Смекни!
smekni.com

Государственный комитет СССР по народному образованию (стр. 3 из 19)

Не ставя под сомнение искренность студентов в определении смысла жизни, нельзя не заметить и противоречивость их мнений. В таблице 1.8 приведены данные об отношении студентов к своему сегодняшнему труду – учебе.

Таблица 1.8

Отношение студентов к учебе в зависимости
от сознания смысла жизни, %

Смысл жизни

Отношение к учебе

Не бездельничаю, но и учусь без особого напряжения

Учусь с полной отдачей сил и способностей

Не стараюсь учиться

В самовыражении

68

11

21

Быть нужным людям

68

10

22

Просто жить

58

6

38

Еще думаю об этом

66

6

28

Не вижу смысла

55

3

42

Здесь уже вопрос (отношение к учебе) конкретнее, чем вопрос об отношении к будущей профессии. В целом, закономерность прежняя: к учебе относятся добросовестнее те, кто занял активную позицию в своем миропонимании. Но не стоит обольщаться этим: около 90% студентов, считающих смыслом жизни самореализацию своих способностей и стремящихся быть нужным людям, относятся к учебе без должного усердия или не стараются учиться вовсе, что вряд ли позволит оправдать ими же обозначенное понимание смысла жизни. С чем это связано? Можно сделать только предположения на этот счет. Во-первых, это связано отчасти с иллюзорностью понимания смысла жизни, основанном или на стереотипах, или простом желании, хотении. Во-вторых, с искренним осознанием смысла своей жизни и, одновременно с этим, представлением или даже убеждением, что общество отчуждает такое понимание смысла, общество не нуждается в их знаниях, общество не приемлет их как личностей. Такое несоответствие активного понимания смысла жизни, неприемлемости его обществом не может не вызвать состояния, когда просто «опускаются руки »… Полагаем, что вторая причина одновременно описывает контур усиления влияния застойного общества, контур, формирующий мнение о бессмысленности жизни и падение нравственности. Представления студентов о смысле жизни дополняет система жизненных ценностей студенчества. Вопрос о жизненных ценностях в анкете был открытым, что позволяет считать ответы искренними. Структура и иерархия жизненных ориентиров студентов состоит в следующем (см. таблицу 1.9).

Таблица 1.9

Структура и иерархия жизненных ценностей студентов

Важнейшие материальные,
социальные и духовные ценности

Частота упоминания ценности, %

Ранг ценности

Нравственность (добро)

15,3

1

Искусство (красота)

12,7

2

Материальный достаток, обеспеченность

9,8

3

Жилье

9,4

4

Деньги

7,8

5

Семья

7,0

6

Работа

6,8

7

Качества личности

6,7

8

Дружба

6,0

9

Гражданские права личности, свобода

5,6

10

Любовь

5,3

11

Образование

1,9

12

Карьера

1,8

13

Родина

1,4

14

Здоровье

1,1

15

Отдых

0,9

16

Прочие ценности

0,5

17

Значительное место в системе жизненных ориентиров молодежи занимают ценности духовного плана, ценности гуманизма и нравственности (добра и добродетели, ценности искусства (красоты и ее проявлений). Эти ценности направлены на человека (любовь, семья, дружба), на его права и свободы, на требование их обеспечения со стороны общества. Ценности духовного, гуманистического ряда названы важнейшими ценностями в 59% случаев. Итак, движение студенчества к гуманизму, добру и красоте обозначено достаточно отчетливо. Обеспечит ли общество реализацию этих намерений? Перестроечные процессы в обществе в целом и образованная, в частности, направлены на то, чтобы предоставить такие возможности. Нельзя допустить нереализацию такой направленности ценностных ориентиров. Однако стремление к добру, красоте, правовой защищенности личности нуждается в знаниях права, искусств, наук о человеке, социологии, психологии, экологии. Высшая школа должна давать не только профессиональное образование, но и высшее гуманитарное. Это образование имеет целью и гармонизацию отношений в очень напряженном треугольнике: человек – общество – природа. В этом, полагаем, состоит идея гуманизации общества гуманитаризации образования.

Вторым блоком ценностей, упоминаемых как важнейшие, являются ценности материального благополучия (названы в 27% случаев). Впрочем позиция студентов и здесь противоречива: если ценности материального благополучия занимают 3-5 места, то работа как ценность стоит на 7 месте (она как важнейшая ценность упомянута в 6, 8% случаев). Как увязать ответы студентов о смысле жизни и столь низкой ценностью работы? А не в том ли дело, что студенты понимают, что мало кому удается реализовать себя на работе, что работа (реальная, а не книжное ее представление в институте) не приемлет способных и талантливых, да и оплата труда не зависит от его количества и качества? Гарантированный уровень оплаты, установленный должностным окладом, безнравственен тем, что убивает желание работать лучше и больше.

Невысоко студенты поставили образование. С одной стороны, это понятно, ведь речь идет о студентах, получивших высшее образование. С другой – тревожит, ибо в этом прослеживается убежденность, что после института больше учиться не надо, вуз даст образование на всю жизнь.

Вообще социальные ценности (работа, образование, карьера и др.) имеют невысокие ранги и упомянуты как важнейшие ценности в 14% случаях. Как ни горько это осознавать, но это есть та плата, которую несет общество, отчуждающее индивидуальность.

Выводы:

1. Молодежи свойственны черты коллективизма. Смысл жизни большинство студентов видят в служении общественному долгу и стремлении состояться как личность. Гуманистические ценности являются доминирующими. В то же время, действительная проблема состоит в том, что со стороны общества нет востребования этих устремлений. Общество отчуждает индивидуальность, нивелирует личность, сводя на нет высшую человеческую потребность в коллективизме.

2. Перестройка еще не дала общественно значимых идеалов будущего устройства обще6ства, его контуры размыты и абстрактны, в сознании молодежи это воспринимается как попытка нового идеологического эксперимента, основанного на вере в непогрешимость выдвигаемых доктрин. Естественно, отсутствие общественно значимого идеала и дела, которому можно посвятить жизнь, делают крайне затруднительными и мучительными для студентов поиски своего места в жизни, ее смысла.

ГЛАВА 2. МИРОВОЗЗРЕНИЕ СТУДЕНТА:
РЕЛИГИЯ ИЛИ АТЕИЗМ?

Процесс формулирования материалистического мировоззрения современного студенчества имеет целый ряд особенностей. Прежде всего они обусловлены социально-психологическими характеристиками этой категории молодежи и обстоятельствами включая ее в трудовую и общественную жизнь. Большую роль играют, в частности, уровень знаний и подготовленности к интеллектуальному труду.

Доля верящих в бога среди студентов ниже, чем среди других групп населения (по данным нашего исследования она равна 6%), доля же верящих в абстрактную сверхъестественную силу наиболее высока именно среди студенчества.

По отношению к религии выделяются следующие группы студентов:

1) Отрицающие существование бога, придерживающиеся материалистических взглядов – 33%;

2) Верящие в существование бога – 6%;

3) Безразлично относящиеся к вопросам религии – 20%;

4) В бога не верят, но допускают существование какой-то сверхъестественной силы – 39%;

5) Другое /бог во мне; у каждого свой бог и пр./ - 2%.

1-я группа. Абсолютное большинство данной группы составляют комсомольцы – 90%, 8% – члены КПСС. Далеко не каждого, кто заявил, что он придерживается материалистических взглядов, можно отнести к категории атеистов. Студентов, последовательно отрицающих веру в бога и выступающих против религиозной идеологии и морали, оказалось немногим более 7%. Остальные 26% имеют нечеткие мировоззренческие ориентации относительно религиозной идеологии и морали. Считают религиозную мораль либо идентичной коммунистической, либо полезной. Бесспорно, воспитание граждан в духе десяти библейских заповедей способствует воспитанию человека в духе элементарной порядочности, но в то же самое время религия насаждает сознание греховности, моральной ущербности неполноценности человека, что не воспринимается подавляющим большинством студентов. Итак, 26% опрошенных студентов можно определить как непоследовательных атеистов. Они не обладают цельным научно-материалистическим мировоззрением.