Смекни!
smekni.com

Учебно-методическое пособие для учителей музыки и мировой художественной культуры и студентов педагогических вузов Брест, 2002 (стр. 6 из 26)

Звучит песня В. Оловникова на стихи А. Астрейко «Песня пра Заслонава» в исп. Государственного народного хора БССР.

Учитель: Наряду с коллективным созданием песен в самодеятельности в послевоенный период значительно возросла роль индивидуального песнетворчества. Создателями популярных в республике песен стали Г. Головастиков, Н. Петренко, М. Рак-Михайловский, П. Шевко, А. и П. Шидловские. Творчество этих композиторов-любителей стимулировалось стремлением создать такой репертуар для самодеятельного коллектива, который соответствовал бы его исполнительской манере. Особенно много песен посвящалось родному краю, пейзажам Белоруссии: «Мой край» Е. Тихоновича, «Наш Нёман» П. Шевко, «Любы зоркі залацістыя» Г. Головастикова, «Поле маё, поле» П. Шидловского, «Зорка Венера» М. Рак-Михайловского. Традиция самодеятельного песнетворчества получает новую жизнь, развиваясь на новой основе и в новых формах. Если в 1920-е гг. оно проявлялось в форме устной традиции и приближалось к фольклорному методу, а в 1930-е гг. носило переходные формы и преимущественно коллективный характер, то в послевоенный период оно существовало уже в письменных формах музыкальной культуры и имело индивидуальное проявление.

Отличительной особенностью самодеятельных песен является их двусторонняя связь с различными пластами музыкальной культуры. С одной стороны, в жанровом и стилистическом отношении они близки традиционному народно-песенному искусству, с другой — к профессиональному песнетворчеству. С профессиональным искусством самодеятельное музыкальное творчество сближает то, что оно стало выполнять не только и не столько бытовые функции, сколько эстетические.

Звучит песня М. Рак-Михайловского на стихи М. Богдановича «Зорка Венера» в исп. Я. Науменко.

Учитель: — Наряду с широким исполнением народных и самодеятельных песен музыкальный быт послевоенного периода характеризуется значительным повышением в нем удельного веса профессиональной композиторской песни. Особенно возросла роль профессиональной песни во второй половине 1950-х гг., когда белорусские композиторы значительно активизировали свою работу. Укрепляется связь творчества композиторов с практикой художественной самодеятельности, что плодотворно сказалось на тематической направленности профессионального песенного искусства и на его музыкально-поэтической форме воплощения. В результате были созданы замечательные произведения песенного жанра. Некоторые из них настолько органично вошли в жизнь народа, что стали бытовать на правах народных. Такова счастливая судьба «Лясной песні» В. Оловникова, «Нёмана» Н. Соколовского, «Радасці» А. Туренкова, лирической песни Ю. Семеняко «Явар і каліна».

Звучит песня Н. Соколовского на стихи А. Астрейко «Нёман» в исп. И. Кобзона.

Учитель: — 24 сентября 1955 года впервые по республиканскому радио прозвучал Государственный Гимн БССР. Им стала песня Н. Соколовского на стихи М. Климковича «Мы — беларусы». Первоначальный вариант песни был создан в 1944 году. Позднее, в 1949 году, композитор создает вторую редакцию песни, которая и была утверждена в качестве Государственного гимна республики.

В жанре массовой песни продолжают успешно работать композиторы старшего поколения: И. Любан, Н. Соколовский, В. Ефимов, А. Туренков. К ним присоединяются и те композиторы, которые ранее меньше внимания уделяли песенному жанру — Дмитрий Лукас, Петр Подковыров, Григорий Пукст и др. В песенном жанре работают Владимир Оловников, Юрий Семеняко, Иван Кузнецов.

Начало 1950-х гг. для Белоруссии — время интенсивного развития эстрады, в которой преобладают в основном лирические песни, танцевальная музыка. Проявлялась тяга молодежи к лирической развлекательной музыке с одной стороны, и низкие критерии ее художественности — с другой.

Изменения, произошедшие в песенном творчестве в 1950-е гг., имели объективное основание. Заметно изменились в послевоенный период формы бытования песен. Если в 1920-1930-е гг. они звучали преимущественно в исполнении самих народных масс — на улицах, площадях, на собраниях, демонстрациях, то в послевоенные годы массовое хоровое исполнение песен значительно сократилось. Песня все чаще переходит с улицы на эстраду, звучит по радио в исполнении профессиональных или самодеятельных артистов. Причем количество творческих коллективов и индивидуальных исполнителей, посвятивших себя этому искусству, с каждым годом растет. Исполнение песен профессиональными артистами было более художественным, нежели спонтанное, бытовое пение. Поэтому растет влечение к слушанию песен, доставляющему эстетическое удовольствие, тем более что средства массовой коммуникации все чаще предоставляют такую возможность.

Послевоенные годы характеризуются усилением интереса к внутреннему миру человека, его лирическому самовыражению, что также предполагало создание скорее сольных, нежели хоровых песен. Однако песня при этом не утратила ни своей широты бытования, ни массовости. Но с каждым годом все заметнее становилось изменение самого качества «массовости» — массовым становится не исполнение песен, а их восприятие (слушание).

Расширялись и изменялись тематика и образное содержание белорусских песен. Некоторые темы получали новую трактовку: так, например, тема Родины получила наиболее яркое отражение, воплощаясь в различных песенных жанрах — в величественных хоровых песнях, светлых лирических гимнах, в бойких песнях радости и счастья, имевших, как правило, идеологическую направленность. Эта тема раскрывалась и через песни труда, созидания, через героические и лирические образы.

Воплощение темы Родины в жанре лирических гимнов было новым для белорусской песни и имело несомненную связь с теми тенденциями, которые были характерны для всего советского песенного искусства послевоенного времени. Образ Родины в лирических гимнах предстает сквозь призму восприятия одного человека, что раскрывается уже в самих названиях песен — «Радзіма мая дарагая», «Беларусь — мая», «Беларусь — мая песня».

Среди лирических гимнов наибольшую популярность и подлинно народное признание получила песня В. Оловникова на стихи А. Бачило «Радзіма мая дарагая». Лишенная официального пафоса, декларативности, она выделяется проникновенным и вместе с тем возвышенным строем музыки. Сама песня связана с фольклором, однако эта связь опосредована, пропущена сквозь призму индивидуального восприятия композитора. Ее начало напоминает народную лирическую «О, не куй, зязюля!» Характер же мелодии придает ей черты индивидуальности. Эта песня стала своеобразной музыкальной эмблемой Белоруссии. Ее первая фраза стала позывными первого канала Белорусского республиканского радио.

Звучит песня В. Оловникова на стихи А. Бачило «Радзіма мая дарагая» в исп. Большого хора Гостеле-радио БССР.

Учитель: — Лирическая трактовка патриотических песен объяснялась стремлением композиторов передать образ Родины не только в величии ее подвигов, трудовых свершений, но и в великолепии красоты ее природы, просторов. Такое воплощение темы позволило раскрыть ее полнее, всестороннее. Отказавшись от официальной парадности, композиторы перешли к более теплому, проникновенному выражению патриотического чувства.

Стремление композиторов передать неповторимое своеобразие родных мест рождает много песен о так называемой «малой Родине». Это «Аршанская старонка» В. Оловникова, «Рэчыцкая лірычная» Н. Коньшина, «Гродзенскі вальс» А. Шидловского, «Мінскі вальс» У. Шумилина и другие. Композиторы используют в них различные жанровые традиции. Так, «Аршанская старонка» В. Оловникова близка к дорожным, песня Е. Тикоцкого «Па-над Прыпяццю» написана в традициях народных лирических песен, многие произведения решены в жанре вальса.

­Звучит песня В. Оловникова на стихи А. Русака «Лясная песня» в исп. Ансамбля песни и пляски БВО.

Учитель: — Тема Родины как символа мира, свободы и дружбы народов убедительно прозвучала в песнях мира. Вливаясь в полноводное русло советских песен о мире, они отличаются достаточно яркой национальной характерностью. Представляя собой новое жанрово-тематическое направление в белорусской песенной культуре, эти песни, в то же время, продолжают традиции революционных гимнов, а также имеют много общего с песнями «мобилизации» периода Великой Отечественной войны. Типичными их признаками являются публицистическая направленность, плакатная броскость музыкально-поэтической фразы, запевно-припевная форма контрастного характера. Среди песен белорусских композиторов этого жанрово-тематического направления наибольший интерес представляют «Марш борцов за мир» Д. Лукаса и «Мір пераможа вайну» Г. Пукста, отличающиеся призывно-действенным характером музыки, лаконичностью и четкостью формы. Созданные в духе насущных задач времени, эти песни обладают ярко выраженной национальной характерностью музыкального языка.

(Учитель может продемонстрировать одну из упомянутых выше песен.)

С темой Родины непосредственно сливается и тема мирного созидательного труда. Наиболее интересно решена трудовая тематика в песнях композиторов В. Оловникова и П. Подковырова, которые синтезировали для ее воплощения жанры молодежного марша и танца.