ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ИРКУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ФАКУЛЬТЕТ СЕРВИСА И РЕКЛАМЫ
РЕФЕРАТ ПО ЭТНОЛОГИИ
Формирование татарского этноса
Выполнил: Барахтенко А.С.
Группа 14224
Проверила: Пядушкина И.И.
Иркутск 2007
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………………………….3
Глава 1. Формирование татарского этноса……………………….........................4
1.1. Формирование этнонима «татары»…………………………………………..4
1.2. Консолидационные процессы среди татар…………………………………..4
1.3. Урбанизация и переселенческие процессы среди татар…………………….5
Глава 2. Обычаи, быт и основные виды хозяйственной деятельности татар…..7
2.1. Сельское хозяйство……………………………………………………………7
2.2. Народные промыслы и ремесла………………………………………………7
2.3. Устройство жилищ и населенных пунктов…………………………………..8
2.4. Национальная одежда…………………………………………………………10
2.5. Национальные продукты питания……………………………………………10
2.6. Народные и религиозные праздники………………………………………....11
2.7. Изменения, произошедшие в последнее время……………………………...12
Список используемой литературы………………………………………………...13
Введение
Татары (самоназвание татар). Численность в Российской Федерации составляет 5522 тыс. чел. (1989г.). Татары — основное население республики Татария. Численность в Татарии составляет 1765,4 тыс. чел., Башкирии 1120,7 тыс. чел., Удмуртии 110,5 тыс. чел., Мордовии 47,3 тыс. чел., Марийской Республике 43,8 тыс. чел., Чувашии 35,7 тыс. чел., а также в областях Волго-Уральского региона, Западной и Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. Кроме этого странах СНГ проживает: в Казахстане 327,9 тыс. чел., Узбекистане 467,8 тыс. чел., Таджикистане 72,2 тыс. чел., Киргизии 70,5 тыс. чел., Туркмении 39,2 тыс. чел., Азербайджане 28 тыс. чел., на Украине 86,9 тыс. чел., в Литве, Латвии и Эстонии около 14 тыс. чел. Общая численность составляет 6648,7 тыс. чел.
Татары делятся на три основные этно-территориальные группы: волго-уральские, сибирские и астраханские. Самыми многочисленными являются волго-уральские, включающие субэтносы казанских и касимовских татар и мишарей, а также субконфессиональную общность кряшен (крещеных татар). Среди сибирских татар выделяются тобольские, тарские, тюменские, барабинские и бухарские (этносословная группа татар); среди астраханских — юртовские, кундровские татары и карагаши. Самостоятельной этнической общностью — особой этнической группой золотоордынско-тюркского этноса, исчезнувшего в результате этнических и политических, процессов 15—16 вв., являлись до начала 20 века литовские татары. Эта группа, сохранившая благодаря исламу свою этническую целостность, во 2-й половине 19 — начале 20 вв. переживала в определённой мере процесс интеграции в татарскую этническую общность (в т. ч. и в результате усиления взамен - «мусульманского» национального «татарского» самосознания).
Народно-разговорный язык татар делится на три диалекта: западный (мишарский), средний (казанско-татарский) и восточный (сибирско-татарский). Астраханские татары по языковым особенностям сохраняют определённую специфику: язык юртовских татар возник в результате смешения ногайского языка и диалектов волго-уральских татар; карагашский язык - в основе ногайский — испытал заметное воздействие татарского языка, но сохранил свои особенности. Тюркский язык литовских татар, по ряду признаков сближающийся с кыпчакскими диалектами крымских татар, перестал существовать ещё в 16 в. (литовские татары перешли на белорусский язык, а к середине 19 века часть интеллигенции начала использовать польский и русский языки). Литовско-татарский язык сформировался на основе среднего (казанско-татарского) диалекта, но при заметном участии западного (мишарского) диалекта. До середины 19 века функционировал старотатарский литературный язык (поволжские тюрки). Самый ранний из сохранившихся литературных памятников на старотатарского языка— поэма Кул Гали «Кыйса-и Иосыф», написанная в 13 веке (автор погиб во время монгольского завоевания 1236г.). В устном народном творчестве татар представлены эпос (у сибирских татар), сказки, легенды, байты, песни, загадки, пословицы и поговорки. Сохранился эпос об Идегее, имеющийся у многих тюркских народов. Татарская музыка построена на пентатонике, близка к музыке других тюркских народов.
Со 2-й половины начинается формирование современного татарского национального языка, завершившееся в начале 20 века. Период с 1905 по 1917г.г. является эпохой национального возрождения татар, когда бурное развитие получило книгопечатание (татары вышли в России на одно из первых мест в этой сфере), национальная периодика, театр и т. п.
Наиболее древняя письменность — тюркская руника. Письменность с 10 века по 1927г. на основе арабской графики, с 1928 по 1939г.г. — латинский (яналиф), с 1939 по 1940г.г. — русские), Верующие татары за исключением небольшой группы кряшен (в т. ч. нагайбаков), которые были обращены в 16—18 вв. в православие, мусульмане-сунниты. Религиозный центр татар-мусульман находится в г. Уфе (Духовное управление мусульман Европейской части и Сибири, существует с 1789г.). В прошлом у всех этнотерриториальных групп татар имелись и локальные этнонимы: у волго-уральских — меселман, казанлы, болгар, мишэр, типтэр, керэшен, нагайбэк, кэчим и другие; у астраханских — нугай, карагаш, юрт татарлары и прочие; у сибирских — себер татарлары (себерэк), тоболлык, туралы, бараба, бохарлы и т. д.; у литовских — мэслим, литва (липка), татарлары.
Глава 1. Формирование татарского этноса
1.1. Формирование этнонима «татары»
Впервые этноним «татары» появился среди монгольских и тюркских племён в 6—9 вв, во2-й пол. 19 — начале 20 вв. он закрепился как общий этноним - татары. В 13 веке в составе монголов, создавших Золотую Орду, находились покорённые ими племена (в т. ч. тюркские - называвшиеся «татарами»). В 13—14 вв. в результате сложных этнических процессов, происходивших в Золотой Орде, численно преобладавшие в этом государстве кыпчаки ассимилировали все остальные тюрко-монгольские племена, но усвоили этноним «татары». Европейские народы, русские и некоторые азиатские народы называли «татарами» население Золотой Орды. В татарских ханствах, образовавшихся после распада Золотой Орды, татарами именовали себя знатные слои, военно-служилые группы и чиновничье сословие, состоявшие в основном из золотоордынских татар кыпчакско-ногайского происхождения. Именно они сыграли, значительную роль в распространении этнонима «татары». После падения ханств термин был перенесён и в среду простонародья. Этому способствовали и представления русских, именовавших всех жителей татарских ханств татарами. Тем не менее, данный этноним закреплялся с трудом. Среди волго-уральских татар он в 16 веке воспринимался ещё как имеющий уничижительный смысл. В условиях формирования этноса (2-я пол. 19 — начале 20 вв.) у татар начался процесс роста национального самосознания и осознания своего единства. Происходившие в народной среде объективные процессы были осознаны интеллигенцией, которая способствовала отказу от локальных самоназваний. При этом был выбран наиболее распространённый и объединяющий все группы татар этноним. Ко времени переписи 1926г. большинство татар называли себя татарами. В 1920г. образована Татарская АССР (в составе РСФСР), которая в 1991г. преобразована в Республике Татарстан.
1.2. Консолидационные процессы среди татар
Этническую основу волго-уральских татар составили болгары, создавшие в Среднем Поволжье (не позже начала 10 в.) одно из ранних государств Восточной Европы — Волжско-Камскую Болгарию, просуществовавшую как самостоятельное государство до 1236г. Этнический состав волжских болгар был неоднородным, и разные их группы прошли длительный путь развития. Кроме племени собственно болгар известны такие племена, как барсилы (берсилы), зсегелы (чигили), савиры (сувары). Некоторые из них находились в составе гуннов, позже хазар; чигили были частью карлуков. Существенную роль в этногенезе болгар сыграли угорские группы, в т. ч. проникшие из Приуралья в начале 11 в.. О разнообразии этнических компонентов населения Волжско-Камской Болгарии свидетельствуют и названии таких городов, как Торческ (от торков) и Тухчин (предположительно от кыпчакского этнонима тухчи, нашедшего отражение и в половецком названии племени токсоба — токсы оба). В западных ареалах Волжско-Камской Болгарии жили буртасы, этнические истоки которых не вполне ясны. В составе Волжско-Камской Болгарии из многих племен и постплеменных формирований складывалась болгарская народность, в предмонгольское время переживавшая процесс консолидации. Включение её территорий в состав Золотой Орды привело к существенным этнополитическим изменениям. На месте бывшего независимого, государства было образовано одно из десяти административных делений (иклим) Золотой Орды с главным центром в г. Булгаре. В 14—15 вв. на этой территории известны отдельные княжества с центрами в Наровчате (Мукшы), Булгаре, Джукетау и Казани. В 14—15 вв. в этническую среду населения этого региона проникли кыпчакизированные, в т. ч. ногайские, группы. Об этом свидетельствуют языковые, культурологические и др. материалы (например, наличие среди волго-уральских татар таких родоплеменных названий, как конграт, мен, токсоба, буркут, кирает, алат, бадрак, катай, табын, кыргыз, кыпчак и др.). В 14 — середине 16 вв. происходило оформление этнических общностей казанских, касимовских татар и мишарей. Казанско-татарская народность сложилась в Казанском ханстве (1438—1552), являвшемся одним из значительных политических центров Восточной Европы. Этнический облик мишарей и касимовских татар сформировался в зависимом от Московской Руси с середины 15 века Касимовском ханстве (просуществовало в сильно изменённом виде до 80-х гг. 17 века). Мишари до середины 16 в. переживали процесс становления самостоятельного этноса. Касимовские татары, имевшие некоторые этнические особенности, являлись фактически социальной верхушкой Касимовского ханства и в этническом отношении образовали группу, переходную между казанскими татарами и мишарями. Во 2-й половине 16—18 вв. в результате массовых миграций татар в Волго-Уральском регионе произошло дальнейшее сближение казанских, касимовских татар и мишарей, что привело к сложению этноса волго-уральских татар. Астраханские татары являются потомками золотоордынских групп (но, возможно, и некоторых более ранних компонентов хазарского и кыпчакского происхождения). В 15—17 вв. это население, жившее в Астраханском ханстве (1459— 1556), частично в Ногайской Орде и отд. ногайских княжествах (Большие и Малые Ногаи и др.), испытало сильное воздействие ногайцев. Среди астраханских татар имеются и другие компоненты (отатаренные таты, индийцы, среднеазиатские тюрки). С 18 в. усилилось этническое взаимодействие астраханских татар с волго-уральскими. В отдельных группах астраханских татар — в юртовских татар и карагашах — различимы этнические группы средневекового ногайского и золотоордынско-тюркского этносов.