16/ 28 марта 1898 года из Ниццы Чехов писал своей сестре Марии Павловне: «Третьего дня приехал Браз. С ним его друг, боровичский помещик Аничков. Остановились оба в Русском пансионе. Сначала Браз хотел писать портрет на воздухе, но это оказалось неудобным: пришлось отыскивать мастерскую…» Чехов к тому времени знал об Аничкове из переписки с Бразом. А позже передавал для него посылку с лекарствами.
Таким образом наши края связаны со знаменитой семьёй Чеховых.
Какова же судьба дачи «Ключи»?
В 1917 году эта дача, как и остальные, была национализирована. Впоследствии дом разобрали и перевезли на станцию Лыкошино, чтобы оборудовать в нём трикотажную мастерскую. А позже дом сгорел.
Усадьбы в Широком:
«Сорокины горы». Владелец Николай Иванович Грусс.
«Ландышева гора». Владелец Михаил Ефимович Грумм – Гржимайло.
«Зелёная дача». Владелец Михаил Дмитриевич Ван – Путтерен.
Недалеко от пос. Лыкошино, всего в 4-х километрах находится местечко Широкое. Места живописные, раздольные, широкие. Отсюда и название: «широкий» - просторный в поперечном измерении; для разъезда.
До революции здесь было четыре дачи. Расположились они по правой стороне дороги, что ведёт от Лыкошино к Валдаю.
Жёлтая дача принадлежала врачу Николаю Ивановичу Груссу из Петербурга.Поселившись, он сразу же рядом с дачей построил небольшой домик, в котором открыл амбулаторию. По воскресным дням Н. И. Грусс принимал больных крестьян из окрестных деревень. Причём, денег ни с кого не брал. Вот и представьте себе, сколько людей выстраивалось каждый раз в очередь к столичному доктору, ведь ближайшие земские больницы находились верстах в сорока – пятидесяти. Одна неприятность – царскому правительству эта благотворительность явно не нравилась.
Усадьба Н. Грусса (Груса) называлась «Сорокины Горы».
Голубая дача (усадьба «Ландышева Гора») принадлежала генералу Михаилу Ефимовичу Грумм – Гржимайло (Грум-Гржимайло).
Здесь не раз бывал и его брат. Известный путешественник Григорий Ефимович Грумм – Гржимайло, совершивший немало интересных открытий. Исследователь Средней и Центральной Азии, заслуженный деятель науки РСФСР, Г. Е. Грумм – Гржимайло путешествовал по Алтаю, Памиру, Тянь – Шаню, Западной Монголии. По результатам исследований написал немало интересных трудов.
Да и сам Михаил Ефимович светило немалое. Одно то, что когда преподавал в юнкерском училище, самого Арсеньева учил. Того, кто совершил немало открытий на Дальнем Востоке и написал интересную книгу о своём путешествии «Дерсу Узала».
Зелёная дача принадлежала врачу из Питербурга Михаилу Дмитриевичу фон Путтерену.
Как и Николай Иванович Грусс, Михаил Дмитриевич немало времени проводил в построенной амбулатории, где лечил местных жителей. Но главной хозяйкой на Зелёной даче была его жена – бессменная солистка Императорского Мариинского оперного театра Мария Александровна Михайленко. Творческая биография певицы была блестящей: более сорока партий самого различного репертуара. И пела она в паре с самим Фёдором Ивановичем Шаляпиным, с Леонидом Васильевичем Собиновым, с Ф. Стравинским, который имел прекрасный голос и был неплохим оперным певцом. А сколько поездок было за это время! Болгария, Германия, Сербия, Япония. Крупнейшие оперные театры России рукоплескали певице. А Глазунов даже посвятил ей застольную песню «Кубок янтарный» и дуэт «Эх ты песня». Мария Александровна записала на граммофонные пластинки 340 произведений на самых известных граммофонных фирмах – «Патэ», «Колумбия», «Граммафон».
Четвёртой дачей владел полковник Неслуховский. Именно эту дачу купил в 1905 году Михаил Павлович Чехов, брат А. П. Чехова.
После революции в зданиях национализированных дач разместился дом отдыха научных работников. При нём существовало подсобное хозяйство. А какая аллея роз вела к корпусам! Клумбы, море цветов! Танцплощадка, качели, катание на лодках по Валдайке… До сих пор люди помнят этот дом отдыха. Учителя нашей школы рассказывали, как они, будучи ещё детьми покупали шоколадки в ларёчке, оборудованном под большой гриб.
Как жаль, что дома отдыха больше не существует…
Во время Великой Отечественной войны в «Широком» находился госпиталь. За время Великой Отечественной войны их сменилось несколько. Первый имел номер 3370. Начальником был Логунов. После войны, да и во время, лечились раненные бологовцы. Затем этот госпиталь переместился в Валдай. А сюда прибыл другой под №3190 ( начальник Столяров). Находились на излечении в основном легкораненые бойцы. Доктором была Густарова. Примерно в это время лечение получали 700 человек. Помещений не хватало. Построили барак (после войны там разместился клуб).
Одно время в госпитале содержались два пленных немецких лётчика.
Госпиталь был до 1945 года. С того времени в лесу осталось воинское захоронение.
После войны вновь в «Широком» распахнул свои двери дом отдыха. Были построены новые двухэтажные корпуса.
Сейчас на месте дома отдыха не осталось никаких следов, разве только фундаменты некоторых строений, но и они скоро буйно зарастут бурьяном…
В 2004 году в деревне Широкое числилось 42 человека и 9 дачников. Число постоянных хозяйств – 21.
На 1.01. 2008 г. проживает 36 человек. Число постоянных хозяйств – 19. Деревня постепенно умирает…
Дача «Борисово»
Владелец купец первой гильдии Николай Ефремович Бельтихин.
Деревня Кузнецово находится в 1,5 километрах от станции Валдайка на холме.
Происхождение названия: от мужского личного имени Кузнец – «кто куёт на кузнице, занимается кузнечным делом».
В деревне долгое время находилась кузница. Остатки её сохранились. В советские годы кузница принадлежала колхозу «6-ой съезд Советов», который объединился в период укрупнения хозяйств с колхозами «Великий», «1-ый Лыкошинский», «Красный Бор», «6-ой съезд Советов»(1950 г.). Сохранились и развалины скотного двора, где ещё недавно выращивали телят. За деревней было две конюшни.
Рядом находится старое лесное озеро Борисовка, когда -то большое, сейчас почти заросшее. Вокруг – болота.
Деревня стоит на возвышении. Отсюда вся округа видна. Домов немного, но у каждого дома – сад. И каждый год обильно здесь плодоносят яблони и сливы.
Входила в состав Боровичского уезда Пирусской волости. В «Списке населённых мест Боровичского уезда Новгородской губернии» ( 1885 год) в д. Кузнецово числилось 35 крестьянских дворов, число строений: всего – 55, в том числе жилых – 35. По семейным спискам 1879 года в деревне проживало всего 168 человек ( 79 -муж. пола и 89 женщин). По приходским сведениям того же года: число жителей: м. - 77, ж. – 93, в том числе детей: до 8 лет -19, от 8 до 13 – 20, от 13 до 18 – 12, среднего возраста ( 18 – 60 лет ) : м.- 50, ж. – 59; старше 60 лет: м. – 7, ж. – 3. Количество земли: надельной : удобной – 388 десятин, неудобной: 33 десятин. Покупной – 9 десятин.
В «Списке населённых мест Боровичского уезда Новгородской губернии» ( 1911 год) записано, что в д. Кузнецово земли принадлежали Кузнецовскому обществу. Дворовых мест числилось 37, жилых строений – 88. Проживало 211 человек (м. - 104, ж. – 107). Расстояние до уездного города – 40 верст, до ж\д станции и школы – 2 версты. Главное занятие жителей – земледелие. Часть жителей служили извозчиками. В деревне имелась часовня. Жители пользовались родниковой водой, т.к. реки и озера, удобного для забора воды, нет.
В 2004 году в деревне было 23 постоянных хозяйства. Проживало 38 человек.
В 2008 году в Кузнецове зарегистрировано 19 постоянных хозяйств, проживает 23 человека. В летний период много дачников. В деревне нет никаких учреждений.
За деревней Кузнецово находилась когда-то деревня Чёрный Бор (Чёрные Боры). В начале XX века в ней проживало более 80 человек.
Недалеко от деревни была дача «Борисово» (по названию озера), принадлежавшая купцу I гильдии Н. Е. Бельтихину. Рядом с дачей был вырыт пруд.
Семья купцов Бельтихиных была самой богатой и известной на станции Валдайка и в окрестностях. Они владели несколькими домами, имели дачу «Борисово» и хозяйство в д. Кузнецово, дачу в Деревне Порожки. Занимались и колокололитейным производством. В музее колоколов города Валдая есть колокол, на котором отлита надпись «Ст. Валдайка Николаевской ж. д. Бельтихин». Подобная надпись есть и на других колокольчиках, которые хранятся в частных коллекциях. Бельтихины были связаны партнёрскими торговыми отношениями с известными колокололитейщиками города Валдая Усачёвыми. Усачёвы имели в Валдае крупный завод, а сбыта товара не было, во-первых, в этом небольшом городке было ещё два завода, где отливали звонкоголосый товар, во- вторых, железная дорога проходила мимо и сбыть товар было непросто. Вот тут то и пригодилась Усачёвым дружба с купцом Бельтихиным, который имел торговую лавку прямо в центре посёлка.
Рядом с домом была пекарня, недалеко – молокозавод, принадлежащий Николаю Ефремовичу Бельтихину. Напротив дома была беседка, окружённая деревьями. Беседка была застеклена разноцветными стёклышками, которые переливались на солнце. И это, по словам старейших жителей посёлка, было очень красиво. Рядом с беседкой Николай Ефремович построил пожарку и на свои деньги содержал на станции пожарную команду. Кстати, до недавнего времени в центре нашего посёлка висел пожарный колокол, на котором было отлито «Бельтихин». Сейчас колокола нет, он куда – то исчез, поговаривают, что глава сельского совета подарил его знакомым. Нет пожарного колокола, нет сейчас и здания пожарки, в последние годы современный предприниматель оборудовал в нём бар и здание сгорело от неосторожного обращения с огнём.