенно пошлых стишков до оригинальных трактовок произведений российских и зарубежных поэтов.

Звучит песня Ю. Корогоды «Если» в исп. группы «Онегин».

Учитель: — Национальный рок не отличается столь широким спектром стилевых направлений. И это объяснимо: белорусскоязычный рок — явление молодое сравнительно с роком русскоязычным.

Характерной чертой национального рока является то, что одни и те же группы работают на стыке разных стилей — бард- и хард-рока, хард-рока и ритм-энд-блюза, хард- и панк-рока и т.п.

Одной из наиболее ярких белорусскоязычных остается группа «Крама», выкристаллизовавшаяся в 1991 году из «Рокіса», о котором речь шла ранее. «Крама» сочетает стилевые черты хард-рока и ритм-энд-блюза. Тематический спектр текстов чрезвычайно широк. Но наиболее интересными представляются лирические композиции коллектива.

Звучит песня И. Ворошкевича «Аксамітная вада» в исп. группы «Крама».

Учитель: — Национальный хэви-метал сформировался во второй половине 1990-х гг. Он представлен группами «Зніч» (Минск), «Апраксія» (Орша) и «Гейтвард» (Брест). В музыке эти группы сочетают традиции блэк-метал и белорусского фольклора. Тексты обращены к истории, в дохристианское прошлое, проникнуты любовью к родной земле.

Звучит композиция А. Тоболича «Дзікае паляванне» в исп. группы «Апраксія».

Учитель: — Группа «Новае неба» была создана в 1991 году бард-певицей Касей Камоцкой. Изначально ориентировалась на бард-рок. Как говорит в своих интервью Кася, при создании песен группы огромную роль играет текст. Для «Новага неба» пишут поэты — представители новой белорусской литературной формации — Адам Глобус, Анатолий Сыс, Игорь Бобков, Татьяна Сапач, Михаил Анемподистов, лидер группы «Мроя» Лявон (Леонид) Вольский. «Новае неба» сочетает традиции бард-рока с электрическими, иногда близкими к хард-року, звучаниями.

Звучит песня К. Камоцкой на стихи А. Мельникова «Гэта мы!» в исп. группы «Новае неба».

Учитель: — В 1994 году на базе распавшейся группы «Мроя» был создан новый коллектив — «Н.Р.М.» (название расшифровывается как «Незалежная рэспубліка Мроя»). В музыке «Н.Р.М.» синтезирует стилевые особенности панк-, хард- и фолк-рока и хэви-метал. Тексты носят ярко выраженный социально-политический характер. Во многих песнях лидера группы Лявона Вольского находит отражение тема тяжелой жизни белорусского народа в условиях современной действительности.