Смекни!
smekni.com

Учебно-методическое пособие для учителей музыки и мировой художественной культуры и студентов педагогических вузов Брест, 2002 (стр. 17 из 26)

Звучит песня Л. Вольского «Дастала» в исп. группы «Н.Р.М.».

Учитель: — Белорусскоязычный панк-рок представлен гродненскими группами «Дівэйшн» и «Кальян», а также некоторыми композициями лидера группы «Нейро дюбель» Александра Куллинковича.

Звучит песня А. Куллинковича «Пра паперу» в исп. группы «Нейро дюбель».

Учитель: — Важный пласт белорусского рока связан с обращением к национальному фольклору. В 1990-е гг. было создано несколько групп, ориентированных на фолк- и этно-музыку. В их числе — «Палац», «Крыві», «Троіца», «Юр’я» (Минск), «Стары Ольса», «Бан-жвірба» (Гомель), дуэт Александры Кирсановой и Константина Драпезы (Борисов). Репертуар этих коллективов включает как обработки старинных белорусских народных песен, так и собственные сочинения, по интонационному строю и содержанию близкие народным (достаточно вспомнить высказывание М. Глинки: «Музыку создает народ, а мы, композиторы, лишь ее аранжируем»). В свой состав эти группы часто включают старинные белорусские инструменты — лиры, цимбалы, дудки, жалейки.

Звучит белорусская народная песня «За туманам» в исп. группы «Крыв».

Учитель: — В мировой музыке в 1990-е гг. наметилась тенденция к синтезу и полилогу различных культур — европейской, азиатской, африканской, латиноамериканской, с чем связано появление так называемой «Уорлд мьюзик» (от англ. world music — мировая музыка). Группы переплетают элементы музыки своего народа с фольклорными традициями других стран.

Звучит курдская народная песня «Нерем-нерем» в исп. группы «Крыві».

Учитель: — Во второй половине 1990-х гг. в белорусском музыке наметилась еще одна тенденция — к созданию музыкальных проектов, объединяющих ведущих рок-музыкантов республики. Такие проекты, как правило, одноразовые и построены по тематическому принципу. Так, записанный в 1997 году проектом поэта М. Анемподистова «Народны альбом» полностью посвящен белорусской истории. Его музыкальную основу составили как народные песни, так и номера, специально сочиненные на стихи М. Анемподистова.

Звучит фрагмент «Народнага альбома» (по выбору учителя).

Учитель: — Проект «Святы вечар 2000» включает в себя белорусские рождественские и колядные песни, а также обработки классических произведений, так или иначе посвященных христианской теме.

Звучит «Ave Maria» Ф. Шуберта в исп. В. Кругловой.

Учитель: — В 2000 году поэтом и журналистом Алесем Сушей был организован проект «Я нарадзіўся тут». Одноименный альбом представляет собой цикл зарисовок из жизни белорусского народа с мастерским вплетением песен, ставших классикой — ведь эти песни составляли неотъемлемую часть нашей жизни.

Один из наиболее показательных номеров альбома — композиция известного минского рэппера Александра Помидорова (Кривошеева) «Крывавае свята на Нямізе», посвященная трагическому событию, случившемуся в Минске 30 мая 1999 года в подземном переходе на станции метро Немига. Драматургическими средствами (эмоционально насыщенный рэп, тяжелое гитарное звучание, «вдалбливание» на протяжении всей композиции одного гармонического построения, повторение молитвы в припеве) воссоздают страшную картину «кровавого праздника».

Звучит композиция А. Помидорова «Крывавае свята на Нямізе» в исп. автора, В. Кругловой и проекта «Я нарадзіўся тут».

Учитель: — В 2001 году композитор Дмитрий Войтюшкевич (экс-«Крыві») и поэт Леонид Дранько-Майсюк создали музыкальный спектакль «Цацачная крама», традиционно и структурно напоминающий гладковских «Бременских музыкантов». Однако было бы ошибкой сводить это произведение к «детской музыкальной сказке»: стихи Л. Дранько-Майсюка заключают социальный и философский подтекст. В них в аллегорической форме показана наша действительность.

Звучит «Песня Галоднага Воўка» из спектакля «Цацачная крама» в исп. Д. Войтюшкевича и Я. Поплавской.

Учитель: — В 2002 году лидером группы «Н.Р.М.» был создан проект «Крамбамбуля» специально для исполнения застольных песен. Слово «крамбамбуля» обозначает старинный белорусский алкогольный напиток, о котором сегодня все забыли. Но основная идея проекта гораздо шире — возрождение древних национальных традиций и обычаев белорусского народа.

Звучит фрагмент альбома «Крамбамбуля» (по выбору учителя).

Учитель: — В заключение — несколько слов о фестивалях, определяющих развитие белорусского рока.

Фестиваль «Рок-каранацыя» задуман и проводится с целью определения и награждения наиболее отличившихся в течение года музыкантов и коллективов, играющих рок-музыку. Первые два фестиваля, проведенные по итогам 1994 и 1995 гг. в помещении Альтернативного театра снискали фестивалю немалую популярность у музыкантов и слушателей,и,кроме того, имели широкий резонанс в средствах массовой информации. Последующие фестивали проводились в киноконцертных залах кинотеатров «Октябрь» и «Москва». Выбор участников фестиваля осуществляется на основании опроса музыкальных критиков,журналистов, людей, имеющих непосредственное отношение к шоу-бизнесу. Вручение главной награды фестиваля — “Рок-Короны” — лучшим коллективам 1994 года («Крама»), 1995 года («Рублевая Зона»), 1996 года («Ляпис Трубецкой»), 1997 года («Н.Р.М.») не только помогло утверждению этих команд на вершине музыкального Олимпа, но и в значительной степени повлияло на развитие рок-н-ролльного жанра в Беларуси.

Кроме главной награды фестиваля “Рок-Короны” (Исполнитель года), награды традиционно вручаются в следующих номинациях — Альбом года, Песня года, Открытие года (Дебют), Традиция и современность. Год от года список номинаций расширяется, и теперь наградами также отмечаются Лучшие тексты, Видеоклип года, Рок-Княжна, Событие года, Музыкант года. Когда появляется необходимость отметить музыкальное явление, не подпадающее под существующие номинации, могут вручаться специальные призы. Например, в 1995 году — Шоумен года (Олег “Джаггер” Минаков), За верность жанру (Крама), в 1996 — За лучшую интерпретацию эстрадного шлягера («Нейро Дюбель»), в 1998 году — За покорение зарубежного рынка («Ляпис Трубецкой») и др.

Помимо выступлений участников награждения предусматривается выступление гостей. В числе гостей на церемониях выступали Владимир Мулявин и «Песняры», «Сябры», «Верасы», Лика, композитор Олег Елисеенков и др.

Фестиваль проводится рекламно-издательской фирмой «Ковчег» и продюсерским центром «Класс-Клуб джаз-крафт».

Еще один фестиваль — уже упоминавшаяся нами «Басовішча» — явилась для многих белорусскоязычных групп своеобразным «окном в Европу».. На «Басовішчэ» выступали лучшие белорусские группы — «Крама», «Н.Р.М.», «Уліс» и мн. др.

Мы рассмотрели здесь лишь самые основные направления белорусской музыки, в которой художественно ценные образцы соседствуют с низкопробными поделками. С каждым годом белорусская рок-музыка развивается, взаимодействуя с джазом, авторской песней, компьютерной музыкой, в ней появляются новые стили и направления. Но пока лишь немногие ее образцы могут претендовать на конкурентоспособность на мировом музыкальном рынке. Сказанное относится лишь к фолк-и этно-проектам, которым удалось заинтересовать зарубежных слушателей современными интерпретациями белорусских народных песен. За этой музыкой — будущее.

ДЖАЗ-ПОП-РОК-ЛЕКСИКОН.

АВАНГАРДНЫЙ РОК (фр. avante garde — впереди идущий). Первой предпосылкой появления А. р. послужили поиски композиторов, работавших в академических жанрах, начиная с нововенской школы, куда входили экспрессионисты А. Берг, А. Веберн, А. Шёнберг, а также авангардистов последующих десятилетий — П. Булеза (Франция), Л. Берио, Л. Ноно (Италия), К. Штокхаузена (ФРГ), Н. Осборна (Великобритания), Я. Ксенакиса (Греция), С. Прокофьева, Д. Шостаковича, С. Губайдулиной, Э. Денисова, А. Шнитке (Россия) и мн. др.

Другая предпосылка — эксперименты композиторов в жанре электронной музыки — Ф. Гласа, Дж, Кейджа (США), Э. Артемьева, И. Соколовского, М. Чекалина (Россия) и др.

Наконец, третье важное течение А. р. возникло в 1968 г. с созданием композиции Дж. Леннона «Революция № 9», положившей начало поискам «пограничных зон» сплава элементов традиционного рока, модерн-джаза, фольклора, а также композиционных приемов современной академической (камерной и симфонической) музыки.

АВТОРСКАЯ ПЕСНЯ — жанр самодеятельного творчества. Первые ее образцы возникли во второй половине 1930 — начале 1940-х гг. Но как самостоятельный жанр А. п. сложилась лишь к середине 1950-х гг. Поначалу для ее обозначения в литературе употреблялись термины «самодеятельная» и «бардовская» (от кельт. bard — музыкант, певец, поэт). Ее также часто называли «гитарной», поскольку традиционно аккомпанирующим инструментом являлась шестиструнная гитара. С середины 1960-х гг. вошел в обиход термин «А. п.», введение которого приписывается Владимиру Высоцкому и обозревателю журнала «Юность» Алле Гербер.

Важными отличительными признаками А. п. являются: повышенный синкретизм — сочетание в одном лице автора музыки (композитора) и слов (поэта), а также исполнителя (певца и аккомпаниатора), глубокая содержательность, непосредственная связь содержания песен с жизнью, с окружающей действительностью, интимность, доверительность, камерность, исповедальность. Круг тем, нашедших отражение в А. п., чрезвычайно широк — от сталинских репрессий и критики общественных недостатков до любовной лирики и христианских мотивов.

АЛЬТЕРНАТИВ, АЛЬТЕРНАТИВА, АЛЬТЕРНАТИВНАЯ МУЗЫКА (фр. alternative; от лат. alter — один из двух) — понятие, обозначающее необычность, экспериментальностьь музыкального материала. Иногда термин тракту­ют как противопоставление поп-музыке, а также традиционным стилевым направлениям джаза и рок-музыки, чаще — как нечто выходящее за рамки всей совокупности основных стилей.