Смекни!
smekni.com

Актуальность исследования. Буддийская культура включает совокупность смыслообразующих доминант, которые конституируют типологическое своеобразие феномена буддий (стр. 2 из 3)

Выкладки по итогам многолетнего изучения буддизма изложены им в фундаментальном труде «Проблемы буддийской философии»9, задуманном

с

как вторая часть основного «Введения в буддизм», однако этому не суждено было свершиться. В своей работе Розенберг фокусирует внимание на буддийской философии, где он рассматривает ее структуру, функции и цели.

Реконструируя основные позиции буддийской философии как таковой, Розенберг использовал метод от известного к неизвестному, от современного бытования буддизма в Японии к древности. Ознакомившись с традиционным (монашеским) способом изучения буддийской догматики, Розенберг выявил, что образовательный процесс духовенства основывается не столько на сутрах, сколько на шастрах. Он приходит к далеко идущему выводу - основные положения буддизма развернуты в систематиттеских трактатах шастрах, а не в сутрах (основная выжимка из сутр проявила лаконичные формулы, т.е. матрики, оставшиеся совершенно необъясненными), ключ к пониманию сущности философской системы буддизма и его структуры следует искать именно в шастрах. Поэтому главным объектом своего исследования ученый сделал специфические буддийские тексты, главным из которых выступила «Абхидхармакоша» Васубандху, энциклопедическая раннесредневековая ша-стра. Основываясь на содержательной структуре «Абхидхармакоши» Розенберг сделал реконструкцию системообразующих проблем буддийской философии. Интересно заметить, что монастырское духовенство всех направлений и школ до сих пор использует «Абхидхармакошу» как орудие познания учения Будды. Так в Тибете трактат Васубандху выступает в качестве 4-ой дисциплины цанидской системы образования монашества.

9

В своей работе Розенберг прояснил смысл ряда важных технических терминов в соответствии со школьными воззрениями (дхарма, абхидхарма, нирвана и пр.). Впервые выявил не сводимые уровни функционирования в буддизме - популярный и философский, заметив при этом, что «непозволительно распространять понимание определенного термина в популярном буддизме на теоретические сочинения»10.

В ходе своего исследования выработал определенную методологию изучения буддизма: 1) опора на схему отраслей знаний и ценностно-понятийную структуру самой изучаемой традиции. Поскольку оригинальная схема дает возможность правильно понять буддийское умозрение в целом; 2) не пытаться заключить буддийскую философию в рамки какой-либо европейской философской системы; 3) осторожность при наименовании буддийских терминов европейскими.

Большой вклад в развитие мировой тибетологии внес Е.Е. Обермиллер, самый яркий ученик Щербатского. Глубокое знание санскрита, тибетского и монгольского языков11, всесторонняя эрудиция и колоссальная трудоспособность позволили Обермиллеру стать автором ряда исследовательских работ высокой научной ценности, а также сделать несколько успешных переводов фундаментальных религиозно-философских трактатов.

В их числе перевод «История буддизма в Индии»12 знаменитого тибето-буддийского ученого Будона Ринчендуба, «историка, переводчика, кодификатора и редактора канона буддийских текстов - Ганджура и Данджура»13. Перевод был сделан Обермиллером при всесторонней поддержке и устных разъяснениях бурятского ученого ламы Чойдага Данжинова.

На наш взгляд, самый большой вклад сделан Обермиллером в науке, благодаря его увлечению Праджняпарамитской литературой, особенно двумя комментаторскими работами, причисляемыми традицией Асанге (Майтрее) - «Абхисамаяламкара» и «Уттаратантра». Последняя работа имеет своим предметом Три Драгоценности (Будда, Учение и Община), их характери-

10

стики, а также рассматривается конечный результат духовного пути, т.е. Просветление.

«Абхисамаяламкара» - это фундаментальный религиозно-философский трактат, в котором подробно и последовательно рассмотрены ступени и этапы духовного пути развития личности, следующего учению Будды. Вследствие этого в традиции его называют «коренным» трактатом. Без изучения этого трактата, надо заметить, невозможно понять сущности учения буддизма, это путеводитель практической стороны традиции. Работая над переводом «Абхисамаяламкары» Обермиллер рассматривал и ключевые Сутры Праджняпарамиты (комментарием на которые она и является), также привлекал много дополнительной экзегетической литературы, такие как «Абхисамаяламкара-алока» Харибхадры, «Спутартха» и пр.

Основополагающий или коренной трактат вошел в цанидский круг образования монахов и составил второй курс, называемый парчин. Здесь уместно отметить, что Обермиллер с целью всестороннего раскрытия предмета, прошел основной монашеский курс обучения парчина, как это принято в монастырях северного ареала буддизма (Тибет, Монголия, Бурятия). Такой путь, как заметил сам Обермиллер, несравненно легче и результативней. Местом регулярных штудий буддизма с ведущими бурятскими учеными-ламами был выбран Ацагатский дацан в Бурят-Монгольской АССР, один из крупных центров цанидской образованности, где он провел несколько летних сезонов14.

В работе «Analysis of the Abhisamayalamkara»15 Обермиллер представляет порядок изучения Праджняпарамиты в Гоман-дацане монастыря Брайбун. Также раскрывает принципы обучения, последовательность и дает список литературы гоманской программы, что мы использовали за соответствующую кальку в нашей работе.

В статье «The Account of the Buddha's Nirvana and the First Council According to the Vinayaksudraka»16 Обермиллер раскрывает трактовку важнейшего понятия буддизма - нирваны по воззрениям разных религиозно-

11

философских школ. Работа «A Study of the Twenty Aspects of Sunyata based on Haribhadra's Abhisamayalamkara-aloka and the Panca-vimsatisahasrika-prajnaparamita-sutra»17 посвящена анализу видов шуньяты.

Таким образом, буддологическая школа Щербатского, принесшая мировую известность отечественной науке, подчеркивала принципиальную важность использования в изучении буддийской культуры выверенной методологии, заключающейся в синтезе подходов: глубокое изучение текстовой источниковедческой базы буддизма и необходимость полевого (антропологического) исследования (наблюдение, интервью, фиксация и анализ фактов и событий). Вместе с тем ценнейшим опытом этой школы было то, что в изучение буддийской традиции был введен новый инструментарий — языковая практика в буддийских монастырях, освоение усеченного традиционного курса обучения монахов под руководством знатоков буддизма. Работая над определенным религиозным трактатом, исследователи получали компетентные консультации от ученых лам, которые раскрывали традиционную экзегетику. Такой подход давал колоссальный эффект, поскольку позволял ученому быстро продвигаться в работе, адекватно воспринимать изучаемый материал и не интерпретировать его вольно, в соответствии с личными пристрастиями и видением проблемы. Разыскательные экспедиционные сезоны видными представителями этой школы проводились в Агинском и Цуголь-ском дацанах (Бурятия), в Гандантекчинлинге (Монголия, Улан-Батор), в задачу которых входило изучение разных аспектов буддизма и исследование постановки буддийского обучения в дацанах, в частности.

Поскольку нам пришлось раздвинуть хронологические рамки своей работы, возвращаясь к истокам буддийского образования, существенное место в диссертации отводится анализу истории буддийских монастырских комплексов и буддийской учебной традиции в Индии. Это потребовало обращения к работам С. Била, Р.К. Мукерджи, П.В. Бапат, С. Радхакришнана, И.П. Минаева, Г.М. Бонгарда-Левина, А.Н. Кочетова, В.И. Корнева, В.И.

12

Рудого, Е.П. Островской, М.И. Воробьевой-Десятовской, Е.Б. Рашковского, В.Г. Лысенко, В.К. Шохина, Н.В. Самозванцевой, М.Е. Ермакова.

Для понимания основополагающих позиций махаянской системы, детерминировавших новый тип монастырского образования, автор опирался на работы Д.Т. Судзуки, Э. Конзе, В.П. Андросова.

Автор счел для себя наиболее важными, повлиявшими на сложение его собственного видения темы, работы А. Уодделя А., Ван-Сэн (Wang Sen), С. Ч. Даса, В.П. Васильева, А.И. Вострикова, Р.Е. Пубаева, Н.Л. Жуковской, Ц.П. Ванниковой, B.C. Дылыковой, Т. Содномдаргиа, Т. Цэндсурэна, Т.М. Малановой.

При рассмотрении проблематики религиозно-философского факультета цанид, в целом, и его составляющих дисциплин, в частности, мы опирались на монографии и статьи ряда советских и зарубежных исследователей. Так, буддийская логика (в связи с теорией познания), история ее становления стала предметом исследования Ф.И. Щербатского, Э. Фраувалльнера, А.О. Маковельского, К.К. Жоля, В.Н. Топорова, Т. Цэндсурэна, Ш. Онода, А.А. Базарова. Праджняпарамитская литература получила фундаментальное обоснование в работах Э. Конзе, он перевел «Абхисамаяламкару», «Ашта-сахасрику» и другие сутры, систематизировал и представил их периодизацию. Литература этого направления стала темой работ многих ученых, в числе которых отечественные исследователи Л.Э. Мялль, Е.А. Торчинов, СЮ. Лепехов. Для понимания общих моментов философии мадхъямики важную роль сыграло ознакомление с трудами К. Линдтера, К.В. Раманана, Д. Гарфиелда, С. Хантингтона. При рассмотрении третьего предмета цанид-дацана мы также опирались на исследования отечественных ученых В.Н. Топорова, И.М. Кутасовой. Исключительную роль мы отводим работам В.П. Андросова, в центре научных разработок которого лежит проблематика «нагарджунизма», ставшей самостоятельной отраслью научной буддоло-гии. В отдельную область выделились исследования абхидхармистских текстов. Наибольшая заслуга в современной отечественной науке в этом при-

13

надлежит В.И. Рудому, руководителю группы буддологических исследований (Е.П. Островская, Т.В. Ермакова). Предварили это выделение Ф.И. Щербатской и О.О. Розенберг, Е. Фраувальнер, Г. Гюнтер, Анагарика Го-винда, японские исследователи. Так же в диссертации мы широко использовали исследования В.Г. Лысенко, Б.В. Семичева и М.Г. Брянского. В основе буддологических рассмотрений винаи лежат разработки И.П. Минаева, С.Ф. Ольденберга, И. Хорнера, Андре Баро и более молодых исследователей Д. Чаппела, Ч. Пребиша, Дамиена Коена, так же сюда мы причисляем Е.П. Островскую и Т.В. Ермакову, исследовательниц данной проблемы на аб-хидхармической основе. Специалисты в отдельных областях буддийских наук способствовали углублению изучения буддизма, появление новых интересов и подходов в науке. Для осмысления буддийского образования важны статьи современных бурятских ученых — СЮ. Лепехова, СП. Нестерки-на, A.M. Донца в фокус исследований которых попадает история тибетской, монгольской и бурятской моделей монастырского обучения.