Смекни!
smekni.com

Учебно-методическое пособие для учителей музыки и мировой художественной культуры и студентов педагогических вузов Брест, 2002 (стр. 22 из 26)

РЕЙВ (англ. rave — неистовый; здесь: rave party — веселое сборище, вечеринка). Термин возник применительно к вечеринкам или просто местам встреч западной молодежи, которые вошли в моду в конце 1980-х гг.

Основные элементы сформировались в конце 1980-х — начале 1990-х гг В обустройстве современных рейв-партиз не последнюю роль стали играть свет и лазеры, а его непосредственное звучание целиком и полностью было отдано во власть самых последних экспериментов с компьютерными технологиями извлечения звука. Находящаяся по сути дела полностью в руках ди-джея, музыка Р. развивалась как разновидность эксплуатации электронного звучания со скоростью 120 — 180 ударов в минуту и стандартным набором используемых моделей синтезаторов, электронных ударных установок и сэмплеров с запрограммированными сегментами музыки, вырезанной из других записей.

Рейв-партиз нередко сопровождались употреблением экстези и других сильнодействующих веществ, создающих ощущение полной раскрепощенности и вызывающих впадание перципиентов Р. в так называемый танцевальный транс.

РИТМ-ЭНД-БЛЮЗ (англ. rhythm and blues — ритм и блюз) — одно из основополагающих направлений рок-музыки, упрощенно трактуемое как смешение джазового свинга и вокально ориентированного черного блюза. Как стиль, Р&Б сформировался в Чикаго в первой половине 1950-х гг. Многие исследователи считают официальным днем рождения Р&Б 12 апреля 1954 г., когда американский певец Билл Хейли записал на пластинку песню «Рок круглые сутки». В 1960-е гг. превращенной формой Р&Б стала британская бит-музыка

В результате экспериментов по разработке неисчерпаемых запасов блюза рок-составами в Великобритании в первой половине 1960-х гг. возник блюз-рок. При этом понятия «Р&Б» и «блюз-рок» часто считаются идентичными.

РОК-МУЗЫКА (англ. rock — качаться, раскачиваться, трястись) — тип современной музыки, сложившийся в первой половине 1950-х гг. в США. Термин «Р.-м.» употребляется в американской литературе для обозначения самостоятельного музыкального жанра с 1967 г. До этого его компоненты практически не имели названия и рассматривались как отдельные течения так называемой «молодежной музыки». Сам термин «рок» произошел от обозначения стиля «рок-н-ролл», который принято считать первой «ступенью» в хронологической «лестнице» Р.-м. иногда на сленге «рок» и обозначает сокращение от «рок-н-ролл» и наоборот, очень часто сами музыканты обо всей Р.-м. говорят как о рок-н-ролле.

Стилевую основу Р.-м. составили ритм-энд-блюз, рок-н-ролл и кантри-энд-вестерн. Одним из основателей рока считается американский певец Билл Хейли, записавший на пластинку 12 апреля 1954 г. песню «Рок круглые сутки».

Историю зарубежной Р.-м. можно условно подразделить на несколько этапов: 1) 1950-е гг. — период формирования рока как жанра, его кристаллизации из ритм-энд-блюза (рок-н-ролла); 2) 1960—1967 — возникновение британской бит-музыки; 3) 1967 — конец 1970-х — разделение Р.-м. на множество стилевых разновидностей; 4) 1980 — конец 1990-х гг. — взаимодействие Р.-м. с различными музыкальными жанрами и стилями — от развлекательных до академических.

Основоположником отечественного (русского) рока по праву считается Александр Градский, организовавший в 1963 г. при МГУ рок-группу «Тараканы», которая состояла из польских студентов.

Отечественная Р.-м. также имеет свою периодизацию: 1) 1963—1968 — период «битломании» (подражания «Битлз» и другим британским бит-группам(; 2) 1969—1980 — период профессионализации рока, формирования его самобытности и расцвета ВИА-стиля; 3) 1980—1986 — период полуподпольного существования Р.-м.; 4) 1986—1991 — период активной коммерциализации отечественного рока. Для последнего периода характерны следующие тенденции: во-первых, весь отечественный рок отчетливо дифференцировался на «официозный», пропагандируемый средствами массовой информации, и «андеграундный», игнорирующий шоу-бизнес. Во-вторых, в республиках бывшего СССР ярко обозначилось стремление к воплощению посредством Р.-м. идей национального возрождения. После распада Советского Союза указанные тенденции в различных республиках действовали с разной силой.

В Беларуси Р.-м. зародилась в 1960-х гг. и носила по преимуществу любительский и подражательный характер. Первой профессиональной белорусской рок-группой считается созданный в 1968 г. коллектив «Лявоны», который год спустя сменил название на «Песняры». Последние исполняли наряду с песнями советских авторов «ритмизированные» обработки белорусских народных песен и рок-композиции собственного сочинения. Так что «Песняры» можно в равной степени считать как ВИА, так и рок-группой.

Формирование белорусской национальной (белорусскоязычной) Р.-м. происходило несколько раньше, чем в других союзных республиках — в начале 1980-х гг. Ее пионерами были минские группы «Бонда» и «Мроя». Бурный всплеск белорусского рока начался в конце 1980 — начале 1990-х гг. и продолжается до настоящего времени. Сегодня наиболее типичными представителями жанра являются группы «Імпэтт», «Крама», «Крыві», «Н.Р.М.», «Новае неба», «Палац», «Троица», «Экзіст», «Юр’я» (Минск), «Гейтвард», «Стена» (Брест), «Анархайзис» (Столин), «Дивейшн» (Гродно) и мн. др.

Понятие рока выходит далеко за пределы собственно музыки, Р.-м. послужила средством выражения той или иной молодежной субкультуры (контркультуры). Нередко рок является для молодых людей некой «духовной субстанцией», «философской единицей». В связи с этим учеными предлагается более широкое понятие — «рок-культура», куда наряду с Р.-м. входят также особенности ее функционирования в социальной среде. Рок-культура по своей сути плюралистична: она может вбирать в себя разные, а иногда диаметрально противоположные идеи и позиции — от анархизма и либерализма до коммунизма и фашизма, от политической активности до откровенной аполитичности, от христианства до сатанизма, от глобального гуманизма до физической агрессивности и человеконенавистничества. Лучшим рок-текстам свойственны социальная актуальность, политическая заостренность, направленность на реальные проблемы повседневной жизни, четко выраженное отношение автора к происходящему.

Трудность научного определения Р.-м. и рок-культуры в целом в немалой степени объясняется ее социальной природой. В соответствии с различиями трактовки рока — как музыкального жанра и как социокультурного феномена — можно определить данное явление с двух позиций.

Рок как музыкальный жанр — это совокупность стилей и направлений, для которых, при всех их отличиях, характерны: гипертрофированная роль ритма, органическое сочетание музыки с поэзией (рок-поэзия), театрализацией (рок-шоу), пластикой, парикмахерским и модельерским делом, участие слушателей-зрителей в процессе исполнения композиций, а также высокий уровень психологизации и физиологизации.

Рок как социокультурный феномен — это форма поколенческой культуры, соответствующая, как правило, социально-этическим запросам тех или иных молодежных течений и отражающая реальные проблемы их существования.

РОК-Н-РОЛЛ (англ. rock — качаться, раскачиваться, трястись, roll — крутиться, кататься, вертеться, вращаться) — наиболее ранняя форма современной рок-музыки. Появилась в США в середине 1950-х гг., в музыкальном отношении представляла собой упрощенный вариант ритм-энд-блюза с элементами музыки кантри. Для Р.-н-р. в целом характерен блюзовый двенадцатитакт в качестве структурной основы, техника риффов (многократно повторяемых кратких мелодических попевок), звучание нескольких электрогитар, фортепиано, медных духовых, тенор-саксофона, краткие мелодические фразы, достаточно элементарный словесный текст, ярко выраженная танцевальная основа. Исполнителями Р.-н-р. были как белые, так и чернокожие музыканты. Такое же название имеет парный танец, получивший широкую известность в 1950-е гг.; отличается крайней экспрессивностью, хореографическими поддержками и нарочитой небрежностью по отношению к партнерше, музыкальный размер — 4/4, темп быстрый.

РОКО-БИЛЛИ, СЭЙКО-БИЛЛИ (англ. rockabilly — народная песня, исполняемая в ритме рока, греч. psycho — душа) — сплав рок-н-ролла и кантри-энд-вестерна (хиллбилли). В сравнении с рок-н-роллом отличается более распевной мелодикой и смягченным звучанием (нередко отсутствуют духовые, фортепиано, иногда ладоударные). Звезды рок-н-ролла были также исполнителями рокабилли.

РОК-ОПЕРА — музыкально-театральный спектакль, сочетающий жанрово-стилевые особенности оперного искусства (принципы драматургии, сквозное развитие, замкнутость номеров, лейтмотивность) и рок-музыки. Ее истоки восходят, главным образом, к мюзиклу, от которого Р.-о. унаследовала чередование разговорных сцен и музыкальных номеров. Первыми произведениями в этом жанре принято считать «Волосы» Г. Макдермота (1967, США), «Квадрофения» и «Томми» П. Тауншенда (1969, Великобритания). Этапным в развитии Р.-о. стал музыкальный спектакль английских авторов — композитора Э. Л. Уэббера и драматурга-либреттиста Т. Райса «Иисус Христос — супер-звезда» (1970).

В СССР первые Р.-о. создавались в 1970-х гг. В их числе — «Песня пра долю» белорусского композитора, художественного руководителя ВИА «Песняры» В. Мулявина по мотивам ранней лирики Я. Купалы (1972), «Муха-цокотуха» А. Градского по одноименной сказке К. Чуковского (1973), «Орфей и Эвридика» А. Журбина на сюжет античной легенды (1975), «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты» А. Рыбникова по мотивам произведений П. Неруды (1976). «Сказание о Емельяне Пугачеве» В. Ярушина по историческим документам (1978) и мн. др. Но вершиной развития жанра является Р.-о. А. Рыбникова «”Юнона” и “Авось”» по поэме А. Вознесенского «Авось» (1981).