Вследствие того, что не хватало помещений, правление иногда выдавало ученикам вместо казенного содержания деньги, положенные по штату, если ученик соглашался жить у родственников. Но как не заботилось семинарское правление и епархиальное управление о содержании сирот и бедных учеников, все-таки оно не могло удовлетворить нужд всех воспитанников. Так, в 1840 году некоторые сироты были приняты только на полукоштное содержание.
На основании "Положения о способах к улучшению состояния духовенства", вышедшего в 1829 году, выпускники обязывались не менее 4-х лет находиться в ведении духовного ведомства. Те же, кто хотел перейти на светскую службу, должны были сообщить об этом в философском классе, после чего они лишались казенного содержания. Поэтому из казеннокоштных учеников немногие заявляли о желании перехода на светскую службу. Своекоштные ученики могли поступать в семинарию пансионерами или полупансионерами. Их принимали в общежитие, а их родственники платили за это определенную сумму. Из вышесказанного видно, что некоторые воспитанники находились на казенном содержании, другие – за счет привлечения иных средств.
Так, наиболее способных учеников правление назначало на должность лекторов. И за это начисляло им пособие, которое в зависимости от усердия и бедности ученика составляло от 40 до 100 рублей в год.
Другим способом содержания бедных учеников было закрепление за воспитанником священнического места, доходы с которого шли на его нужды. При зачислении места епархиальные архиереи особое внимание уделяли рекомендации просителя, а также успехам его познаний не только в богословии, но и в изучении устава и церковного пения. Но наиболее распространенным способом содержания было то, что семинаристы в свободное от занятий время подготавливали детей частных лиц к поступлению в гимназию. За что получали определенную плату.
Верхней одежды, по уставу, воспитанникам семинарии не полагалось. Но некоторые из учеников имели свои фризовые шинели. Каждому из полнокоштных воспитанников выдавали сюртук, жилет с панталонами и шлафрок (летняя одежда). Сюртук служил и летней и зимней одеждой, его шили из сукна темного или темно-серого (1817 год), темно-синего (1822 год), темно-зеленого (1827 год) и синего (1835 год) цвета. Кроме того, полнокоштным ученикам полагались суконный картуз, полотянной платок, две пары сапог, три сорочки с тремя кальсонами, и иногда выдавались перчатки. Но бывало, что семинарское начальство делало отступление от положенной нормы выдаваемых вещей. Так, например, с 1831 года одни новые сапоги заменили четырьмя парами подметок. И вопреки предписаниям устава, зимние сюртуки. жилеты и панталоны были сшиты ученикам только в 1830 году при ректоре архимандрите Арсении.
По окончании семинарии выданную форму нужно было сдавать. Эту одежду правление выдавало самым бедным полукоштным ученикам. если они проявляли прилежание в изучении предметов. А бедных учеников в семинарии было всегда много. Так, из-за отсутствия обуви некоторые ученики могли несколько недель не посещать занятия.
Должности и поручения, возлагаемые на учащихся.
Многие воспитанники назначались семинарским правлением на исполнение различных должностей. Среди таких должностей были: старшие над учениками, проживающими в городе на квартирах, письмоводители семинарского правления, певчие архиерейского и семинарского хоров, лекторы и т. д.
Иногда семинаристы исполняли и особые поручения. Так, в июне 1834 года Рязанское губернское правление просило семинарское правление прислать семинариста, который владел бы несколькими иностранными языками, для составления описи книг. Семинарским правлением для этого отправлен был ученик среднего отделения Иван Антизитров. Однако посторонние занятия, возлагаемые на воспитанников, отрицательно сказывались на учебном процессе.
С разрешения семинарского начальства ученики или по настоянию родителей, или по собственному желанию сменяли свою фамилию. А иногда и само начальство назначало фамилию ученику. Можно привести следующие примеры: ученик богословия Иван Сараев переменил свою фамилию на Воскресенский (1822 год); ученик богословия Иван Кобальский – на Богословский (1823 год); ученик словесности Михаил Злобин просил дать ему фамилию Гомеров, но правление назначило ему фамилию Добронравов. Вследствие этого в канцелярии семинарии начали возникать затруднения при справках об учениках братьях, имеющих разные фамилии. Поэтому в 1824 году правление семинарии предписало давать одинаковую фамилию братьям. А преосвященнейший Евгений (Казанцев) вообще запретил ученикам менять фамилии, поэтому с сороковых годов XIX века нет ни одного случая перемены фамилий.
Нравственное воспитание учеников.
По уставу, контроль за нравственным воспитанием студентов осуществлял инспектор семинарии. Но так как он один не мог наблюдать за таким количеством семинаристов, то была утверждена должность старших и их помощников. Старших избирали из учеников богословского класса, а их помощников – из философского. В руководство старшим давалась инструкция, в которой излагались их права и обязанности. Первая инструкция была составлена в 1818 году инспектором Г. Полотебновым и называлась "Начертание должности старшаго". По этой инструкции старший должен был наблюдать: за соблюдением распорядка дня и благопристойным поведением семинаристов как в комнате и классе, так и вне стен семинарии. Также старшие следили за тем, чтобы студенты вычитывали в комнатах утренние и вечерние молитвы, а также несколько глав из Священного Писания (в будни – две главы из Ветхого и одну из Нового Завета; а в воскресения и праздничные дни – три главы из Ветхого и две главы из Нового Завета). Им предписывалось следить за чистотой комнат. В случае болезни семинариста старший немедленно должен был доносить об этом инспектору. Каждый день старший докладывал инспектору о всех происшествиях.
Семинарское правление назначало на должность старшего лучших по поведению и успеваемости учеников, но многие из них не соответствовали этому званию. Так, в 1818 году инспектор подал в правление записку об исключении старшего ученика Ф. К. из семинарии. После рассмотрения дела ученика исключили. Но из консистории пришел запрос: какие были проступки у этого ученика и какие меры употреблялись на его исправление? Семинарское правление в докладе отвечало: "бывший старшим ученик Ф. К. в сентябрьскую треть замечен в грубости к начальству и в склонности к пьянству, за что и отрешен был от должности старшаго; впоследствии делал еще важнейшие проступки; 7 мая пришел в 10 часу ночи и в нетрезвом виде, за что содержим был под стражею целые сутки. 4 июня при отобрании сертуков он сертука не отдал и в присутствии старшаго обругал все сем. начальство; инспектору наговорил лично множество грубостей даже в столовой при учениках"[58].
В декабре 1829 года по распоряжению академического правления была учреждена постоянная должность помощника инспектора. Поводом к этому послужил трагический случай в Киевской семинарии, где ученик Чепурковский нанес ножом смертельную рану своему товарищу. Вследствие этого в 1830 году вышел императорский указ о том, чтобы семинарское и епархиальное начальства усилили контроль за воспитанниками. Поэтому семинарское правление постановило:
"а) инспектору с помощником подтвердить выписками из Журнала. чтобы они, не довольствуясь частными замечаниями внешних поступков учеников, сколько возможно тщательнее проникали в дух и характер их. стараясь открывать внутреннее начало и побуждения, по коим в том или другом случае что сказано, или сделано ими; б) чтобы обратили бдительное внимание на домашний образ мыслей и поступков учеников. употребляя к тому добросовестных старших и поставя сим в обязанность ежемесячно доносить не только о важных поступках, но и о маловажных спорах между собою, грубых шутках, взаимных сношениях, добрых или предосудительных наклонностях и т. под.; в) чтобы отныне навсегда прекратить самовольные отлучки учеников без предварительной записи в ежедневных журналах старших с обозначением: кто, куда и на сколько времени желает отлучиться, – и с отметкою старших: в срочное ли время и в каком виде кто возвратился в семинарский корпус, или на квартиру; г) чтобы увеличи число старших, так чтобы на каждаго старшаго приходилось не более 20-ти человек, если квартиры малолюдные и разделены значительным пространством, – и не более пяти квартир. если многолюдные; д) чтобы на осмотре ученич. квартир, по усмотрению, иных учеников перевели на новые более благонадежные квартиры; е) чтобы в рекомендациях учеников каждаго в продолжении года старались показать с хорошей или дурной стороны, так чтобы никто не оставался под сомнением, или неопределенным в характере; ж) для большей точности в определении характеров принимали бы в соображение сведения от профессоров, как имеющих более случаев и удобности замечать нравственные свойства своих учеников"[59].
Однако вовлечение детей в различного рода деятельность всегда сказывалось на их моральном облике. Вот один из таких примеров. В воскресные дни Великого поста 1908 года в актовом зале семинарии проходили собеседования рязанского епархиального миссионера И.П. Строева с известным старообрядческим начетчиком - Д.С. Варакиным. Эти прения вызывали огромный интерес и собирали тысячную аудиторию слушателей. Не смотря на то, что эти беседы занимали продолжительное время (начинались в 18 часов и заканчивались за полночь), многие ученики 6 класса вели их подробную стенографическую запись[60]. Также по воскресным дням в семинарии проходили для всех желающих религиозно-нравственные чтения. Воспитанники семинарии принимали в них самое деятельное участие.