Зависть. Страдающие от предрассудков зависти могут смело отнести себя к разряду энергетических астматиков, задыхающихся (в буквальном смысле, ведь Прана от зависти разрушается, вернее, выедается империлом) от успехов своего ближнего. Завистник никогда не похвалит, не ободрит, но у него всегда в запасе обстоятельные аргументы, почему «плохо, некрасиво, можно было бы и лучше, а вот у других …, сразу видно – дешевка…» Для чутких и тонких натур, которых больше всего ненавидят (вернее, завидуют!) подобные извергатели смрадного дыхания (те самые аллегорические Змеи Горынычи, оставляющие после себя выжженные пустыни) очень опасны. Не умея защищаться, но имея повышенный такт и воспитанность, утонченные души надолго выбиваются из колеи и лишаются равновесия, иногда серьезно заболевая от встречи с подобными «друзьями» и от их «объективных оценок». Завистники опасны тем, что именно они являются растленными гасителями Огня в чужих душах; они сами омертвели и других, как вурдалаки из могил, пытаются подтянуть к себе. Есть прекрасное средство психогигиены, помимо молитвы и осенения себя крестом, от подобных «людей»: защита доброжелательством (от слов добра желать). Имея все признаки «нечисти», подобные критиканы боятся проявлений Любви и добра, как черт ладана. Поэтому у подобных носителей яда, который кроется на кончике их языка, есть особая примета: они всегда кого-то осуждают, клеймят, не говорят хорошо о других, если этих «других» нет рядом, но всегда рабски-льстиво припадают к земле, если «этот» человек появляется.
Завистники всегда следуют принципу «Быть не хуже других», в то время как люди, действительно умеющие творить и созидать, живут в естественном стремлении создавать лучшее, то есть «быть лучшими» не на словах, а на деле. Буквальный смысл этих двух принципов, если не вдаваться в фоносемантику, вроде бы один и тот же, но с точки зрения психологического подхода это два противоположно направленных вектора.
«Быть не хуже других» - значит всегда равняться на кого-то и быть всегда на шаг позади от того, кого хочешь быть «не хуже». Обогнать не удастся никогда, так как для того, чтобы обогнать или хотя бы догнать, необходимо стать тем, кого хочешь обогнать или догнать, а это невозможно без потери себя. «Быть не хуже других» всегда касается материальной стороны, власти, карьеры (и никогда духовной !), поэтому всегда строится на зависти, ненависти, ревности, стремлении уничтожить и занять место того, кого догнать не в состоянии, но очень хочется примерить свой зад к чужому креслу.
«Быть лучше других» - никогда не будет строиться на агрессии и подлости. «Быть лучшим» всегда основано на устремлении самоусовершенствования, самоконтроля, самодисциплины, самореализации и самоактуализации. Принцип «Быть лучше других» можно реализовать только в плане духовно-интеллектуального развития, когда есть цель, которую человек сам себе ставит, реализует, а затем поднимает новую планку на свою реальную высоту. Таким людям не надо никого догонять и обгонять, потому что они идут по нехоженым тропам, прокладывая тяжким трудом путь себе и другим.
Чтобы избежать доминирующей установки «быть не хуже» и избавиться тем самым от многих негативных черт своего характера, необходимо научиться умению синтезировать все самые лучшие качества и достижения других в себе и воплощать их при необходимости в жизнь. Если у кого-то страдает самооценка от осознания того, что учиться надо у «кого-то», пусть запомнит: во время духовных накоплений сначала идет кропотливая работа по изучению чужих трудов и мыслей, затем следует этап разумного отсеивания «семян от плевел» и только затем, когда есть прочно усвоенный фундамент «чужого» и умение синтезировать и анализировать, появляется возможность возникновения своих мыслей и взглядов, которые человек может безбоязненно и уверенно отстаивать и воплощать в жизнь. При этом всегда нужно помнить: быть «как» (как Иванов, Петров или тот же Сидоров), это всегда установка на «быть не хуже» , быть собой – это иметь свою точку зрения, которую безболезненно можно корректировать, оттачивая все новые и новые грани на алмазе своей Души.
Стремление «быть не хуже» всегда приводит к подражанию и попугайничанью, слепому копированию внешнего, без понимания внутреннего, глубоко скрытого смысла, которому и надо в действительности следовать в начале пути. Внешнее подражание часто приводит к вычурности и карикатурности, но истинная оригинальность мышления – это умение находить новое и неожиданное в будничном и привычном, это умение гармонично встроить абсолютно новое решение в установленный стандарт и при этом не нарушить общий строй и баланс.
Радость. Мир создан восторгом и радостью. Даже если вы этого пока еще не научились осознавать. Прислушайтесь к звукам сердца: слышите, там звучит напряженная мелодия Вечной Радости как отголосок высших Миров, там звучит Музыка Сфер. Во всей Вселенной существует неиссякаемый источник Радости. Радость – это благостные излучения Любви. Черный цвет затуманивает глаза, но розовый – лечит и обостряет зрение и это не аллегория, а проверенный факт. Поэтому можно сказать: Радость – это очи Сердца.
Обремененность земными печалями и заботами, которые постоянно держат людей в напряжении, заставляет забывать о силе и магнетизме мысли, служа мощным неосознаваемым магнитом для привлечения других забот и печалей. Но простое вспоминание даже самого слова «Радость», несет просветление на Душе.
Радость – это корень жизни. Если корни устойчивы, глубоки и здоровы, значит и дерево, и плоды, созревающие на нем, будут здоровы и крепки. А если дерево здорово – на нем начинают вить гнезда птицы, доверяя ему свою судьбу и судьбу своих детей. И не страшны такому дереву ни бури, ни зной, ни град.
Радостью укрепляется сердце; радость легка как солнечный луч и тверда как алмаз, в котором этот луч играет. Любое творчество дышит Радостью и не может без нее существовать – потому-то и опасны гасители Радости.
«Энергии мирового обаяния льются в сердце. Огненная мощь Радости пылает на алтаре Души. Сверкает чаша приношений пламенами подношений. Она - рукоять меча Веры. Она ключ от всех Врат. Радость не может предать. Радость не может обмануть, ибо она вдохновение Мира Огненного. Ее волны притягивают к земле волны сфер мирового Счастья. Солнце восходящее заставляет плясать в луче своем даже самые невзрачные пылинки. Но люди часто отворачиваются от солнца. Им трудно выдержать лик Мировой Радости. Радость светла, но сурова. Нельзя считать радостью попустительство и сентиментальность. Алмаз радости светится изнутри, но он тверд и неприступен. Зеркало души боится острых граней Царь-Камня. Энергии солнца преломляются в гранях сверкающих и дают постоянное истечение огненной мощи. Великие подвижники именуются Адамантами Духа. Они несут светильник неиссякаемой Радости Бога» (Розы Света).
Говорить о Радости можно долго, так же как и о Любви и это прекрасно. Чем больше человек говорит о Любви и Радости, сестре Любви и дочери Пламенной Софии, тем больше он притягивает к себе эти благодатные энергии. Но в сокровенной психологии существует определенная разница между понятиями, которые очень часто применяют без учета внутреннего смысла.
Счастье коренится в эмоциях и представляет собой личностную реакцию.
Радость является качеством Души и осознается в уме, когда достигается выравнивание (процесс добровольной интеграции личности с Душой).
Блаженство представляет собой природу Духа и говорить о нем бесполезно, пока Душа не ощутит свое единство с Отцом.
Счастье ощущается, когда личность встречается с такими условиями, которые удовлетворяют ее в той или иной части ее низшей природы (четверицы); оно приходит, если личность чувствует физическое благосостояние, довольна своей средой или окружающими личностями, или удовлетворена своими ментальными достижениями и контактами. Счастье – это цель отдельного «я». Радость – это цель Души, постигающей свое единство с Целым. Трудно выразить в словах то, что понимается только Сердцем, но может и здесь поможет сказка Николая Константиновича Рериха «Гримр-викинг». (Хотя, по нашим наблюдениям, она чаще всего вводит в замешательство).
Н. К. Рерих «ГРИМР ВИКИНГ».
Гримр, викинг, сделался очень стар. В прежние годы он был лучшим вождём, и о нем знали даже в дальних странах. Но теперь викинг не выходит уже в море на своем быстроходном драконе. Уже десять лет не вынимал он своего меча. На стене висит длинный щит, кожей обитый, и орлиные крылья на шлеме покрыты паутиной и серою пылью.
Гримр был знатный человек. Днем на высоком крыльце сидит викинг, творит правду и суд и мудрым оком смотрит на людские ссоры. А к ночи справляет викинг дружеский праздник. На дубовых столах стоит хорошее убранство. Дымятся яства из гусей, оленей, лебедей и другой разной снеди.
Гримр долгое темное время проводит с друзьями. Пришли к нему разные друзья. Пришел из Медвежьей Долины Олав Хаки с двумя сыновьями. Пришел Гаральд из рода Мингов от Мыса Камней. Пришел Эйрик, которого за рыжие волосы называют Красным. Пришли многие храбрые люди и пировали в доме викинга.
Гримр налил в ковш меду и подал его, чтобы все пили, и каждый сказал бы свою лучшую волю. Все говорили разное. Богатые желали почета. Бедным хотелось быть богатыми. Те, которые были поглупее, просили жизни сначала, а мудрые заглядывали за рубеж смерти. Молодые хотели отличиться в бою, им было страшно, что жизнь пройдет в тишине без победы.