В учебной практике не так уж редко встречается ситуация, когда студенты получают незаслуженную оценку. Если такое происходит и не находит объяснения со стороны преподавателя, в группе нарушается система отношений, нравственный микроклимат. Поэтому было важно выяснить, как студенчество реагирует на такую ситуацию. Хотя вопрос был задан в проективном плане, студенты спровоцировали его на известную им практику (см. таблицу 3.8.).
Таблица 3.8
Распределение ответов на вопрос: «Как Вы поступите, узнав, что знакомый Вам студент получает незаслуженно положительную оценку?», %
Меня не касается | 24 |
Ничего страшного | 17 |
Я и сам так поступаю | 5 |
Стараюсь убедить не делать этого | 6 |
Обращусь к коллективу | 5 |
Не знаю, поступлю в зависимости от обстоятельств | 43 |
Как видим, четвертая часть респондентов (24%) проявили отчуждение в критической нравственной ситуации. 22% студентов не считают поступок товарища (в какой-то мере это и поступок преподавателя) подлежащим осуждению, тем более некоторые сами так поступают. Ситуация вполне реальна и характеризует беспринципное отношение студентов к явным проступкам своих товарищей по учебе. Примечательно, что нравственно-регулирующая сила коллектива в приведенной выше ситуации почти незаметна. Склонны обратиться для решения проблемы к коллективу группы всего 5% респондентов.
Не находит среди студентов всеобщего осуждения и официально осуждаемый в нашем обществе протекционизм. Видимо, считая устройство на работу столь жизненно важным делом, что студенты в 60% случаев не обращают внимания на то, что их товарищ устраивается на работу по протекции. Об этом свидетельствует такие данные.
Таблица 3.9
Отношение студентов
к устройству товарища на работу по протекции, %
Меня не касается | 33 |
Ничего страшного | 22 |
Я и сам так поступаю | 5 |
Стараюсь убедить не делать этого | 9 |
Обращусь к коллективу | 5 |
Не знаю, поступлю в зависимости от обстоятельств | 25 |
Приведенный факт, пожалуй, указывает не столько на издержки воспитания нравственной и гражданской ответственности, сколько на сложность всей проблемы распределения выпускников вузов на работу. Она также ждет своего более оптимального решения.
Своеобразным критерием уровня нравственного сознания гражданского долга явились ответы на вопрос: «Как Вы относитесь к службе в Советской Армии?». В идейно-воспитательной работе может быть использовано распределение ответов студентов в зависимости от их социального происхождения.
Таблица 3.10
Отношение студентов – представителей различных
социальных групп к службе в Советской Армии, %
Социальное происхождение | По возможности не стал бы служить | У себя в стране не возражаю, за рубежом не желаю | Считаю своим долгом служить куда пошлют | Я за наемную Армию | Надо навести порядок в Армии | Служить после окончания вуза |
Из интеллигенции | 23,6 | 8,4 | 40,2 | 18,0 | 5,5 | 1,4 |
Из служащих | 18,1 | 10,7 | 43,9 | 18,1 | 6,2 | 1,5 |
Из рабочих | 15,3 | 9,8 | 52,8 | 15,2 | 4,1 | 1,4 |
Из крестьян | 5,3 | 6,4 | 75,4 | 11,8 | 1,1 | – |
В целом | 17,0 | 9,0 | 52,0 | 16,0 | 4,0 | 2,0 |
Пацифистские настроения заметнее обнаружились в ответах студентов из интеллигенции и служащих. Почти каждый шестой из ответивших студентов этих социальных групп высказался за наемную армию. Чувство гражданского, интернационального долга свойственны студентам из крестьян.
Существование в студенческом сознании и поведении нравственные нормы, стереотипы не работают пока на укрепление подлинного коллективизма студентов в учебном процессе. Это видно из анализа отношения к специальности, к учебе, к средствам достижения учебных успехов, к товарищам по учебе. Существует достаточный нравственный потенциал в развитии студенчества: стыдливость, совестливость.
Нравственность может стать регулирующим, скрепляющим началом целостного и комплексного развития личности и коллектива при условии воцарения «культа учебы», если учеба будет признана студентами в качестве ценностной доминанты своей вузовской жизни.
Студенты – представители социальных групп имеют неодинаковые стереотипы и установки на ценности и особенности высшего образования, что можно и должно учитывать с помощью конкретных социологических данных в каждом вузе, на каждом факультете. Необходим поиск средств исправления позиции студентов (посредством целенаправленной работы с ними), дезориентированных в профессиональном и нравственном отношении, болезненно переживающих свою ошибку в выборе специальности.
ГЛАВА 4. СОЦИАЛЬНАЯ СПРАВЕДЛИВОСТЬ И
ПЕРЕСТРОЙКА
Нравственность и социальная справедливость – неразрывны. Нет нравственности без социальной справедливости, и все, что несправедливо – безнравственно. Сама нравственность есть оценка с точки зрения социальной справедливости любых явлений и событий.
Как понимают студенты социальную справедливость? Понимание ими социальной справедливости в целом соответствует распространенным в общественном мнении представлениями, суждениями об этом явлении и официально закрепленным принципам справедливости. Это хорошо просматривается в ответах студентов на открытый вопрос анкеты: «В чем, по-вашему, состоит социальная справедливость?»
Таблица 4.1
Понимание студентами социальной справедливости
Удельный вес ответов в % | |
Равноправие всех членов общества независимо от занимаемой должности, национальности, принадлежности к КПСС, социального происхождения и др. | 32,6 |
Оплата и распределение по труду, соблюдение основного принципа социализма: «от каждого – по способностям, каждому – по труду» | 26,6 |
Истинная свобода личности (демократия, свобода мнений, равные возможности для реализации своих способностей, выбора места жительства и т.д.) | 10,5 |
Обязательное соблюдение законов всеми без исключения членами общества | 8,1 |
Уважение к личности, ее достоинству | 6,7 |
Стремление жить честно и по совести, трудиться во имя блага человека | 3,9 |
Должен быть примерно одинаковый уровень всех слоев общества; каждому по потребностям | 2,9 |
Гуманизм, милосердие, обеспеченная старость, забота о детях, инвалидах | 1,4 |
Другое | 0,6 |
Не верю в социальную справедливость | 6,7 |
Полагаем, нет необходимости здесь описывать иерархию ценностей, включаемых студентами в социальную справедливость. Обратим лишь внимание, что хотя вопрос и не предполагал выявление количества верящих и не верящих в справедливость, тем не менее 6,7% из числа ответивших однозначно высказали свое неверие в самое существование социальной справедливости.
Ставшие достоянием советских людей факты массовых отступлений от принципов социальной справедливости и просто их грубейших нарушений питали и еще продолжают питать неверие и в социальную справедливость, и в возможность ее восстановления в процессе перестройки. Каким образом проблема «перестройка и социальная справедливость» отражается в общественном нении студенческой молодежи отчасти видно из ответов на вопрос: «Как, по-вашему, устранит ли перестройка нарушения социальной справедливости?»