Таблица 5.5
Распределение ответов на вопрос: «Как Вы поступите, узнав, знакомый Вам студент употребляет наркотические и токсические вещества?», %
Варианты ответов | Пол | Всего | |
мужской | женский | ||
Никак, меня это не касается | 16 | 12 | 14 |
Ничего страшного в этом не вижу | 1 | 1 | 1 |
Я и сам так поступаю | 1 | - | 1 |
Постараюсь убедить не делать этого | 58 | 59 | 59 |
Обращусь к коллективу | 11 | 15 | 12 |
Поступлю в зависимости от обстоятельств и человека | 13 | 13 | 13 |
Всего | 100 | 100 | 100 |
Как видим, 2/3 ответивших на вопрос студентов не одобряют этого опасного явления. Но беспокоит, что 14% респондентов занимают позицию стороннего наблюдателя, совершенно равнодушно относясь к тому, что рядом кто-то, пусть не близкий, просто знакомый человек, втягивается в омут наркомании.
Некоторую разницу в распределении ответов можно заметить, сравнивая позицию студентов в зависимости от типа вуза, в котором они учатся. Оказалось, что более активны в своем неприятии наркомании студенты юридического вуза, (80% осуждающих). В то время как среди ответивших в политических и инженерных вузах такую позицию занимают лишь 61% студентов. Среди них и в два раза больше безразлично относящихся к этому явлению по сравнению с будущим юристами. Есть среди ответивших на вопрос и те, кто ответил, что сам употребляет наркотические и токсические средства или же считает это вполне доступным. И хотя речь идет лишь о 2% из общей совокупности, тем не менее можно говорить о существовании в студенческой среде проблемы наркомании и токсикомании. А это не может не беспокоить, поскольку речь идет о завтрашней интеллигенции.
Также как и наркомания, проблема проституции до недавнего времени игнорировалась, всячески насаждалось мнение, что ее у нас нет и быть не может. И лишь не так давно мы узнали, что не все так благополучно.
Известно, что так называемые «ночные бабочки» - это в основном молодые девушки, ровесницы наших респондентов, и тем интереснее узнать, как относится к этому явлению студенческая молодежь.
Таблица 5.6
Отношение студентов к проституции, %
Никак, меня это не касается | 34 |
Ничего страшного в этом не вижу | 3 |
Я и сам так поступаю | 1 |
Постараюсь убедить не делать этого | 35 |
Обращусь к коллективу | 10 |
Не знаю, поступлю в зависимости от обстоятельств и человека | 17 |
Всего | 100 |
Налицо довольно терпимое отношение к торговле телом – осуждают это явление всего 45%. Высок процент считающих, что это личное дело каждого и не стоит вмешиваться (34%). Довольно много и тех, кто не может определиться в своем отношении к проституции – 17%.
Нашлись среди респондентов и те, кто не видит ничего предосудительного в этом «промысле» (3%) и даже допустимым для себя получение вознаграждения за половую близость (1%). Хотя тех и других немного, наличие среди студентов прямого или даже косвенного одобрения платы за любовь – явление аморальное, и решая проблемы нравственного воспитания, нельзя не замечать выявленных фактов.
Подведем краткий итог.
Выявлено, что часть студенческой молодежи довольно терпимо относится к большинству аморальных и даже противозаконных поступков своих товарищей. Они или занимают позицию стороннего наблюдателя и не осуждают подобные действия, или не видят ничего дурного в этом, или пытаются найти им оправдывающие обстоятельства. Далеко не каждый готов активно воздействовать на эти явления (пытаться самому переубеждать, привлечь внимание коллектива и др.). в меньшей степени осуждается спекуляция, пьянство, проституция, в большей степени – наркомания и токсикомания, воровство, применение силы при разрешении конфликтов.
Обращает на себя внимание, что девушки-студентки мало отличаются от юношей не только в оценках негативных явлений, но и в своих поступках. Вот оно следствие неправильного понимаемой эмансипации слабого пола.
Нельзя не отметить, что просматривается тенденция значительно более снисходительного отношения к явлениям отклоняющегося поведения студентов политехнических и инженерных вузов.
ГЛАВА 6. МИЛОСЕРДИЕ КАК ВЫСШАЯ
НРАВСТВЕННАЯ ЦЕННОСТЬ
Цементирующим началом нравственности, ее основой является гуманизм, человечность, умение сострадать и простить, делать добро, как раз то, дефицит чего сейчас так остро всеми нами ощущается. Для характеристики этой стороны нравственного сознания студенческой молодежи в исследование был включен ряд соответствующих вопросов. Прежде всего это вопрос об отношении к проблеме брошенных детей.
Таблица 6.1
Распределение ответов студентов на вопрос: «Что Вы думаете о матерях, которые отказываются от своих детей?», %
Пол | Не осуждаю их | Достойны осуждения | Можно понять и оправдать, если | |
Родился неполноценный ребенок | Другие случаи | |||
Мужчины | 2,0 | 72,0 | 10,0 | 16,0 |
Женщины | - | 76,0 | 12,0 | 12,0 |
Итого | 1,0 | 74,0 | 11,0 | 14,0 |
Абсолютное большинство респондентов осуждают таких женщин. То, что эта острейшая для нас проблема волнует студенческую молодежь, свидетельствует о здоровой нравственной установке молодежи по отношению к материнству, детству. Правда, настораживают прямо-таки драконовские методы, предлагаемые студентами для искоренения этого явления: «Я бы их давил голыми руками»; «ИХ надо расстреливать» и т. п. Такой ожесточенный взгляд едва ли оправдан, поскольку невозможно гуманизм по отношению к брошенным детям строить на слепой, не терпящей никаких оправданий ненависти к их непутевым матерям. Четвертая часть ответивших считает, что в каждом случае надо разбираться отдельно. При этом называются причины, которые могут оправдать женщину-мать: «Рождение неполноценного ребенка, которому уже никто не сможет помочь»; юный возраст матери, ее материальные затруднения и моральная незрелость, просто отсутствие противозачаточных средств и знаний о культуре половой жизни, если отец ребенка – насильник и др.. В некоторых ответах звучат обвинения не столько в адрес женщины, бросившей ребенка, сколько в адрес общества в целом: «В болезненном обществе много болезненных людей»; «Это проблема не отдельных женщин, а общества в целом» и т. д. Так студенческая молодежь приходит к справедливому выводу о необходимости гуманизации не только отдельной личности, но и общества в целом, без чего невозможно нравственное становление членов общества. Из различных факториальных признаков, более или менее влияющих на отношение студентов к матерям-«кукушкам», можно указать на пол, социальное происхождение, регион. Так, доли осуждающих матерей-отказниц несколько выше среди студенток (7:%) и ниже – среди студентов (72%). Самое большое количество осуждающих безнравственное, нечеловеческое отношение к детям обнаруживается среди выходцев из крестьянских семей (79%), самое меньшее – среди детей интеллигенции и военнослужащих (69%). Разводы, матери-одиночки, брошенные дети – явление, более характерное для города, нежели для села, где семья традиционно стабильнее. Хотя не обходят эти проблемы и село.
Заметны различия в отношении к проблеме брошенных детей по регионам.
Таблица 6.2
Влияние регионального фактора на отношение к брошенным детям, %
Регионы | Не осуждаю их | Достойны осуждения | Можно понять и оправдать, если | |
Родился неполноценный ребенок | Другие случаи | |||
РСФСР – Европейская часть | 1,0 | 73,0 | 12,0 | 14,0 |
Урал, Сибирь, ДВ | 1,0 | 73,0 | 11,0 | 15,0 |
Москва, Ленинград | 2,1 | 70,2 | 13,3 | 13,3 |
БССР, УССР, Молдавия | - | 79,0 | 10,0 | 11,0 |
Средняя Азия, Казахстан | 2,0 | 82,0 | 7,0 | 9,0 |
Итого | 1,0 | 74,0 | 11,0 | 14,0 |
Больше всего осуждающих матерей-«кукушек» оказалось среди студентов Средней Азии и Казахстана – 82%. Меньше всего – среди студенчества Москвы и Ленинграда – 70 5. на наш взгляд, объяснить такое различие можно исходя из национальных традиций, исторических условий, социальных изменений в обществе, особенностей культуры и других обстоятельств.