Смекни!
smekni.com

Учебно-методическое пособие для учителей музыки и мировой художественной культуры и студентов педагогических вузов Брест, 2002 (стр. 20 из 26)

«Эра свинга» подвела черту в истории традиционного Д.

В 1930-е гг. Д. получил распространение в странах Европы и оказал влияние на творчество композиторов, работающих в академических жанрах (Д. Мийо, П. Хиндемит, С. Прокофьев, Д. Шостакович и др.).

Начало 1940-х гг. знаменуется рождением современного джаза, в развитии которого выделяются следующие подэтапы:

1) Бибоп (начало 1940 — середина 1950-х гг.). Бибоп, или рибоп (англ. звукоподраж. be bop) возник как реакция на повсеместное распространение свинга и продолжил развивать его принципы в использовании выразительных средств, но вместе с тем обнаружил ряд противоположных тенденций: бибоп — это экспериментальное направление в Д., возникшее под влиянием традиций европейской академической музыки и связанное, главным образом, с практикой малых ансамблей (комбо), музыка, создаваемая для ограниченного круга знатоков и ценителей. Главной фигурой здесь становится импровизатор, в роли которого может выступать любой участник ансамбля, в совершенстве владеющий музыкальным инструментом (или голосом), стремящийся к индивидуальному самовыражению. Другие специфические черты бибопа — тенденция к возрождению и одновременно обновлению негритянских традиций «горячего» стиля, новаторство в сфере мелодики, гармонии и тональности, использование политональности и атональности, обилие хроматизмов, диссонансов и кластеров, широкое применение «рваных» ритмов, усиление фактора неожиданности и непредсказуемости, нарушение регулярности движения, склонность к асимметричным построениям. В области вокала утвердилась и получила развитие заимствованная музыкантами бибопа из традиционного джаза особая бестекстовая, слоговая техника исполнения (скэт), что позволило использовать голос в качестве виртуозного инструмента.

Еще одна область экспериментирования музыкантов бибопа — освоение латиноамериканских ритмов, фольклорного инструментария народов Центральной и Южной Америки.Наиболее значительные достижения в этой области принадлежат афрокубинскому Д. (кубопу или кубана-бопу).

2) Подразделение бибопа на кул-джаз и хард-боп (конец 1940 — середина 1960-х гг.

Кул-джаз (англ. cool — прохладный, холодный) — стиль Д., сформировавшийся на рубеже 1940—1950-х гг. Термин «кул» был введен негритянским свинговым саксофонистом Лестером Янгом, разработавшим основы и принципы данного стиля. Характерные черты кула — «прохладная» манера подачи музыкального материала (отсюда и название), эмоциональная сдержанность, усиление интеллектуального начала, возросшая роль композиции, усложнение тонально-модуляционной логики, использование элементов политональности и атональности, полифонизация фактуры, тенденция к сближению с европейской академической музыкой. Кул культивировался преимущественно «белыми» музыкантами.

Хард-боп (англ. hard — твердый, жесткий) — стиль современного Д. Известен также под названиями «ривайвл-боп» (от англ. revival — возрождение, букв. «возрождение бопа»), «необоп» («новый боп»), «модерн-боп» («современный боп»). Является продолжением традиций классического «горячего» Д., ритм-энд-блюза и бибопа. Возник в первой половине 1950-х гг. как реакция на академизм и европейскую ориентацию кул-джаза и традиций западных штатов Америки, достигших к этому времени своего расцвета. Характерные черты раннего хард-бопа — примат мелодической импровизации, преобладание жестко акцентированной ритмики сопровождения, усиление блюзовых элементов в интонировании и гармонии, возрождение хот-тона («горячего» тона, тенденция к выявлению вокального начала в импровизации, некоторое упрощение музыкального языка по сравнению с экспериментами музыкантов бибопа и кул-джаза.

Кул-джаз и хард-боп, несмотря на их различия, в одинаковой мере испытывали на себе влияние африканских и латиноамериканских ритмов.

3) Авангардизация Д. (середина 1960-х — наши дни). Данный период отмечен еще большим взаимодействием и переплетением Д. с рок-музыкой, европейскими академическими традициями, а также фольклором африканских, латиноамериканских, европейских и азиатских народов.

Наиболее яркое воплощение авангардизации Д. — стиль фри-джаз (англ. free — свободный), связанный с радикальными экспериментами в области гармонии, формы, ритмики, мелодики и техники импровизации. Характерные черты фри-джаза — культ свободной индивидуальной или коллективной импровизации, широкое применение полиритмии и полиметрии, политональности и атональности, серийной и додекафонной техники, свободных форм.

ДЖАЗ-РОК — синтетическое направление, имеющее две основные ветви. Во-первых, этим термином часто называют материал групп, играющих более-менее традиционный рок с использованием духовых («джазовых») инструментов (саксофонов и труб) и иногда с элементами импровизации (что, впрочем, не чуждо року вообще). Хотя применительно к ним правильнее было бы употреблять термин «брасс-рок» (от англ. brass — медные духовые инструменты). Во-вторых (и это употребление более уместно), термин относят к крайнему (и наиболее развивавшемуся в последние десятилетия) кры­лу джаза, которое исполняется с широким использованием рок-инструментов (гитар, электроклавишных и т.д.), рок-размеров и других завоеваний рок-музыки (вплоть до того, что к нему обращаются сами рок-музыканты). Указанная вторая ветвь Д.-р. со временем приоб­рела некоторые собственные стандарты и название «фьюжн» (от англ. fusion — слияние, сплав, сочетание), чем подчеркивалось смешение задействованных стилей и даже целых музыкальных культур.

«ДИСКО»-МУЗЫКА (фр. discotheque — собрание пластинок) —стиль танцевальной музыки, получивший распространение в США и странах Европы в середине 1970-х гг. Возник одновременно в трех странах — в Швеции, ФРГ и США. Музыкальную основу «Д.»-м. составляет упрощенная соул- и фанк-музыка, в 1990-е гг. «диско» ассимилирует африканские и латиноамериканские ритмы. Стиль «диско» характеризуется простыми, легко запоминаемыми мелодиями, однообразным, напоминающим работу часового механизма ритмом, широким применением синтезаторных эффектов, «инструментализацией» вокала, бесконфликтностью содержания текстов.

В истории зарубежной «Д.»-м. можно выделить три этапа: 1) 1974 — начало 1980-х — так называемое традиционное «диско». Огромную роль в популяризации «Д.»-м. сыграл фильм «Лихорадка в субботу вечером» (1979). 2) Начало 1980 — начало 1990-х гг. В это время происходит формирование так называемого «евро-диско». 3) 1990-е гг. Для этого этапа характерна реанимация старых «диско»-групп, написание ремиксов на «классику» стиля.

ИНДАСТРИЭЛ (англ. industrial — индустриальный, промышленный) — музыкальный стиль, использующий звукозаписывающую и электронно-вычислительную технику, синтезаторы и самодельные инструменты для извлечения различных звуков и шумов индустриально-городского типа.

В числе первых «индустриальных» произведений можно назвать эксперименты композиторов — классиков и авангардистов — в академических жанрах, начатые еще в 1920-е гг. и продолжающиеся до сих пор — К. Пендерецкого (Польша), К. Штокхаузена (ФРГ), П. Булеза (Франция), Л. Берио и Л. Ноно (Италия), Ф. Гласа и Дж. Кейджа (США), А. Авраамова, С. Прокофьева, Д. Шостаковича, С. Губайдулиной, Э. Денисова, А. Шнитке (СССР) и мн. др. В области рок-музыки важной вехой на пути к И. явилась авангардная композиция Дж. Леннона «Революция № 9» (1968), представляющая собой комбинированный набор музыкальных и шумовых звуков.

К числу отправных пунктов стиля можно отнести, во-первых, хэви-метал с однообразным повторением первичных механизированных звуковых построений, обязательным элементом которых является фузз, служащий для создания ощущения перегруженности звука и позволяющий передавать грохот мотора, шум завода и т.п.; во-вторых, психоделия с монотонным повторением случайных звуков, вконец надоедливых аккордов.

Сам термин «И.» возник в 1976 г., когда лондонская группа «Тробинг грайстл» основала студию «Индастриэл рекордз». При всех различиях музыки «индустриалистов», всех их объединяло одно — своим творчеством они выражали протест против политического и социального строя общества того времени. Они считали себя не просто музыкальным движением, а представителями альтернативной культуры, которая противопоставлялась культуре традиционной. Основными характерными чертами «индустриальных» групп того периода было сознательное решение записываться на независимых студиях, широкое использование синтезаторов, а также всевозможных подручных средств для извлечения альтернативных «звуков без смысла», которые являлись неким противовесом традиционной музыке, своего рода анти-музыкой; использование соответствующего видеооформления.

С конца 1970-х — начала 1980-х гг. музыка и тексты «индустриалистов» уже не были столь социально остры. И. 1990-х гг. стал еще более мягким и мелодичным, что было связано с удешевлением компьютерных программ, позволяющих записывать и воспроизводить «индустриальную» музыку в домашних условиях. По сути, это электронная музыка, имеющая своеобразный танцевальный ритм, в который вклиниваются резкие звуки и различные немузыкальные шумы.

ИНДЕПЕНДЕНТ (англ. independence — независимость) — понятие, относящееся к исполнителям, не имеющим контракта с крупными фирмами звукозаписи, и, следовательно, не зависящим от господствующих на поп-рынках стереотипов. К стилю понятие «И.» не имеет отношения. В бывших республиках СССР, где контрактная система в сфере грамзаписи (как, впрочем, и сама эта сфера) практически не развита, данное понятие лишено содержания. Как правило, это определение совпадает с понятием «андерграунд».