Смекни!
smekni.com

Учебно-методическое пособие для учителей музыки и мировой художественной культуры и студентов педагогических вузов Брест, 2002 (стр. 7 из 26)

Широкой волной, захватывающей многие жанрово-тематические направления, разлилась в этот период песенная лирика. Тяга к задушевной песне наметилась еще в годы войны, но наибольшего богатства и многообразия песенная лирика достигла в 1950-е гг. Она проникает в ведущие темы гражданского звучания — о Родине, о труде и дружбе народов. В эти годы наметилась тенденция к взаимопроникновению образов чистой лирики и героических, торжественно-патриотических. Белорусские песни можно условно подразделить на два направления. Первое связано с лирическими песнями, в которых высказывание ведется как бы от лица массы или адресовано массе, — так называемая объективная лирика. Второе — с манерой камерного высказывания, ведущегося от одного (часто первого) лица. В таких песнях выражаются сокровенно-лирические, индивидуальные переживания

Рост камерности внутри песенной лирики, вызванный стремлением композиторов к более проникновенному и тонкому раскрытию внутреннего мира героев, привел к появлению таких песен, которые по жанровым признакам стоят на грани песни и романса. Это «Толькі з табою», «Не шукай» И. Любана, «Колас» Н. Чуркина, «Я люблю» В. Оловникова.

(Учитель может продемонстрировать одну из упомянутых песен.)

Учитель: — Профессионально-композиторская песня приобрела подлинно всеобъемлющий характер в смысле отражения жизненных явлений своего времени. Нельзя не отметить и выразительность художественных образов песен, имеющих ярко очерченный индивидуальный и вместе с тем обобщенный характер. В первую очередь — это образы высокого этического звучания, воплощенные в песнях В. Оловникова, а также в лучших песнях Ю. Семеняко, Н. Соколовского и многих других композиторов.

Вместе с тем на формирование жанрово-тематических направлений песенного творчества белорусских композиторов, на расширение круга выразительных средств белорусской песни в этот период ощутимо воздействуют и некоторые объективные, в частности, социально-демографические факторы. Если в 1920-1930-е гг. основное население республики составляли крестьяне, а потому и тематика создаваемых песен была связана преимущественно с сельским бытом и выражалась, соответственно, близким к традиционно крестьянскому интонационно-жанровым языком, то в послевоенное время состав населения существенно изменился в сторону городского. Естественно, что это отразилось в тематике и образном содержании песенного творчества. Именно в послевоенный период стали появляться песни жанрово-тематических направлений, которые были обусловлены намечавшимся процессом урбанизации (студенческие-молодежные, индустриально-трудовые, лирико-эстрадные и др.). Изменения в тематике, в свою очередь, повлекли и обновление интонационной сферы, средств выразительности песен белорусских композиторов. Наряду с социально-демографическими факторами отметим изменения в психологии восприятия, происходившие в результате внедрения новейших достижений научно-технического прогресса, а также переход белорусской песни на эстраду.

Для белорусской профессиональной песни всегда была характерна близость к искусству своего народа. Эта особенность по-прежнему остается наиболее яркой специфической чертой творчества белорусских композиторов. Но в послевоенные годы связь ее с фольклором оказалась более глубокой, сложной и многогранной.

Как и в предыдущие годы, композиторы прибегают к непосредственному использованию в своих произведениях народно-песенных жанров. Их влияние плодотворно сказывалось в тех случаях, когда такое обращение было продиктовано содержанием, тематикой задуманного произведения.

Звучит песня Н. Петренко «Рушнікі» в исп. ВИА «Песняры».

Учитель: — Эволюция музыкального языка, наглядно подтверждающая взаимопроникновение национально-самобытных и новых черт стиля, заметна и в песнях, посвященных трудовой тематике. Для воплощения этой темы белорусские композиторы, как правило, обращались к традиции народно-танцевальных жанров, используя такие их свойства, как бойкость и живость характера, ритмическая упругость. Это было вполне уместно в песнях, посвященных сельской трудовой тематике. Однако производственный ритм трудовой жизни города с его импульсивностью и четкостью требовал обновления этих средств выражения, что и привело к плодотворному объединению жанровых черт народно-танцевальных напевов и откристаллизовавшегося в советской песне молодежного марша. Такой синтез особенно заметен в песнях В. Оловникова «Даў слова — стрымай», «Споем, друзья, споем», «Песня пра Мінск».

(Учитель демонстрирует одну из песен В. Оловникова.)

Обновление и эволюция музыкального языка песен белорусских композиторов в послевоенный период было связано и с другим характерным для этого времени явлением — расширением рамок национальной музыкальной культуры. Этот процесс затрагивал различные музыкальные жанры, выявляясь в каждом из них с различной степенью интенсивности. В одних видах музыкального творчества он выступал более непосредственно, в других — достаточно сложно и опосредованно.

В песнях повествовательно-эпического или лирико-повествовательного плана доминируют стилистические признаки народно-национального песенного искусства. Примерами могут служить «Нёман» Н. Соколовского, «Песня пра Заслонова» В. Оловникова, «Узнялося сонцэ яснае» Д. Лукаса.

Звучит песня Д. Лукаса на стихи А. Русака «Узнялося сонцэ яснае» в исп. Большого хора Гостеле-радио БССР.

Учитель: — Одной из примечательных сторон народного песенного быта и композиторского творчества послевоенного периода было проявление бурного интереса к городским бытовым жанрам музыки. Если в 1930-е, да и в первые послевоенные годы лирическая образность была связана с представлениями о сельской жизни, и, соответственно, воплощалась в жанрах, близких традиционному народно-песенному искусству, а городской быт вызывал ассоциации с заводскими стройками, демонстрациями и воплощался преимущественно в жанре энергичных маршей, то во второй половине 1950-х гг. возникает потребность в лирическом преломлении темы городской жизни, образно-эмоциональной сферы. Белорусских композиторов привлекала также широкая популярность русских лирических песен, созданных еще в военные годы и основанных на интонациях городской бытовой музыки, таких, как «Соловьи», «Вечер на рейде» В. Соловьева-Седого, «В землянке» К.Листова и др.

Опыт белорусских композиторов в создании лирических песен был невелик. Первая лирическая песня («Помню, помню тыя росы» И. Любана) появилась в годы Великой Отечественной войны. В послевоенные годы белорусскими композиторами было создано довольно значительное количество лирических песен. Однако все они были связаны исключительно с сельской тематикой, и музыкальный язык их, соответственно, стилистически был близок традиционному крестьянскому мелосу. Это «Чырвоная кветачка» Н. Соколовского, «На мяне не заглядайся» П. Подковырова, «Колас» Н. Чуркина и др.

(Учитель может продемонстрировать учащимся одну из названных песен.)

Обновление стилистических источников лирической песни опять-таки начинает И. Любан, обращаясь в своих чрезвычайно популярных в 1950-е гг. песнях «Дзе ты, чэрнавокая?», «Толькі з табою», «Не шукай» к традициям городской песни и романса. Несколько позже эту творческую эстафету подхватит Ю. Семеняко.

(Учитель может продемонстрировать учащимся одну из названных песен.)

Успехом пользовались лирические песни Ю. Семеняко, который не только продолжил традицию, начатую И. Любаном, но и творчески развил ее. Если в песнях И. Любана синтезируются преимущественно два стилистических источника — народная белорусская песня и русский бытовой романс, — то в лирических песнях Ю. Семеняко, помимо этого, заметно влияние лирических, а также эстрадных песен советских композиторов. Причем интонационно-мелодический сплав разных стилистических источников в песнях Ю. Семеняко органичнее, прочнее, хотя и легко обнаруживается.

Звучит песня Ю. Семеняко на стихи Я. Купалы «Явар і каліна» в исп. ВИА «Песняры».

Учитель: — Интерес к лирической трактовке духовного мира рядового труженика, процесс разработки фольклорных пластов городского быта обусловил и появление в послевоенные годы довольно большого количества лирических песенок незамысловатого содержания, герои которых были максимально приближены к повседневной жизни, быту. Эта «приближенность» обнаруживалась и в стилистике большинства песен, в их нарочитой упрощенности, лубочности, с непременной иллюстрацией гармошечных переборов в инструментальном сопровождении. Некоторые из таких песен не отличались поэтичностью и глубиной, но, тем не менее, были широко популярны, поскольку отвечали потребностям в лирическом самовыражении довольно многочисленной, хотя и недостаточно эстетически развитой части слушателей. Критерий отбора и творческого преобразования бытующих интонаций в подобных песнях был порой несколько занижен, что привело, в конечном итоге, к появлению песенных образцов, которые не выделялись высоким художественным качеством. Однако сам факт обращения и разработки белорусскими композиторами интонационной сферы городского музыкального быта был чрезвычайно важным и прогрессивным явлением, поскольку освоение музыкального словаря города и деревни в целом давало реальную почву для создания произведений, которые стали бы доступными для людей разных социальных слоев общества. В песенном жанре наиболее заметный вклад в процессе освоения музыки городского быта принадлежит композитору Ю. Семеняко.

5) 1958-1985 — формирование жанра белорусской эстрадной песни.