Смекни!
smekni.com

Государственный комитет СССР по народному образованию (стр. 4 из 19)

2-я группа верящих в существование бога (6%). При анализе ответов студентов данной группы студентов перед нами встал вопрос: можно ли отнести к категории верующих все 6% студентов, заявивших о своей вере в бога. Верующих в собственном смысле слова, которые имели бы в своем сознании и поведении все три признака религиозности: интеллектуальный, эмоциональный, поведенческий, в ходе данного исследования нам выявить не удалось. Сегодня уже ясно, что такое форма общественного сознания как религия, способная иметь разновидности, от наукообразное «сайентологии» Хаббарда до общества «Трансцендентальной медитации», в котором религиозная активность приобретает формы психотерапевтической практики. Основным признаком религиозности, по нашему мнению, необходимо считать интеллектуальный. Даже исходя только из одного этого признака невозможно все 6% опрошенных с полной уверенностью отнести к категории верующих, так как 10% из них непоследовательны даже в своем интеллектуальном отношении к религии и религиозной морали: считают религиозную мораль вредной. Исходя из сказанного, этих студентов можно отнести к категории верующих лишь условно. Вероятнее всего они суеверны, и их суеверия тесно переплетены с ортодоксальными вероучениями. Они допускают существование бога, обращаются к нему в трудную минуту, но не испытывают при этом религиозных переживаний, не принимают активного участия в совершении традиционной религиозной обрядности.

3-ю группу составляют студенты, безразлично относящиеся к религии (20%). Они не обладают цельным научно-материалистическим мировоззрением, хотя и не признают существование бога.

Вместе – неверующие и безразлично относящиеся к религии – атеисты (последовательные и непоследовательные) составили по результатам нашего исследования 53%. В сознании этой части студентов доминируют материалистические взгляды.

4-я группа. Большая часть студентов (41%) пока не имеют четкого материалистического миропонимания, допускает существование в природе каких-то таинственных, сверхъестественных сил, от которых в той или иной мере зависит человек. Некоторые из них придерживаются религиозно-идеалистических взглядов, которые включают крайне широкий спектр самых различных представлений от отвлеченного деизма до пантеизма с эмоциональным оттенком («Пытаюсь найти своего бога», «Раньше говорили бог, теперь – природа, но суть дела не меняется», «Бог во мне», «Бог – широкое понятие, он везде» и пр.). Они даже не могут явно выразить суть своей веры. Таких студентов насчитывается 2% из числа опрошенных.

Исследование показало, что уровень мировоззренческой зрелости, отношение к религии не зависят от курса, социального происхождения, семейного положения, места проживания. Невелики различия и зависимости от региона проживания. Исключение составляет Прибалтика. Среди прибалтийских студентов очень низок процент неверующих в бога (8%) и очень высокий процент (24%) верующих в бога, среди прибалтийских студентов самый высокий процент (49%) верящих в сверхъестественную силу.

Исследования подтвердили давно существующий в нашей атеистической литературе вывод о большей религиозности и суеверности женщин по сравнению с мужчинами. Если среди юношей процент студентов 1-й и 3-й групп равен 63%, то среди девушек – 44%. Среди девушек на 1% больше верующих и на 21% верящих в сверхъестественную силу.

Итак, значительная часть студенчества (41%) допускает существование в природе каких-то таинственных, сверхъестественных сил, либо придерживается религиозно-идеалистических взглядов. Мировоззренческая незрелость таких студентов оказывается на их жизненной позиции, поэтому необходимо выяснить: какое содержание студенты вкладывают в понятие сверхъестественные силы, по их пониманию существующие в природе и обществе? Насколько сильно это представление в их сознании? Каково соотношение веры в сверхъестественное с материалистическими представлениями в сознании данной группы студентов? Анализ ответов привел к следующим выводам: «студенческая суеверность», так обобщенно можно назвать явление веры во что-то таинственное и сверхъестественное, имеет несколько разновидностей.

1. К первой относятся суеверия, уходящие своими корнями в далекое языческое прошлое: вера в счастливые и несчастливые приметы, гадания, заклинания, знахарство и пр. Согласно нашим данным, из верящих в сверхъестественные силы 12% верят в магию, гадания, 20% – в заклинания, 28% – в приметы. Из всех верящих в эти явления они составляют от 55% до 57%.

2. Ко второй разновидности «студенческой суеверности», в незначительной степени распространенной среди студентов (около 1%), относятся суеверия, тесно переплетенные с ортодоксальным христианским либо исламским вероучением. Именно эта часть студентов допускает существование бога и обращается к нему в трудную минуту, но проявляет отрицательное отношение к религиозной морали.

3. К третьей разновидности «студенческой суеверности», относятся весьма распространенные в студенческой среде так называемые «околонаучные» суеверия. В отношении вопросов, связанных с такими модными увлечениями, как неопознанные «летающие тарелки», биополе, телепатия, телекинез, вещие сны, получен следующий общий результат: число в серьез верящих во все эти концепции равно 8% всех студентов. Студенты верят в «вещие сны» (37%), «телекинез» (24%), «телепатию» (51%), «биополе» (62%), «летающие тарелки» (13%). Почему подобные явления могут иметь место? Дело в том, что основной источник информации по данным проблемам – передачи по телевидению, научно-популярная литература, научно-популярные фильмы, советская молодежная пресса, зарубежная переводная литература. Наряду с наличием общественного интереса к данным проблемам опрос выявил явно не сформированное мировоззренческое отношение к этим явлениям, что связано и с легкостью подачи материалов, и с наличием «белых пятен», и неопределенностей в научной картине мира, и слабой научно-мировоззренческой направленностью преподавания в школе и вузе и другими причинами.

4. К четвертой разновидности «студенческой суеверности» относятся довольно «модные» в студенческом кругу различные мистические учения: всякого рода оккультные науки, спиритизм. По нашим данным, из всех тех, кто верит в сверхъестественные силы, в спиритизм верит 56% студентов.

Существует небольшая группа студентов, которая верит как в околонаучные, так и во все архаичные суеверия. Она невелика, всего около 1%.

Из этого краткого анализа мировоззренческих особенностей «суеверной части» студенческой молодежи видно (по нашим данным, не верят ни всего чуть больше 6% студентов), что сверхъестественное в сознании студентов проявляется в самых различных вариациях, начиная с архаичных, примитивных верований и кончая утонченными ультрасовременными религиозно-идеалистическими представлениями. Необходимо, однако, отметить, что значительная часть этих студентов признает истинными марксистско-ленинское положение о первичности материи и вторичности сознания, о материальной первооснове мира и пр. Мы исходим из того, что даже среди верящих в сверхъестественную силу оценили свои познания по диалектическому материализму как хорошие и отличные – 34% , историческому материализму – 31%.

Анализ результатов исследования убеждает в необходимости серьезного улучшения качества мировоззренческой подготовки студенческой молодежи.

Известный «перекос» в отношении партии и государства к церкви, переосмысление нашей истории, преодоление кризисного состояния общества…не должно порождать отказ от атеистического воспитания. При этом нужно избавить студентов от:

‑ представлений о религии как примитивном предрассудке, пережитке прошлого;

‑ фальсификации истории религий;

‑ априорно-негативного отношения к религиозно-идеалистическим работам видных философов прошлого без их изучения и анализа;

‑ некритического восприятия культуры Востока, при котором сознание студентов удерживает лишь экзотическую оболочку явления, не пытаясь проникнуть в суть бытия иной культуры.

Возможно читать курс, связанный с данными проблемами, как часть исторического материализма («Религия и атеизм в историческом процессе»), как часть этики и эстетики («Этические и эстетические ценности религии и атеизма»), часть диалектического материализма («Религиозно-мистическая философия и марксизм-ленинизм»), часть истории СССР («Религия в СССР») или часть истории культуры («Место атеизма и религии в истории культуры»). Но, на наш взгляд, при таком дроблении теряется «общая картинка» - возникает опасность усвоения фрагментарных знаний вместо формирования целостного восприятия проблемы. Предпочтительнее курс «Основы научного атеизма», хотя название курса звучит неудачно. Можно предложить несколько вариантов названия данного курса:

а) Религия и атеизм в истории общества и в современную эпоху;

б) Религия в истории народов мира;

в) Религия, свободомыслие и атеизм;

г) Методология религии и атеизма.

ГЛАВА 3. УЧЕБНЫЙ ТРУД И ГРАЖДАНСКИЕ
ОБЯЗАННОСТИ КАК НРАВСТВЕННЫЙ ДОЛГ

Возрастающие в условиях перестройки объем и сложность обязанностей студента могут быть доступными для него лишь при условии осознания этих обязанностей как нравственного, гражданского долга. Если студент ошибся в выборе специальности и у него, что называется «душа не лежит к ней», развития высоконравственных мотивов профессиональной подготовки добиться трудно. Поэтому, чтобы преподаватели реально представляли себе нравственную платформу выбора студентами своей специальности, резонно задать вопрос студентам: «Нравится ли Вам сейчас избранная специальность?». Ведь в случае разочарования в специальности, постигшем какую-то часть студентов, преподаватель сталкивается с фактом деформации нравственности в молодежном сознании. Семьдесят пять процентов студентов ответили, что избранная специальность им все-таки нравится. Около семи процентов студентов ответили, что специальность им не нравится. Заставляет задуматься тот факт, что шестая часть (17%) не смогла определиться в своем отношении к специальности.