Смекни!
smekni.com

Учебно-методическое пособие для учителей музыки и мировой художественной культуры и студентов педагогических вузов Брест, 2002 (стр. 23 из 26)

Со второй половины 1980-х гг. интерес композиторов к жанру заметно ослабевает.

РЭП (англ. rap — болтовня, трёп) — стиль танцевальной музыки, возникший как самостоя­тельное явление в Бронксе (Нью-Йорк) около 1974 г. Поначалу считался искусством «черных», но уже к концу 1970-х гг. был взят на вооружение и «белыми» музыкантами. Его истоки — джаз, ритм-энд-блюз, соул, фанк, ска, реггей и «диско»музыка. Р. представляет собой ритмическое проговаривание фраз, часто не рифмующихся и, как правило, не придерживающихся какого-либо стихотворного размера. Это могут быть фрагменты стихов, лозунги, обмен вопросами-ответами (между «фронтмэном»-солистом и командой или публикой, непристойные стишата или «тарабарщина». Все это произносится поверх фонограммы с танцевальным ритмом.

Для создания композиций в стиле Р. требуется минимум двое — собственно DJ (ди-джей или диск-жокей), работающий с фонограммой и создающий специальный фон, и MC (master of ceremonies, microphone controller; русская аналогия — мастер слова), читающий Р. и заводящий публику.

Пережив период подъема (1983—1987), Р. находится в полном расцвете и оказывает огромное влияние на современную поп-музыку. Практически ни одно прогрессивное направление в ней не обходится без элементов Р.

В 1986 г. произошло скрещение данного стиля с рок-н-ролльной культурой.

СКА (англ. неперевод ska) — народная вест-индская музыка, более архаичная, нежели реггей, форма фольклора Ямайки. В 1960-е годы была известна как блю-бит и вместе с мигрантами из Вест-Индии попала в Великобританию. Оставаясь на протяжении 1960—1970-х гг. чисто «расовой», музыка С. стала популярна в конце 1970-х гг. вместе с фольклором других этнических меньшинств, с появлением интеррасовых групп, связанных с независимой манчестерской фирмой «2-Тоун», что позволило ей добиться успеха на мировом уровне.

СКИФФЛ (англ. skiffle — стиральная доска) — термин, употребляемый применительно к любительским группам и оркестрам, использовавшим недорогие (что для многих в то время было актуально) инструменты, а также бытовые предметы, из которых можно было извлекать звуки — стиральные доски, пустые бутылки, расчески с бумажными полосками и т.п. В качестве «серьезных» инструментов использовались губная гармоника, акустические гитары, реже — фортепиано. С. как стиль сложился в Великобритании в конце 1950-х гг. Американским эквивалентом С. была музыка джаг-бэндов как ранняя волна фолк-рока.

СОУЛ (англ. soul — душа) — стиль популярной музыки. Истоки стиля — негритянские культовые песнопения (госпелз и спиричуэлз), традиционный и современный джаз и ритм-энд-блюз. Первоначально сформировался в США в 1957 г. в фортепианном джазе; с начала 1960-х гг. ассимилировался поп- и рок-музыкой. Характерные черты С. — задушевность (отсюда и название), страстность, богатая мелодическая наполненность, живая пульсация ритма, ярко выраженное синкопирование.

На европейском континенте С. практически не прижился.

СОФТ-РОК (англ. soft — мягкий) — направление рок-музыки, сложившееся в Великобритании во второй половине 1960-х гг. К наиболее характерным чертам С.-р. можно отнести напевность мелодий в сочетании с тяжелым битом, танцевальность, приближенность композиций к песням-балладам с любовными текстами.

«ТРЕТЬЕ ТЕЧЕНИЕ» (англ. third stream) — стилевое направление в современной музыке, занимающее промежуточное положение между академическим музыкальным искусством и музыкой массовых жанров (именно они и подразумеваются под «первым» и «вторым» течениями); возникшее на основе их синтеза. Термин введен в 1959 г. американским композитором Гюнтером Шуллером, который является ведущим представителем данного направления.

Эксперименты в области «Т. т.» можно условно подразделить на три группы:

1) попытки освоения джазовыми и рок-музыкантами идей и принципов современной академической музыки; 2) создание академическими композиторами произведений, специально предназначенных для исполнения джазовыми и рок-музыкантами; 3) совместное творчество академических, джазовых или рок-музыкантов.

ТРИП-ХОП (англ. trip — блуждание) — стиль танцевальной музыки, сложившийся в США в 1994 г. Звучит сравнительно медленно (85 — 115 ударов в минуту). Истоки Т.-х. различны — современный джаз, ранний блюз, хип-хоп, британская неопсиходелическая волна начала 1980-х гг., хард-роковые баллады. К числу основных признаков стиля можно отнести его альтернативность поп-музыке, обилие наложений музыкальных и шумовых звуков, создающее эффект полифоничности, мрачность звучания, вызывающая у слушателя ощущение подавленности.

УОРЛД МЬЮЗИК (англ world music — мировая музыка) — музыкальное направление, сложившееся в конце 1980-х гг. одновременно в США, Западной Европе и республиках бывшего СССР. Предтеча У. М. — фолк-рок. Однако, в отличие от последнего, У. м. предполагает сочетание приемов аутентичной музыки разных стран и народов со стилевыми особенностями джаза, поп- и рок-музыки. По мнению исследователей, У. м. на сегодняшний день является одним из наиболее прогрессивных и перспективных музыкальных направлений.

ФАНК, ФАНКИ (англ. funk — испуганный) — исполнительский стиль, сформировавшийся в США во второй половине 1950-х гг. Первоначально Ф. складывался в джазе. Но уже в начале 1960-х гг. был ассимилирован поп-музыкой. Характерные черты Ф. — максимально блюзовое интонирование, тенденция к существенному отклонению от темперированного строя, экспрессивная манера голосоведения, танцевальный, зажигательный ритм, сквозное синкопирование, экстатичность.

ФОЛК-РОК (англ. folk — народ) — совокупность форм рок-музыки, в которых мелодическая основа построена либо на либо на прямых заимствованиях из фольклора, либо на стилизациях «под фольклор». Как стиль Ф.-р. сформировался в Сша в середине 1960-х гг. и к концу десятилетия распространился в странах Западной Европы. В республиках СССР Ф.-р. выразился прежде всего в обработках народных песен для ВИА-составов.

Новый этап в развитии Ф.-р. связан с возрождением национального самосознания в бывших союзных республиках, что проявилось в создании рядом рок-групп композиций, сочетающих элементы аутентичного фольклора с современными ритмами.

В начале 1990-х гг. от Ф.-р. отпочковались такие его разновидности, как этно-музыка и «уорлд-мьюзик», которые ныне существуют как самостоятельные направления.

ХАРДКОР (англ. hard — жесткий, core — крутой) — стиль рок-музыки, сформировавшийся в США во второй половине 1980-х гг. в результате слияния признаков панк-рока и хэви-метал. Х. нередко называют «интенсивным панком». Его характерные черты — принципиальная плакатность, «антимелодичность», максимально быстрый темп, ориентация, главным образом, на «кровавые» сюжеты.

ХАРД-РОК (англ. hard — жесткий, твердый) — стиль рок-музыки, выросший из классического блюза, ритм-энд-блюза и арт-рока. Как самостоятельное направление, сложился в Великобритании приблизительно в 1968 г. Характерные особенности Х.-р. — агрессивность, напряженность, повышенная энергичность; унисонность звучания соло- и бас-гитары создает ощущение тяжести (благодаря чему в отечественной музыкальной критике появилось обозначение «тяжелый рок»). В начале 1970-х гг. Х.-р. являлся самым «тяжелым» стилем рока. Но уже к 1973 г. он начал обретать коммерческие черты (в первую очередь — легкая запоминаемость припевов композиций). Во второй половине 1970-х гг. Х.-р. стал постепенно вытесняться хэви-метал.

С середины 1990-х как на Западе, так и на теретории бывшего СССР ярко обозначилась тенденция активного возрождения интереса к Х.-р.

ХИП-ХОП (англ. звукоподраж. hip hop) — 1) то же, что рэп; 2) «постмодернистский» стиль современной поп-музыки, предполагающий создание композиций посредством не творчества (изобретения нового), а микширования (сведения) созданного ранее музыкального материала.

Х.-х. в своем втором значении возник в начале 1980-х гг. в среде негритянского населения США и был ассимилирован «белыми» музыкантами.

На сегодня Х.-х. определяет лицо прогрессивной поп-музыки.

ХЭВИ-МЕТАЛ (англ. heavy metal — тяжелый металл) — стиль рок-музыки, сложившийся в Великобритании на рубеже 1960—1970-х гг. Сам термин впервые встречается в 1959 г. в книге американского писателя-фантаста Уильяма Берроуза «Обнаженный завтрак». Применительно к музыке его употребление приписывают американскому журналисту Лестеру Бэнгзу.

Изначально Х.-м. отпочковался от хард-рока. При этом следует отметить, что в США хард-рок и Х.-м. рассматриваются как синонимы, в то время как в европейских странах между ними проводятся принципиальные различия. Характерными чертами композиций первой волны британского «металла» были высокий вокал, продолжительные импровизационные гитарные соло, преимущественно быстрый темп, незамысловатость сюжетов.

К 1983 г. ортодоксальный Х.-м. подразделился на ряд течений, отличающихся стилевым набором, внешней атрибутикой и тематикой содержания. К числу наиболее распространенных в наше время относятся:

трэш-метал (англ. trash — бить, молотить) — разновидность Х.-м., предполагающая выдвижение на первый план ударных инструментов (часто заглушающих вокал);

спид-метал (англ. speed — быстрый, скорый) — совокупное обозначение композиций, отличающихся максимально быстрым темпом;

уайт-метал (англ. white — белый, светлый) — совокупное обозначение композиций, содержание которых апеллирует к «светлой», жизнеутверждающей тематике;

блэк-метал (англ. black — черный) — в противовес уайт-метал обозначение композиций, в которых эстетизируются разрушенчество (кровь, насилие, убийства), посторонние силы, обращение к сатанизму и т.п.;