Смекни!
smekni.com

по этнологии формирование татарского этноса (стр. 5 из 5)

Праздник казанских татар — джиен проводился поочерёдно группой деревень в строго фиксированное для них время, начиная с конца мая, до начала нюня, в течение 4—б недель, до начала сенокоса, жатвы. Продолжительность праздничного времени в каждом случае от 3—4 до 5 дней отведенной недели.

Бытовало два варианта празднования. Можно отметить такие моменты праздника, как приём гостей из других деревень (празднующих свой джиен не в эту неделю); гостевание, проводимое по установленному гостевому этикету; своеобразные молодёжные гуляния и игрища, устраиваемые на лугах днём и вечером во все праздничные дни; переезд молодушек (яшь килен) на постоянное место жительства — в дом мужа. В особое праздничное время превращался период установления холодов — в деревнях проводили девичьи помочи по обработке заколотых гусей — каз емэсе. Ощипывание гусей проводили в доме. Затем обработанных гусей на коромыслах несли к роднику, чтобы промыть ключевой водой. Как правило, девушек сопровождали юноши с гармонистом. Хозяйка для работниц готовила угощение, после которого проводились игрища — уен.

В деревнях мишарей не праздновали сабантуй и джиен, но до сева (в дни Пасхи) дети также собирали крашеные яйца и устраивали игры с ними (кызыл йомырка кене — «День красного яйца»). Летом проводился обряд пожелания благополучия, хорошего урожая, сопровождаемый общественным жертвоприношением и коллективным угощением. Жертвенные животные (овцы, телёнок, бык, корова) покупались на средства, собранные у нас. Обряд проводился в определённом месте — в поле либо возле старинного кладбища: мужчины резали, освежёвывали жертвенное животное и тут же готовили в нескольких больших котлах густой суп — отваривали мясо, затем в этот бульон опускали крупы (пшено, полбу, гречиху), картошку, собранные также подворно. На угощенье, предваряемое коллективным молением, в котором участвовали мужчины старшего возраста, собирались все жители аула. Молодежь устраивала игрища. В новогодние дни — нардуган (роштва) в домах проводились игрища девушек, сопровождаемые различными гаданиями.

Крещёные татары отмечали праздники христианского календаря, в которых наблюдались элементы традиционных народных праздников казанских татар. Так, в пасхальные дни (до сева) проводился сабантуй, в некоторых деревнях под названием серзн, шыйлык. Летний праздник кряшен, несмотря на то, что был приурочен ко времени одного из праздников христианского календаря, по форме напоминал тот или иной вариант джиена.

2.7. Изменения, произошедшие в последнее время

В советское время традиционная система праздничной культуры претерпела существенные изменения. Летний праздник джиен был постепенно заменён унифицированной формой праздника сабантуй, который проводился приблизительно в одни сроки по всей республике после завершения сева. В настоящее время сабантуй повсеместно отмечают летом, после завершения весенних полевых работ. Характерно отношение к нему как к национальному празднику, проявившееся в том, что его стали отмечать и те группы татар, которые в прошлом его не праздновали.

С 1992 два религиозных праздника — Курбан-байрам (мусульманский) и Рождество (христианский) включены в официальный праздничный календарь Татарстана.

Список используемой литературы

1.Агеева Руфь Алексеевна: Какого мы роду- племени?: Народы России: имена и судьбы: Словарь- справочник/Отделение литературы и языка РАН. Центр языка и культуры Северной Евразии им. Н.С. Трубецкого- М, 2000г.

2.Большой Энциклопедический словарь/Главный редактор Б.М. Мележинский, 4-е репринтированное издание мифологического словаря, 1991г.- М., Большая Российская энциклопедия, 1998г.

3.Народы и религии мира: Энциклопедия. Главный редактор В.А.Тишков.- М.: Большая Российская энциклопедия, 1999г.

4. Лурье С.В. Историческая этнология. М., 1997.

5. Брамлей Ю.В. Очерки теории этноса. М., 1983.