Смекни!
smekni.com

Учебно-методическое пособие для учителей музыки и мировой художественной культуры и студентов педагогических вузов Брест, 2002 (стр. 21 из 26)

КАНТРИ (англ. country — сельский, деревенский), развившаяся из фольклорных истоков традиционная песенно-инструментальная музыкальная культура белого населения юго-восточных и западных районов США; использует элементы блюза, упрощенного джаза и даже польки. Сложилась в начале XX века в результате смешения архаических форм музыкального фольклора европейских иммигрантов (прежде всего кельтских баллад). Первоначально бытовала главным образом в сельской местности под названием «фолк-мьюзик» ((англ. folk — народ). После Первой мировой войны получила широкое распространение благодаря грамзаписи и радио; к 1940-м годам постепенно коммерциализировалась, Вместе с ковбойскими песнями Запада — «вестернами» — приобрела популярность в городской среде под названием «кантри-энд-вестерн». В некоторых своих разновидностях — например, в музыке «блюграсс» — обнаруживает негритянские влияния. В настоящее время почти целиком относится к сфере коммерческой популярной музыки.

МЭЙНСТРИМ (англ. mainstream — основной поток) — возникший в 1950-е гг. термин, употребляемый для обозначения устоявшихся направлений сначала джаза, а впоследствии поп- и рок-музыки.

МЮЗИКЛ (англ. musical — музыкальный) — музыкально-сценическое произведение, в котором используются различные средства эстрадной и бытовой музыки, драматического, хореографического и оперного искусств. Истоки жанра — итальянские «комедии масок», итальянская и французская комическая опера, немецкий и австрийский зингшпиль, оперетта. Жанр сформировался в США в 1920—1930-х гг.; расцвет наступил в 1940—1960-х гг. (К. Портер,
Ф. Лоу, Л. Бернстайн и др.)

«НОВАЯ ВОЛНА», «НЬЮ ВЭЙВ» (англ. new wave — новая волна) — общий термин для обозначения ряда направлений британской поп- и рок-музыки 1977—1984 гг. Возникновение самого термина «Н. в.» относят к 1977 г. «Н. в.» проистекает из таких, казалось бы, несочетаемых стилей, как «диско»-музыка, панк-рок и фанк и включает в себя европейские романтические вариации на тему ямайкских реггей и ска, так называемый «африканский рок», постпанк, электро-поп, неопсиходелический рок и нео-роко-билли. Для «Н. в.» характерны изощренное электронное звучание, танцевальная ритмическая основа, лаконичность композиций, повышенное внимание к имиджу артистов (одежда, грим), сценическому оформлению шоу и видеоряду, который, в свою очередь, заметно подвержен влиянию декаданса и буффонады.

В отечественной журналистике и музыкальной критике под «Н. в.» понимается также стилизация под ретро-музыку (современные обработки советских эстрадных песен 1930—1950-х гг.).

НОЙЗ (англ. noise — шум) — звуковой эффект, вызывающий ассоциации с шумом и скрежетом, достигаемый при помощи электрогитар или специальных компьютерных программ. Н., как эффект, часто используется в хэви-метал, панк-роке, индастриэле и других направлениях рок-музыки последних лет. Иногда Н. ошибочно называют стилем внутри рока.

ОПЕРЕТТА (итал. operetta — маленькая опера) — один из видов музыкального театра, сочетающий вокальную и инструментальную музыку, танец, балет, элементы эстрадного искусства. Обычно основу О. составляют песни, арии и дуэты (реже — хоры) куплетного строения, чередующиеся с разговорными сценами.

До середины XIX в. «О.» называли небольшие оперы. Ее истоки — итальянские «комедии масок», французские комические оперы, немецкие и австрийские зингшпили, а также оперные пародии. Как самостоятельное явление, О. сформировалась во Франции в 1850-е гг. В два последующие десятилетия распространилась в странах Западной Европы, а в первые десятилетия XX в. — в США.

ПАНК-РОК (англ. punk — изгой, мусор, отброс, отребье, амер. — подонок, шпана) — стиль рок-музыки, сложившийся в США во второй половине 1960-х гг. как реакция на вторжение британского биг-бита и на коммерциализацию жанра в целом. Панки исповедовали тотальный нигилизм, протест против сложившихся этических, эстетических, политических и иных канонов. Поэтому изначально характерными чертами П.-р. были нарочито грязная игра, неопрятная внешность, ориентация на скандальность, демонстрация непристойностей на сцене.

Первая волна панк-движения сформировалась в Нью-Йорке приблизительно в 1967 г. 1975 год знаменуется «вторым пришествием» П.-р. — на сей раз в Великобританию. В творчестве английских панк-групп черты данного стиля были канонизированы. В середине 1980-х гг. профессиональный рост панк-музыкантов и взаимодействие П.-р. с другими направлениями рока — хэви-метал, техно и мн. др. — привело к возникновению новых стилей — постпанка и хардкора.

Вторая половина 1990-х гг. знаменуется возникновением новых разновидностей П.-р. — таких, как краст (от англ. chrust — крушить), предполагающий слияние звучаний традиционного панка, и вокальных «рычаний», характерных для новейших разновидностей хэви-метал, ой (от частого повторения междометия «Ой») и др.

ПОП-МУЗЫКА (англ. pop; сокращ. от итал. populus — народный, общедоступный). Термин употребляется приблизительно с начала 1960-х гг. В широком смысле слова П.-м. — совокупность музыкальных жанров, стилей и направлений, носящих развлекательный характер и имеющих ярко выраженную коммерческую направленность.

Многие исследователи разграничивают понятия «Популярная музыка» и «П.-м.». По их мнению, популярными в равной степени могут быть и оперная ария, и романс, и фортепианное сочинение, и произведение для симфонического оркестра, и джазовая пьеса, и эстрадная песня, и рок-композиция. Приставка же «поп» обозначает ориентацию на сугубо коммерческие цели.

Понятие «П.-м.» обладает исторической и географической подвижностью. Так, то, что сегодня попадает в разряд П.-м., вследствие изменяющихся музыкальных вкусов аудитории завтра может ею уже не быть. То, что считается П.-м. в одной стране, за ее пределами может таковой и не являться. Например, в США в первой половине XX в. к области П.-м. можно было отнести традиционный джаз. Но уже начиная с 1950-х гг. джаз, испытав на себе влияние европейских композиторских школ, стал ближе к академической музыке, нежели к массовой.

В СССР в 1960—1970-е гг. к П.-м. относились традиционная эстрадная музыка и ВИА-стиль. С середины 1980-х сюда попадает и большая часть рок-музыки — произведения рок-групп и исполнителей, издаваемые на грампластинках и кассетах.

В настоящее время на территории СНГ в разряд П.-м. попадают практически все направления «диско»-музыки, рэпа (хип-хопа), электро-попа, эстрадной песни, а также некоторые традиционные стили рока — брит-поп, поп-рок и др.

В узком смысле слова П.-м. включает в себя эстрадные песни, подвергающиеся современным аранжировкам с использованием новейших достижений научно-технического прогресса, а также танцевальные обработки народных песен, классических произведений, джазовых и рок-композиций. К числу специфических черт П.-м. исследователи относят навязчивую запоминаемость, фоновую непритязательность, быструю забываемость, бесконфликтность содержания.

ПОП-РОК (англ. pop — сокращ. от лат. populus — народный, общедоступный, rock — качаться, раскачиваться, трястись) — направление рок-музыки, представляющее собой эклектическое смешение стилевых особенностей бит-музыки, ритм-энд-блюза, рок-н-ролла, хард-энд-хэви с чертами шансона во Франции, шлягера в Германии, массовой и так называемой «блатной» песни в СССР. От поп-музыки П.-р. перенял танцевальность, легкую запоминаемость мелодий, бесконфликтность содержания текстов; от рока — главным образом, внешние формы: инструментарий, импровизационность гитарных и клавишных соло, экспрессивную манеру подачи материала.

П.-р. возник одновременно в США и Великобритании во второй половине 1950-х гг.

ПОСТПАНК (англ. post punk — то, что после панка) — термин, употребляемый применительно к генерации групп, характерными чертами которых является использование принципов минимализма и ориентация на гитарный звук (без использования синтезаторов и иных достижений НТП). Как стиль, П. сложился в Великобритании приблизительно в 1977 г. Дальнейшее его развитие приводит к появлению «новой волны» (конец 1970 — начало 1980-х гг.), а затем — к брит-попу (начало 1990-х гг.).

В США П. практически не привился.

ПСИХОДЕЛИЧЕСКИЙ РОК — термин, употребляемый для обозначения рок-композиций, которым присуще обращение не к конкретным символам, что-то обозначающим, а к подсознанию, к психике, когда художественное осмысление действительности происходит на уровне рефлексии самого исполнителя. Для П. р. характерны нарочитая нечеткость аранжировок, обилие звуковых эффектов, использование нетрадиционных музыкальных инструментов, стремление вызвать у слушателя ощущение расслабленности.

П. р. возник в Сан-Франциско (США) в 1967 г. Его идейная основа — течение хиппи «флауэр-пауэр» (от англ. flower power — букв. «цветочная власть»). К концу 1960-х стал мировой модой.

Важно отметить, что П. р. не привязан к какому-либо конкретному музыкальному стилю. Он может проявляться во всех направлениях — от арт-рока до панк-рока.

РАГА-РОК, ПАРА-РОК (санскр. raga — пробужденное чувство, страсть) — малораспространенное направление в рок-музыке, инспирированное творчеством экс-«Битла» Джорджа Харрисона (его «индийские вещи»). Если в первые пару лет после выхода альбома «Битлз» «Клуб одиноких сердец сержанта Пеппера» (1967) опусы Харрисона впервые привлекли к себе широчайшее внимание, а затем в этом направлении, без особого успеха, работал ряд последователей, то в последние годы элементы Р.-р. однозначно можно обнаружить, пожалуй, только в музыке фьюжн.

РЕГГЕЙ. РЕГГИ (англ. неперевод. Reggae) — стиль, сформировавшийся в конце 1960-х гг. на Ямайке (США) на базе ритм-энд-блюза, соула и латиноамериканского танца калипсо. Первоначально Р. бытовал в среде негров и представлял собой гимны растафарианства, однако с 1973 г. заинтересовал многих «белых» поп- и рок-музыкантов. К концу 1970-х гг. ассимилировался британской «новой волной». Характерные черты Р. — изощренная ритмика (часто с использованием полиритмии и полиметрии), принцип регулярного синкопирования, разнообразие применяемых ударных инструментов, двутактная периодичность мелодических и гармонических структур, вопросо-ответный принцип как основа формообразования.