Смекни!
smekni.com

Государственный комитет СССР по народному образованию (стр. 7 из 19)

Таблица 4.2

Мнения о восстановлении социальной справедливости

в процессе перестройки, %

Думаю, что что-то изменится в лучшую сторону, а многое так и останется по-прежнему

61,0

Я вообще не верю, что возможна социальная справедливость

16,0

Не знаю

13,0

Убежден, что перестройка полностью восстановит справедливость

7,0

Другое

3,0

Самую многочисленную группу составляют те, кто дал так называемый сбалансированный ответ: что-то изменится в лучшую сторону, а многое так и останется по-прежнему (61%). Об этой, большей части студенчества можно сказать «верят в перестройку с оглядкой», то есть верят, но не полностью, верят, но неубежденно. К этой группе близко стоят те 13% студентов, которые не знают, восстановит или не восстановит принципы справедливости перестройка. Выходит, три четверти студентов не имеют сколько-нибудь убежденной веры в то, что перестройка устранит нарушение социальной справедливости. А 16%, или примерно каждый шестой из ответивших, вообще не верят в возможность социальной справедливости. В полном устранении нарушений социальной справедливости убеждены всего лишь 17%. Какие обстоятельства обуславливают обнаруженный скептицизм студенческой молодежи? Её неверие и в социальную справедливость, и в перестройку?

1. Прежде всего это недостаточно ощутимые и недостаточно быстрые темпы перестройки, особенно тех сторон нашей общественной жизни, которые как раз связаны с восстановлением длительно нарушавшихся принципов справедливости. Тем более, надо иметь в виду и молодежный максимализм, и нетерпение молодежи, и ряд других специфических особенностей этой социальной группы общества.

Вот лишь некоторые суждения наших респондентов:

«Я не надеюсь на успех перестройки». «Перестройка этого не сделает. Если бы получилось, это было бы чудо». « Я не верю в перестройку». «Перестройка – это новый опус правительства». «Перестройка – это обман». «Хочется в это верить, но не вериться». «Перестройка - пока одна говорильня». «Так, как идёт перестройка сейчас, она не только не восстановит справедливость, но и разрушит то позитивное, что было». «Перестройку я ещё не ощутила». «Перестройка – процесс долгий, и предвидеть все нельзя»». «Я не верю, что в нашей стране с такой политической системой возможно социальная справедливость». «Перестройка – пока одни слова». «При социализме социальной справедливости не будет». «Перестройка вызывает анархию». «События в Прибалтике и в Верховном Совете Москвы показывают, что и высокие власти не имеют или не хотят иметь здравого рассудка, так зачем же говорить о социальной справедливости?» «Перестройка восстановит справедливость, если пост Генерального секретаря не будет вечным, как у Сталина, Брежнева. Считаю, что Горбачев все что мог, сделал. Нужен новый человек…»

2. Все еще продолжающиеся в обществе и довольно распространенные нарушения социальной справедливости, исходящие главным образом со стороны антиперестроечных сил.

3. Эмпирически наблюдаемые студентами в своей непосредственной социальной среде ‑ в своих вузах факты отступления от принципов социальной справедливости, факты нарушения этих принципов. Последнее не может не вызывать тревогу, поскольку при формировании общественного сознания групп и индивидов, общеобщественные условия проявляются через непосредственную микросоциальную среду, более других факторов воздействующую на установки, убеждения и в целом мировосприятие личности. Вот одно из подтверждений этого. Обнаружено, например, что среди тех студентов, которые указали на случаи нарушения социальной справедливости в их вузе, доля не верящих вообще в возможность социальной справедливости составляет 20%; убежденность, что перестройка восстановит справедливость – 5%; а среди тех, кто ответил, что не знает о случаях нарушения справедливости в своем вузе, эти доли составляют соответственно 11% и 9%, что почти в 2 раза. Меньше, как же изменилась бы личность, если бы социальная среда активно способствовала реализации ее потребностей и ценностных ориентаций?!

А что непосредственная социальная среда мало способствует формированию убежденности в социальной справедливости, более того становиться питательной средой сомнений и в справедливости, и в самой перестройке, показывают данные нашего опроса. Почти половина студентов (48%) всех 38 вузов, составившие обследуемую совокупность, указали, что в их вузе были случаи нарушения принципа социальной справедливости. Доли этих ответов по разным вузам колеблются от 21% (минимальное значение) до 76% (максимальное значение). Удельный вес ответов «я не знаю таких случаев» составил 49,1%. Остальные 2,8% не дали ответов. Соотношение долей ответов конкретно по каждому вузу, а также мнения студентов о характере допускавшихся в вузах нарушений принципов социальной справедливости содержатся в специальном Приложении к аналитической справке. Здесь же мы приведем наиболее часто указываемые респондентами факты нарушений справедливости в вузах, предварительно сведя их в некие условные группы.

Мнения студентов о случаях нарушения в их вузе принципов социальной справедливости:

1. Пристрастное, предвзятое отношение преподавателей к некоторым студентам кавказской национальности, азиатских республик; месть преподавателей студентам; против самодурства преподавателя студент не может противостоять; неуважительное отношение к студентам;

2. Нервное отношение к студентам: снисходительность к детям влиятельных родителей; некоторым все нарушения прощают; разное отношение к советским и иностранным студентам; одного – исключают из института, другого, ничуть не лучше, тянут 5 лет; особое отношение к династии (к детям преподавателей);

3. получение незаслуженных оценок, необъективность преподавателей в оценке знаний: не всегда оценки ставятся за знания; сдача сессии «по блату»; принцип симпатии и антипатии при оценке знаний; «блатные учатся без забот; получение зачетов с помощью «волосатой руки»; экзамены и зачеты - без присутствия студента; завышение оценок «династии»; спортсмен может не учится год, а его переводят; нередко оценки ставят за посещаемость; вспоминают старые грехи и др.;

4. Нарушаются демократические принципы управления в вузе: игнорирование мнения студентов; мнение преподавателей выше студенческих; студенты и преподаватели не являются коллегами; злоупотребление властью; студент «никто»; нарушение принципа добровольности (стройотряд – недобровольно); бюро ВЛКСМ давит на окружающих; над всем диктат ректората; у тех, у кого власть, больше прав, и этим они пользуются ;. прав тот, у кого выше положение; навязывание решений коллективу; назначение старосты деканатом; выборы ректора и выборы секретаря партком – по сценарию вышестоящих органов; дискриминация в зависимости от социального происхождения (студентку не пускают за границу, т. к. отец-священник);

5. Конфликты в преподавательской среде; преследование талантливых педагогов; террор одних по отношению к другим; преподаватели вынуждены уходить в другие вузы; хороший преподаватель не оценивается достойно материально;

6. Нарушение правил приема в вузы: поступление по протекции; поступление «по блату»; разный проходной бал для городских и иногородних; предпочтение при поступлении детей начальников, знакомых, детей преподавателей; взятки перед вступительными экзаменами;

7. Несправедливости в распределении стипендий;

8. Несправедливое распределение мест в общежитии, непредоставление «афганцам» семейного общежития, жилья для семейных студентов;

9. Несправедливости в распределении путевок, льгот, премий, материальной помощи, жилплощади и даже билетов. Профработники, комсомольский актив имеют больше привилегий, чем простые студенты, «одному путевка во Францию, а другому и в профилакторий не попасть»;

10. Различное питание в столовой для преподавателей и студентов;

11. Несправедливость наказания со стороны ректората, деканата (снятие со стипендии, наложение штрафов, отчисление из вузов за инакомыслие);

12. Невыплата денег за сельхозработы, неверная оплата работы в стройотряде (всевозможные вычеты из зарплаты, полученной в стройотряде, без нашего ведома и согласия);

13. Коррупция в вузе, взяточничество, методы круговой поруки, подхалимаж;

14. Нарушения при распределении на работу;

15. Другое (несправедливость проверочной комиссии; завышение цен в столовой; нет места для спецзанятий).

Вывод очевиден. Если принять, что в основе нравственности лежит социальная справедливость, то наглядный урок безнравственности, преподанный молодым людям отступление от принципов справедливости в их вузе или явным нарушением этих принципов, не восполнить никаким обилием нравственно-воспитательных мероприятий.

ГЛАВА 5. ОТНОШЕНИЕ СТУДЕНТОВ К ЯВЛЕНИЯМ
ОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ ПОВЕДЕНИЯ

История развития нашего общества была сложна, противоречива, характеризовалась серьезными нарушениями законности. Права и свободы личности, социальная справедливость, равенство всех граждан перед законом на деле были лишь красивой декларацией и не больше. Отсутствие провозглашенных Конституцией правовых гарантий, грубейшие нарушение законности, злоупотребления властью высоких руководящих работников предопределяло деформацию правосознания, подрывало веру в силу закона и его справедливость. Знание всей правды о массовых и грубейших нарушениях законности стало выстраданной потребностью советских людей. В этой связи представлялось уместным выяснить мнение студенческой молодежи.