Пожалуй, в такой же мере, как и дети, в нашей заботе, любви, внимании нуждаются старики, и прежде всего те, кто живет с нами рядом, кто нас вырастил и воспитал – наши пожилые родители. Особенность та, что если на явление, связанное с матерями-«кукушками», наши студенты, в большинстве своем еще не имеющие детей, смотрят как бы со стороны, (что, вероятно, накладывает отпечаток на их ответы), то с проблемой пожилых родителей практически кое-кто уже сталкивается, а рано или поздно всем придется столкнуться и сделать свой выбор. Тем интересней посмотреть, каковы в этом плане нравственные установки студенчества сегодня.
Таблица 6.3
Отношение студентов к проблеме пожилых родителей, %
Пол | Жить с престарелыми родителями как бы тяжело это не было | Устроить в Дом престарелых | Жить отдельно, но помогать им | Другое |
Мужской | 87 | 2 | 9 | 2 |
Женский | 89 | 1 | 8 | 2 |
Итого | 88 | 2 | 8 | 2 |
Как видим, подавляющее большинство – 88% из всей совокупности ответивших считают, что надо жить с престарелыми родителями, ухаживать за ними, как бы тяжело это не было. Ответы указывают на осознание молодежью своего нравственного долга перед родителями и готовность выполнить его несмотря ни на что; 8% респондентов предпочитают «компромиссное решение» решение, типа: «вместе с пожилыми родителями жить не обязательно, но ухаживать обязательно»; «жить отдельно от родителей, но помогать им во всем». Отметим, что практически никаких различий в отношении студентов к этой проблеме в группах по возрасту, полу, семейному, положению, социальному происхождению, партийности – нет. Не влияют признаки факультета и региона. И лишь место жительства студентов как-то влияет на выбор типа поведения.
Таблица 6.4
Зависимость отношения к пожилым родителям от места жительства, %
Место проживания | Жить с престарелыми родителями | Устроить в Дом престарелых | Жить отдельно | Другое |
Общежитие | 90 | 3 | 6 | 1 |
С родителями | 85 | 3 | 9 | 3 |
Имею жилье | 78 | 4 | 13 | 5 |
У родственников | 86 | 2 | 10 | 2 |
Снимаю жилье | 84 | 5 | 9 | 2 |
Предпочитающих жить с родителями и ухаживать за ними мы обнаруживаем среди тех, кто живет в общежитии – 90%. По-видимому, они острее осознают ту ценность, которую имеет для человека родительский долг. Менее всего хотят жить со своими престарелыми родителями те, кто имеет собственное жилье – 78%. Очевидно, эта группа респондентов уже успела оценить определенные преимущества самостоятельной жизни, не желает нарушать свой установившийся уклад и стиль жизни и взваливать на себя дополнительные хлопоты. Не случайно, 13% из их числа предпочли вариант «жить отдельно», тогда как в числе проживающих в общежитии таких только 6%. Обратим внимание, как движение от проективной ситуации к реальной трансформирует сознание личности. Наверное, в будущем у нынешних молодых не раз будут меняться оценки, суждения и даже нравственные позиции. Во всяком случае, данные опроса дают основание считать, что наша студенческая молодежь не безнравственна, особенно когда речь идет о таких изначальных ценностях, как отношение к детям и старикам.
Гуманизм, милосердие – понятия одного порядка, в их основе лежит человеколюбие, сострадание, стремление помочь, творить добро. Движение милосердия и благотворительности, хотя и с большим опозданием, но начало набирать у нас силу. Конечно, милосердие, сострадание и соучастие к несчастным, так или иначе обделенным судьбой, попавшим в беду, было свойственно нашим народам. То, что ширится у нас сейчас, - это не только помощь тем, кому, как воздух, не хватает нашего человеческого участия, но и возрождение мощного воспитательного фактора. Однако, если само слово «милосердие», возвращается к жизни, не вызывает у людей неприятия, то благотворительность многим ассоциируется с подаянием, милостыней, а следовательно, с унижением. Очевидно, такое отождествление благотворительности с подаянием из жалости, милостью с барского стола в какой-то мере определяет то непростое отношение к движению, которое нашло отражение в студенческих ответах.
Таблица 6.5
Отношение к движению милосердия и благотворительности, %
Пол | В этом нет необходимости | Участвую | Хочу участвовать, но не знаю как | Это дело нужное | Не принимаю | Другое |
Мужской | 30 | 7 | 39 | 9 | 9 | 1 |
Женский | 18 | 10 | 54 | 7 | 8 | 1 |
Итого | 24 | 9 | 49 | 8 | 9 | 1 |
Четверть ответивших на этот вопрос считают, что в этом движении нет необходимости, причем главный аргумент, который встречается в ответах, — это обязанность государства, пусть оно этим занимается, подачки унижают государство… «Если государство не в состоянии обеспечить, то надо что-то делать, но не благотворительность». Половина респондентов (49%) хочет участвовать, но не знает, как и что делать. Как видим, резерв доброты и милосердия у студентов велик, но чтобы он стал действием, творящим добро, надо шире развивать различные организационные формы движения, более активно пропагандировать уже существующие. Ведь даже для тех, кто отметил, что принимает непосредственное участие в этом движении (10-я часть респондентов), в большинстве случаев оно заключается в сдаче денег в различные фонды и гораздо реже – работа в составе педотрядов в детских домах. Из таблицы видно, что в большей степени настроены на милосердие девушки, в меньшей — юноши, мужчины. Женщина всегда отличалась большей добротой, отзывчивостью, состраданием.
Обращает на себя внимание зависимость ответов студентов от факультета.
Таблица 6.6
Отношение к движению милосердия и благотворительности
в зависимости от типа факультета, %
Тип факультета | Нет необходимости | Участвую | Хочу участвовать | Нужное дело | Не принимаю участия | Другое |
Обществоведческий | 21 | 9 | 53 | 5 | 11 | 1 |
Гуманитарный | 20 | 12 | 49 | 10 | 9 | - |
Естественный | 22 | 10 | 53 | 8 | 7 | - |
Технический | 30,9 | 5,4 | 44,6 | 7,5 | 10,6 | 1 |
В целом | 24 | 9 | 49 | 89 | 1 |
Сравним различия в установках на милосердие и благотворительность среди обучающихся на гуманитарных факультетах и на технических. На первых, в сравнении со вторыми, заметно больше участвующих и желающих участвовать (соответственно 61% и 50%). Доля ответивших «в этом нет необходимости» на гуманитарных факультетах составила 20%, на технических — 31%. Примерно такие же различия обнаруживаются, если мы сравниваем вузы по типу. Приверженных милосердию и благотворительности заметно больше в университетах, медицинских и педагогических вузах и заметно меньше — в политических, инженерных. Приведенные различия показательны. Даже один этот факт свидетельствует в пользу усиления гуманитаризации образования вообще, в технических вузах и на технических факультетах, где долгие годы формировались технократические ориентации, — в особенности!