Смекни!
smekni.com

Учебно-методическое пособие для учителей музыки и мировой художественной культуры и студентов педагогических вузов Брест, 2002 (стр. 4 из 26)

С учетом широкой популярности в молодежной среде стиля «хэви-метал» учитель может привлечь национально ориентированные образцы, созданные в данном направлении — композиции групп «Vicious crusade», «Znich» (Минск), «Gods tower» (Гомель), «Gateward», «Wolfshade» (Брест) и др. Несмотря на то, что эти композиции написаны в соответствии с закономерностями и эстетикой стиля на английском языке, в их музыку мастерски вплетены белорусские песенные интонации.

Национальная «диско»-музыка может быть представлена творчеством группы «Цягні-штурхай» (Минск), а также белорусско-украинского коллектива «Нічний портьє».

В качестве образцов белорусской национальной авторской песни возможна иллюстрация записей бардов — Алеся Камоцкого (Минск), Дмитрия Бартосика (Гомель—Минск), Андрея Мельникова и Леры Сом (Новополоцк), Сяржука Соколова-Воюша (Новополоцк—Прага), Алеся Поплавского и Ольги Сидорук (Брест), Виктора Шалкевича (Гродно) и мн. др.

Объем лекционного материала составляет 12 часов. За это время охватить даже наиболее значимые разновидности массовой музыкальной культуры не представляется возможным. Поэтому другой формой работы со студентами являются семинарские занятия (12 часов), в ходе которых мы организуем прослушивание конкретных музыкальных произведений и тематических программ джазовых музыкантов, эстрадных исполнителей, бардов и рок-групп, обсуждение внепрограммного материала — развернутых музыковедческих и композиторских размышлений о возможностях и перспективах, проблемах и сложностях развития массовой музыкальной культуры с комментариями преподавателя.

Следует ориентировать студентов на самостоятельную работу с научной и научно-популярной литературой, с музыковедческими, искусствоведческими, культурологическими и социологическими материалами по проблемам массовой музыкальной культуры, опубликованными на страницах периодической печати. Важно отметить, что специальные книжные издания, посвященные белорусской массовой музыке на сегодня, к сожалению, отсутствуют. Однако растет количество исторических и искусствоведческих материалов, регулярно публикующихся на страницах газет и журналов, которые окажут педагогу несомненную помощь при подготовке лекций по соответствующим темам.

Учитывая педагогическую направленность курса, следует останавливаться на вопросах музыкального воспитания, на передовых педагогических теориях, знакомить студентов со взглядами педагогов на проблему функционирования массовой музыкальной культуры.

Еще одной формой работы может быть написание студентами рефератов по тематике массового музыкального искусства с последующим заслушиванием и обсуждением на семинарских занятиях.

Как уже отмечалось, данный курс предназначается для студентов музыкальных специализаций. Однако изучение массовой музыкальной культуры представляется также полезным студентам, обучающимся по другим профилям — по истории, литературе и другим гуманитарным предметам. Кроме решения задачи повышения общего культурного уровня предмет "Массовая музыкальная культура XX века" призван выполнять и практическую функцию, поскольку может читаться в старших классах общеобразовательных школ, гимназий и лицеев в качестве факультативного курса, будучи тематически «привязанным» к урокам не только музыки, но и мировой художественной культуры.

Глава III.
РАЗВИТИЕ МАССОВОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ В БЕЛАРУСИ.

§ 1. От песни — к поп-музыке.

Звучит песня И. Лученка на стихи Л. Дранько-Майсюка «Полька беларуская» в исп. ВИА «Сябры»[11].

Учитель: — Только что мы прослушали песню в исполнении вокально-инструментального ансамбля. Нетрудно выделить ее характерные черты — танцевальность, легкая запоминаемость мелодии, современность темы.

(Учитель предлагает учащимся определить тему песни.)

Итак, прозвучала современная эстрадная песня.

Но такой песня была далеко не всегда. Сегодня я предлагаю вам окинуть взглядом историю белорусской песни, проследить, какой она была 10, 20, 50, 100 лет назад.

Когда зародилась белорусская песня? Вероятно, она существовала всегда, сколько жил белорусский народ. Именно песня наиболее полно и точно отражала мысли и чаяния белорусского народа. Ведь наиболее характерной чертой песни всегда была и остается актуальность, злободневность, способность откликаться на события, волнующие людей.

До нас дошли песни крестьянского освободительного восстания 1863 года под предводительством Кастуся Калиновского.

(При наличии фонограммы учитель может проиллюстрировать одну из песен тех лет.)

Наиболее яркого расцвета белорусская песня достигла в начале XX века.

Исследователи белорусской песни предлагают следующую периодизацию развития жанра на территории Беларуси. Рассмотрим вкратце каждый из этапов согласно выдвигаемой периодизации.

1) 1919-1932 — становление белорусской советской песни в творчестве самодеятельных и профессиональных композиторов.

Белорусская советская песня вырастала из национального фольклора, питаясь богатыми традициями народного песенного искусства. Это не случайно: основным носителем белорусской песенной традиции было крестьянство, составлявшее в 1919 году около 90% всего населения республики.

В данный период происходило отпочкование композиторской песенности от крестьянской песни. Создавались так называемые «песни-гутарки» гимнического характера («А хто там ідзе?» Л. Роговского на стихи Я. Купалы), произведения в стиле городской песенно-романсовой традиции (песни Н. Равенского «Слуцкія ткачыхі» на стихи М. Богдановича, «Люблю наш край» на стихи К. Буйло и др.). Одну из них мы сейчас послушаем.

Звучит песня Н. Янчука на стихи Я. Купалы «Не загаснуць зоркі ў небе» в исп. проекта «Я нарадзіўся тут».

Учитель: — Немало было написано песен — сатирических памфлетов и припевок («Стагоддзе XX» неизвестного автора). Наконец, пользовались популярностью русские революционные и солдатские песни — либо переведенные на белорусский язык, либо подвергнутые перетекстовке на актуальные для Белоруссии темы.

(В качестве иллюстрации учитель может выбрать музыкальное произведение по собственному усмотрению.)

1920-е гг. отмечены формированием жанра массовой песни, предназначенной для коллективного исполнения. Были сформулированы ее основные принципы — простота, ясность, сжатость, динамизм, демократичность. В числе первых белорусских композиторов-песенников — Михаил Анцев, Василий Ефимов, Исаак Любан, Григорий Пукст, Николай Равенский, Владимир Теравский, Евгений Тикоцкий, Алексей Туренков, Николай Чуркин и др.

Развитие белорусской песни тесно связано с развитием национальной поэзии. Предреволюционное творчество большинства белорусских поэтов испытывает прямое влияние народно-песенного искусства. Стремясь, по выражению Я. Купалы, «со всем народом говорить», белорусские поэты сознательно придавали своим стихам наиболее простую доступную форму, максимально приближая поэтическую лексику к народной. Созвучные с мыслями и чаяниями народа, близкие ему по своей поэтической образности и форме, эти стихи быстро усваивались и откликались многочисленными песнями в народе. Таковы «Люблю наш край» Н. Равенского на стихи К. Буйло, «Нёман» неизвестного автора на стихи Я. Коласа и др.

Звучит песня Н. Равенского на стихи М. Богдановича «Слуцкія ткачыхі» в исп. Белорусского хора студентов Лювенского университета п/у авт. (Бельгия).

Учитель: — Массовая песня 1920-х гг. для первых белорусских композиторов оказалась исходным жанром. Это и определило приоритетную роль песенного начала в других жанрах белорусского музыкального искусства в конце 1920-х — 1930-е годы — оперы, симфонии, оперетты.

2) 1932-1941 — профессионализация жанра белорусской песни.

К песне стали обращаться композиторы, работавшие в академических жанрах — Николай Аладов, Анатолий Богатырев, Григорий Пукст и др.

Научно-техническое развитие — внедрение радио, звукового кино и простой звуковоспроизводящей аппаратуры (граммофон, патефон) в немалой степени оказали влияние на развитие массовой песни в данный период.

Нелегкое было время. Культ личности Сталина проявлялся во всех сферах жизни общества. Не составляло исключения и искусство. Тематика создававшихся в данный период песен носила ярко выраженный идеологический характер: труд рабочих и колхозников, подвиги Красной армии, комсомольские стройки и т.п.

Однако создавались и бытовые, лирические песни, что в немалой степени объяснялось влиянием творчества русских советских композиторов — М. Блантера, Н. Богословского, И. Дунаевского, К. Листова, братьев Дм. И Дан. Покрасс и мн. др. Композиторские песни широко проникали в быт — произведения Н. Аладова, В. Ефимова, И. Любана, Н. Соколовского, А. Туренкова, Н. Чуркина и мн. др. К этому периоду относятся и первые опыты в жанре эстрадной песни. В числе таковых можно назвать песни Е. Тикоцкого на стихи Я. Купалы «Хлопчык і лётчык» (1937) и И. Любана на стихи А. Русака «Бывайце здаровы» (1939).

Звучит песня И. Любана на стихи А. Русака «Бывайце здаровы» в исп. проекта «Я нарадзіўся тут».

Учитель: — Параллельно с проникновением в быт композиторских песен широко исполняются, особенно в практике колхозных самодеятельных хоров, народные песни на современную советскую тематику. Многие из них родились непосредственно в этих коллективах, стремившихся собственными силами удовлетворить потребность в современном репертуаре. Это популярные песни: «Узыйшоў свецел месяц», «На калгасным полі», «Эх, ты лён наш», «Як крыніца цячэ...», «Вішанка», «Вечарком за рэчкай» и др. Созданные в народно-самодеятельной среде песни, в отличие от написанных профессиональными композиторами, оперативнее откликались на происходящие в жизни события.