Смекни!
smekni.com

по краеведению «Усадьбы в окрестностях посёлка Лыкошино и их обитатели» (стр. 8 из 11)

Вскоре молодой инженер встречает на своём пути прекрасную девушку из древнейшего русского рода – Софью Мельгунову и молодые венчаются на станции Валдайка в военной походной церкви. После свадьбы от родителей жены им перешла усадьба Байнёво, что находится от станции Валдайка километрах в 20 в сторону города Валдая. Эта усадьба стала счастливым местом для влюблённых. Здесь у них родились три дочери: Елена, Александра и Валентина. Александра станет известной оперной певицей, ученицей Полины Виардо, Валентина умрёт совсем молодой после рождения сына и будет похоронена на территории Валдайского монастыря в усыпальнице Панаевых. А Елена выйдет замуж за Павла Петровича Дягилева. Елена станет второй женой Павла Петровича. Первая жена Евгения Николаевна Евреинова, умерла через два месяца после рождения сына Серёжи. Когда Елена Валериановна вышла замуж за Дягилева, Серёже было два года Он искренне был привязан к мачехе, пронёс через всю жизнь самое тёплое отношение к ней. И будучи известным театральным деятелем, импресарио, проводя много времени за работой, в чужих странах, писал ей тёплые искренние письма. Елена Валериановна отвечала ему тем же.

Когда Павел Петрович женился на Елене Валериановне, он часто стал бывать в имении тестя Байнёво. Тогда же он построил неподалёку на берегу озера Боровинец и свою усадьбу Боровенцы, где организовал ткацкое производство.

Няней Серёжи с первых дней стала бывшая дворовая девка Евреиновых – Авдотья Александровна. Она неотлучно находилась при Сергее в продолжение 30 лет.

У Сергея Павловича Дягилева было два младших брата.

Валентин Павлович Дягилев (1875 – 1929) – выпускник Академии Генерального штаба, профессор, магистр военной истории, генерал – майор – примет мученическую смерть в Соловецких лагерях ( в том же году оборвётся жизнь С. П. Дягилева). Посмертно он будет реабилитирован в 1989 году.

Юрий Павлович, родившийся 13 мая 1878 года, станет военным. Учился в Александровском кадетском корпусе, затем в Николаевском кавалерийском училище. Служил в лейб – гвардии Казачьем полку. Участвовал в боевых действиях на фронтах Первой Мировой войны. Выйдя в отставку, Юрий Павлович поселится в имении Панаевых – Байнёво. Он же станет последним владельцем усадьбы Боровенцы.

В 1980-е годы директор Окуловской центральной библиотеки Иванова Лидия Васильевна рассказала, что к Юрию Павловичу Дягилеву в его усадьбу Боровенцы на берегу одноимённого озера неоднократно приезжал Сергей Павлович. Он любил во время таких приездов организовывать вечера русской народной песни, для чего из окрестных деревень приглашались голосистые певуньи. Участвовала в таких вечерах и мать Лидии Васильевны, проживавшая в д. Малая Крестовая, что близ Угловки.

От Марии Петровны Глазер (1920 – 1003), жившей в детстве на мельнице в местечке Брод, что находилась недалеко от усадьбы Боровенцы,, окуловский краевед Леонард Эдуардович Бриккер записал воспоминания о Дягилевых: «Я помню Дягилевых уже в советское время, в конце 20-х годов. Имение, земля и полотняный завод от них были уже отобраны. Жили они в малюсеньком домишке в Новой Деревне близ Новотроиц и с. Ужин. Жену Юрия Павловича звали Татьяной Андреевной. Выглядела она лет на сорок, была круглолицей. Был у них сын Дима лет 17-ти, очень интеллигентный мальчик, которого в деревне считали дурачком. После экспроприации у них осталось довольно много мебели, и они её продавали – этим и жили. У нас было куплено от них большое трюмо до потолка.

Юрий Павлович работал извозчиком, церковным сторожем. Летом Дягилевы все трое, нанимались пасти новодеревенское стадо. Пасти ходили с раскладным стульчиком. Как-то моя мать спросила Татьяну Андреевну: «А что вы едите?», на что та, по особому акая и глотая окончания, ответила ( унас часто вспоминали эту фразу) : «Утром малин с малаком, в обед – малин с малаком, вечером – малин с малаком…»

Около 1930 года Дягилевых, местного священника и ещё нескольких лиц забрали и куда-то выслали. Народ им сочувствовал».

Как стало позже – сослали последних владельцев родовых поместий Панаевых – Дягилевых Байнёво и Боровенцы – в Новосибирскую область. В последние годы жили в Чирчике (Узбекистан). Юрий Павлович работал бухгалтером в местной церкви. Сын Дмитрий – на руднике. Во время Великой Отечественной войны был начальником горного участка. С 1945 года – священник в Чирчике и Ташкенте, где и скончался в 1993 году. Детей у него не было.

От усадеб на сегодняшний момент ничего не осталось

Усадьба «Красный Бор».

Владелец князь Юрий Оболенский.

В писцовой книге 1495 года подробно описан Пиросский (Пирусский) погост. В него входило 304 обжи (земельных участка). Часть земель платило оброк прямо великому князю. Часть принадлежала монастырям, церквям, помещикам, служилым людям.

Земли в районе озера Звана (в описи записано «деревни на Звани») принадлежала князю Юрию Оболенскому. Вокруг озера были 9 деревенек с 13 дворами в них. Судя по описи, князь был не чужд сельского хозяйства: «… а обеж 12, а из них князь пашет на себя со своими людьми 2 обжи, сеет ржи 10 коробей, а сена косят 30 копен…» Князю принадлежала половина озера Звана. Этому же князю была отдана в поместье волостка Фёдоровская. Ещё в описи названа деревня Филистово (по описи Филитово), которая только недавно перестала существовать. Жил в ней Тимошка Ерёмин, поборы с него шли большие – 3 деньги, полтора короба хлеба, чётка пшеницы, баран, сыр, три горсти льну, да ещё княжьему ключнику полагалось отдать лопатку баранью и горсть льну. Интересно, что ещё в XX веке на этих землях располагалась деревня Княжа. Видимо, в её названии сохранили память о князьях, владевших этой землёй. В деревне Бор, она была неподалёку от Филистова, жил тоже один крестьянин.

Вторая половина озера Зван принадлежала помещику Григорию, сыну Константинова. Он же владел и четвертью озера Щесна. В те времена озёра строго оберегались, никто не имел права ловить рыбу в отданных помещикам озёрах, границы раздела соблюдались точно, а за рыбную ловлю князю шла отдельная дань. Из озера Зван вытекает речка Званка и несёт свои воды в Валдайку. В том месте, где реки сливаются, располагается деревня Михайловское.

В советские годы на месте усадеб Панаева К. А. и Оболенского открыли исправительно – трудовую колонию.

В деревне Красный Бор, в полуразрушенном имении князя Оболенского располагалась женская колония. Здесь содержались женщины с детьми, и даже беременные. Дом малютки стоял отдельно от главного корпуса, в котором находились женщины – арестантки. За детьми ухаживали десять медсестёр, проживающих тут же, на территории колонии. Женщины – арестантки занимались посильным трудом: ухаживали за коровами. Выращивали картофель, овощи. Женская колония просуществовала до 1939 года. В этом году дом князя Оболенского сгорел. Пожар был сильный, уничтожил даже стены. Женщин вместе с детьми увезли в Вышний Волочёк. Сейчас на месте усадебного дома – жалкие развалины.

Усадьба «Лухино».

Владелец Аркадий Захарович Меркель.

Усадьба Лухино отмечена в Пирусской волости Боровичского уезда в Списке за 1911 год и принадлежала Аркадию Захаровичу Меркелю. Усадьба была очень маленькая: всего 2 жилых строения и проживало 2 человека ( 1 мужчина и 1 женщина). Главное занятие жителей усадьбы – земледелие.

Аркадий Захарович Меркель – купец, личный почётный гражданин.

Больше сведений пока не обнаружено.

Усадьба «Исаево».

Владелец Иванов Гермоген Иванович.

На берегу озера Отдыхалово ( раньше озеро называлось Нижняя Олешня) неподалёку от деревни Львово находилась усадьба Отдыхалово. В ней было пять жилых построек , жили 12 человек ( 8 мужского пола, 4 – женского).

Не установлено кому усадьба принадлежала до 1918 года.

В 1918 году усадьба Отдыхалово принадлежала Вл. Серафимовичу, а усадьба Исаево ( между Львовом и Лутковым) по сведениям 1909 и 1919 годов принадлежала профессору, автору учебника «География» Иванову Гермогену Ивановичу.

10 июня 1919 года решением Коллегии УЗО усадьба Исаево оставалась в прежнем виде для организации на её базе советского хозяйства – Дома отдыха. Бывший владелец профессор Иванов Г. И. стал заведующим советским хозяйством Исаево. С ним жила жена Анастасия Ивановна и дети – Гермоген, Борис и Андрей.

В середине 20-го века земли деревни Отдыхалово вошли в состав совхоза «Всходы».

На январь 2007 года в Отдыхалове осталось 10 частных подворий, 15 жителей, из них – только 6 – с постоянной пропиской.

Усадьба Абакумово.

Владельцы дворяне Солоповы.

Наша речка Валдайка впадает в озеро Пирос. На берегах озера находится и по сей день древнее селение Пирос со старинным храмом во имя святых первоверховных Апостолов Петра и Павла. Ближайшей к селению Пирос была помещичья усадьба Абакумово (вариант названия – Абаконово), находившаяся в непосредственной близости к деревне Речка. Кстати, из этой деревни моя одноклассница – Архипова Олеся, которая рассказывала мне, что видны следы усадебного дома: фундамент, заросший пруд, очертания аллей.

Деревня Речка называется так, потому что расположена на речке Саминке. Впервые деревня упоминается в писцовых книгах Деревской пятины в 1495 году: «В Боровицком же погосте… деревня Речка: двор Афанаска Тарасов, двор Васка Гаврилков, сеют ржи шесть коробей и сена косят 30 колен».

С XVIII века Абакумово стало помещечьей усадьбой дворянского рода Солоповых.

Солоповы были Боровичскими дворянами. В семье Василия Васильевича Солопова и Виктории Дмитриевны (урождённой Пушкиной) было трое детей: Мария, Константин и Клавдия. Старшая дочь Мария в последствии стала выдающейся русской писательницей, настоятельницей Леушинского монастыря Игуменьей Таисией.