Смекни!
smekni.com

Актуальность исследования. Буддийская культура включает совокупность смыслообразующих доминант, которые конституируют типологическое своеобразие феномена буддий (стр. 3 из 3)

Таким образом, в исследовательской литературе созданы предпосылки для изучения распространения буддийской культуры посредством системы образования.

Объект исследования - буддийская традиция образования в Индии и Тибете (на примере монастыря Дрепунг факультета Гоман).

Предмет исследования — культурно-историческая трансляция философского учения буддизма через традицию образования.

Гипотеза исследования: образовательная традиция как базовая составляющая буддийской культуры является одним из основных механизмов трансляции философского учения буддизма в инокультурную среду. Её актуализация - эффективный метод изучения универсальных, типически общих и специфических культурных кодов.

Цель настоящего исследования состоит в попытке комплексного истори-ко-культурологического анализа традиции образования (цанид), выступаю-

14

щей ценностной системой тибетской буддийской культуры, и обеспечивающей сохранение и трансляцию буддийского философского учения.

Исходя из поставленной цели, определены следующие задачи диссертации:

- проанализировать истоки и культурообразующие параметры индийской традиции образования;

- определить роль индийской традиции комментирования исходного корпуса буддийской литературы (проповедей Будды) в формировании отраслей наук Сутраяны;

- определить характер культурно-исторической трансляции махаянской традиции образования Сутраяны (цанид) в этнокультурных условиях Тибета;

- представить структурный анализ генезиса и эволюции системных знаний Сутраяны в культурных условиях Тибета;

- показать фундирующую роль тибетских буддийских ученых в становлении сутрической образовательной традиции;

- представить функционирующую цанидскую модель образования, на примере Гомана тибетского монастыря Дрепунг в качестве транслирующего механизма;

Методологическая основа и принципы исследования. В основе диссертационного исследования лежит историко-культурологический метод, согласно которому буддийская традиция образования является транслирующим и моделирующим механизмом, отражающим многосторонние культурные процессы развития человеческого общества.

Попытка рассмотреть процесс передачи буддийских знаний как целостного, а не составного явления, диктует применение сравнительно-исторического метода, применение, которого сделало возможным проследить специфику, содержательное ядро философского учения буддизма Ма-хаяны в Индии и Тибете, воспроизводимое в соответствующих образовательных институтах и обеспечивающее преемственность традиции.

15

Рассматривая цанидскую систему монашеского образования, мы применили структурно-типологический метод, который позволил выделить и дать общую характеристику изменений структурных составляющих дисциплин фундаментального религиозно-философского факультета, определить их как «сущностные кристаллизации» соответствующих отраслей буддийских наук, формирующих содержание понятия «буддийская традиция образования».

Учитывая выверенный опыт школы Ф.И. Щербатского в отношении изучения буддийской традиции в целом, и образовательной традиции в частности, мы пытались соединить два подхода: 1) освоение текстовой источниковедческой базы и литературных наработок исследователей; 2) непосредственный контакт с живой буддийской традицией. В рамках второго подхода, мы апробировали рекомендации Б.Б. Барадина. Во-первых, в ходе бесед с носителями традиции нами была выбрана определенная школа тибетского буддизма, а именно Гелуг, доминирующая в центральноазиатском буддизме (Тибет, Монголия, Бурятия, Калмыкия и Тува). Во-вторых, мы выбрали конкретный монастырь Дрепунг и входящий в него Гоман-дацан (Индия, штат Карнатака), имеющий шестивековую историю, закрепивший за собой репутацию признанного центра буддийской культуры. В ходе актуализации данного подхода, нами производилось визуальное наблюдение, беседа, опрос и многолетняя переписка с информаторами (главным образом, монахами) о функционировании традиции монастырского образования в современных условиях. Автору удалось в 2002 г., в период двухмесячного пребывания в Дрепунг-Гомане, фронтально освоить курс цадмы (буддийская логика и эпистемология) и парчина (учение о Пути), под руководством преподавателя геше-лхарамбы Цультим Гьялцена и студентов Гоман-дацана, составить конспекты учебников первых двух дисциплин цанида, а также разобрать ключевые темы предметов ума, дзод и дулва. Данный подход позволил нам наиболее адекватно донести смысл содержания цанидской про-

16

граммы обучения Дрепунг-Гомана, культуры буддийского образования в целом.

В работе был использован междисциплинарный подход, поскольку исследование системы буддийского образования невозможно в рамках отдельно взятой научной дисциплины. Использовались данные и понятийный аппарат социальной психологии, истории философии, культурологии и антропологии. В то же время достижения этих научных дисциплин, равно как и отдельных научных школ и направлений, использованы в работе в качестве необходимой основы концептуализации опыта буддийской образовательной культуры.

Научная новизна исследования заключается в том, что впервые в отечественной культурологии предпринимается попытка комплексной историко-культурологической реконструкции традиции образования системы Сутра (с момента возникновения до окончательного оформления факультета ца-нид), транслирующего целостное философское учение буддизма.

- представлены культурно-исторические истоки и основы традиции образования Сутраяны в буддийских монастырях Древней Индии;

- сделана попытка выявить отраслевую дифференциацию Сутраяны (раздел «Внутренней науки») на основе комментаторской традиции к Трем проповедям Будды (исходного корпуса буддийских текстов), как основного условия трансляции полноты учения буддизма на иную культурную почву;

- выявлены и проанализированы культурно-исторические этапы формирования цанидской системы образования в Тибете (VII -XV вв.), определена институциональная роль философского факультета;

- продемонстрированы генеалогические линии учения абхидхармы и ви-наи (Индия-Тибет), рассмотрен процесс эволюции мадхьямики, парамиты и логики в Тибете;

- представлен анализ вклада тибето-буддийских деятелей в формировании цанидской системы образования;

17

- введен в научный оборот новый полевой материал, раскрывающий процесс современного цанидского образования, на примере монастыря Дре-пунг-Гомана, охарактеризованы годичные учебные программы факультета, рассмотрена процедура получения ученой степени геше, и влияние европейских технологий на традиционную буддийскую систему образования;

- впервые представлена полная дисциплинарная структура цанидского факультета (Гоман), произведен обзор образовательных учебников, объективирован базовый понятийно-категориальный аппарат буддийской философии, проанализирована фундаментальная категория ум (знание, осознание), подвергнута разбору ее структура и функция, представлена классификация. Выявлена и описана последовательность практик, организующих буддийский путь развития индивида.

Источниковая база исследования: Диссертация базируется на литературных источниках и письменных памятниках (как переводных с санскрита, тибетского и китайского языков, так и оригинальных тибетских учебных и дидактических пособий), а также полевых материалах. Все используемые источники разбиты нами на шесть групп.

Первая группа источников - исторические сочинения тибето-буддийских авторов и работы раскрывающие историю буддийских религиозно-

1 й

философских школ: Будон Ринчендуб. История буддизма ; Гой-лоцзава Шоннупэл. Синяя летопись. История буддизма в Тибете (VI-XV вв.)19; Дара-ната. История буддизма в Индии20; Сумба-кханбо Ешей-Балджор. Пагсам-Джонсан: История и хронология Тибета21; Туган Лопсан-Чойкьи-Нима. Хрустальное зерцало философских систем (глава Сакьяпа)22; Дзунба Кунчог Жигме Ванбо. Драгоценнное ожерелье учений философских школ23; Далай-лама П. Путеводитель в океане индийской буддийской философии24; Соднам-Цземо. Дверь, ведущая в учение25;

Вторая группа источников - биографии буддийских деятелей, агиографическая литература: Кенсур Агван Нима. Переправа через реку сансары26; Краткое жизнеописание Чже Цонкапы27; Хуэй-цзяо. Жизнеописания достой-

Список литературы