Смекни!
smekni.com

Сергей Райченко «истоки сокровенной психологии» (стр. 46 из 77)

Но всегда находились и такие, кто с честью выдерживали данное испытание и на все выпады отвечали, «не теряя головы». Именно таких Пифагор торжественно объявлял учениками и принимал в свою школу.

Если вернуться в сказку, то встреча Ивана-царевича, уставшего от поисков и расстроенного своей находкой, с братьями очень сильно напоминает приведенный выше эпизод и говорит о том, что свое последнее, неофитское, внешнее испытание, он выдержал с честью.

Так же с честью он прошел и первую, подготовительную, ступень посвящения, которая в Дельфийских мистериях заключалась в том, чтобы привить ученику любовь и уважение ко всем культам, объяснить единство всех религий, а также принять таинство брака как нечто священное и не подлежащее обсуждению. (Аскетизм не входил в идеал пифагорейцев, но разврат и сладострастие не допускались ни под каким предлогом. «Уступать чувственности, значит соглашаться на унижение перед самим собой», - говорил Учитель. Для посвященных воздержание служило источником силы и совершенства. Допустимы были только отношения, освященные и узаконенные узами брака). Наверное, нелишне будет повториться в том, что все значительные события и посвящения всегда происходили ночью – либо в темных рощах, либо в пещерах.

Теперь пришло время разобраться с образом (мотивом) Василисы, но уже в качестве прообраза Персефоны-Психеи. Все Элевсинские мистерии построены именно на этом мифе и в своем самом сокровенном смысле этот миф представляет историю развития Души: ее первичное снисхождение в материю, затем ее страдания во мраке забвения (большинство человечества сейчас находится именно на этой стадии), и только после прохождения этого этапа познания добра и зла – ее величественное вознесение и возврат к божественной жизни. Другими словами, разыгрываемая драма – это наглядное представление грехопадения Души и искупления ею вины в эллинской форме и в форме русской народной сказки. (Чтобы лучше понять, о чем идет речь, попробуйте перечитать хотя бы миф о Персефоне и о том, что с ней случилось). То есть речь идет о том, что Душа, как неотъемлемая часть Человека, должна, несмотря на свое Божественное происхождение, проходить этапы земного посвящения, чтобы в первородной чистоте вернуться к Первоисточнику. Но понимание «чистоты» достигается только через понимание «грязи», а что может быть «грязнее» болота и ужаснее нижних слоев материи.

Персефона, поддавшись уговорам Эроса и вопреки запретам Матери Деметры, срывает Нарцисс, который всегда символизирует наше низшее «я», эго, подчиненное первым четырем Принципам. Как только рука Персефоны прикоснулась к прекрасному земному цветку, она в то же мгновение была похищена Плутоном и унесена четверкой черных лошадей (спуск в низшую материю, или четверицу) в подземное царство смерти.

А теперь попробуем сравнить эту историю с судьбой Василисы. Она попадает на болото в виде лягушки за то, что ее отец, Кощей Бессмертный, рассердился на нее. А гнев его был вызван тем, что дочь его оказалась «хитрей-мудрей» отца своего. За этот-то «проступок» он и отправил ее на болото квакать. Так объяснил ситуацию Ивану Старый Старик (архетип Мудрого старца), которого он встретил, износив уже две пары железных сапог и изгрызя два хлеба железных.

Если добавить к словам Старца, что в Египте образ лягушки воспринимали как символ бессмертия, так как считалось, что она обладает свойством самозарождения, а в раннем христианстве образ лягушки помещали в центре храмовой чаши-светильника в виде лотоса, где была надпись «Я Есмь Воскресение», то станет понятно, почему Кощей отправил Василису именно на болото и именно в этом неказистом, на наш взгляд, образе. Душа бессмертна, и покидая одно тело, она самозарождается в другом, провозглашая торжество космической аксиомы «Я Есмь Возрождение». Василиса и Душа, в данном контексте тождественны, поэтому мы принимаем мотив Персефоны – Василисы – Психеи – Души как архетип Бессмертия и Воскресения. (Не зря же Василиса дочь Кощея Бессмертного).

Из своей первородной «премудрости» Душа-Василиса должна было спуститься в «болото» жизни на заранее определенный срок («три года»), чтобы затем, пройдя путь испытаний со своим носителем Иваном, вернуться в Божественном Единстве (законном браке) к своему Первоисточнику. Василисе пришлось «влезть в шкуру» самого распространенного болотного обитателя еще и для того, чтобы почувствовать «все прелести жизни в болоте». К тому же «ношение чужой шкуры» имеет еще одно значение - это один из этапов посвящения в Элевсинских мистериях, о которых также нельзя не упомянуть.

После некоторых церемоний посвящаемые должны были облачаться в кожу молодого оленя, символ растерзанной души, погруженной в жизнь плоти и при потушенных факелах, в полной тьме пройти подземный лабиринт. Когда люди углублялись на определенное расстояние, начинались испытания на мужество и выдержку. Вначале раздавались неопределенные шумы, стоны и голоса. Затем этот шум увеличивался с нарастающей быстротой, переходя в громовые раскаты. Начинали сверкать молнии, которые прорезали мрак и при этих вспышках света проступали страшные рожи и видения химер, чудовищ и драконов. Иногда наблюдались сцены, когда сфинкс раздирал в своих когтях человека. Но все это можно было наблюдать только в считанные мгновения вспышек молний, видения сменяли одно другое, усиливая ужас и смятение в людских душах. Однако и это было еще не все. Те, кто сумел пережить этот ужас и дойти до конца лабиринта, встречались с новой опасностью – иллюзией вхождения в непосредственный контакт с химерами и обитателями нижних слоев подземного царства. Только те, кто сумел пройти и через этот кошмар, после некоторых церемоний, слышали во мраке темноты голос: «Умереть – это возродиться!» и при помощи появляющихся факелоносцев наконец-то снимали с себя шкуру оленя и облачались в белоснежные льняные одежды.

Если мы переведем эти события на нашу сказку, то «шкура лягушки» не покажется нам такой уж нелепой. А когда, для выполнения третьего задания Царя, понадобится непосредственное появление лягушки на пиру, нам не покажется удивительным тот эпизод, где ее появление будет сопровождаться «стуком да громом», который Иван-царевич объяснит тем, что «это моя лягушонка в своей коробчонке едет» и который всех гостей приведет в состояние ужаса и «переполоха».

Также уже никого не удивит и тот момент, что Василиса во время своего танца погрузит всех в состояние иллюзии, которая тут же исчезнет, как только она закончит и сядет на свое место. Но об этом мы будем говорить в свое время. Сейчас же важно понять, что вся сказка построена на знании великих мистерий древности, которые сказатель пытался донести в упрощенной форме до сознания, а правильнее, до подсознания слушателя и сдвинуть тем самым с мертвой точки состояние души слушающего. О том, что сказателю были ведомы и открывающиеся в этих посвящениях Знания, сомневаться уже не приходится.

Теперь, сразу по ходу рассуждений, давайте разберемся с тем, что имелось в виду под фразой «лягушонка в коробчонке». То, что образ лягушки, который скрывает под собой Божественную Душу, несет на себе еще и символизм философского камня, мы уже говорили. Но мы не сказали, что «маг предпочитает хранить его [т.е. философский камень] в естественных футлярах, уверенный в том, что сможет извлечь его одним усилием своей воли и единым применением универсального вещества ко всем футлярам, которые каббалисты называют оболочками» (Элифас Леви).

То есть Маг (Адепт, Посвященный) хранит свой философский камень (свою Душу, с которой он сумел воссоединиться уже при жизни) в оболочке, или в своем физическом теле, зная, что он всегда может «извлечь его оттуда простым усилием воли», силой своего знания. Под оболочками имеются в виду Принципы, о которых много было сказано раньше. Теперь, зная то, что значит «коробчонка-футляр», мы с легкостью понимаем и выражение «лягушонка в коробчонке».

Все же возвратимся к сюжету сказки и попытаемся теперь по порядку восстановить события. Не успел Иван-царевич опомниться от первых двух заданий, как снова задает Царь приказ: « хочу посмотреть, которая из ваших жен лучше пляшет».

Появляется новый элемент действия – танец. И здесь нельзя обойтись без объяснений, потому что именно в танце Василиса проявит свою Премудрость и даже наглядно продемонстрирует ее. Наглядность будет заключаться в образах озера и белого лебедя, премудрость – в их внутреннем значении.

Танец входил составной и неотъемлемой частью во многие религии древности. Известен японский миф, который рассказывает о том, как великая священная богиня, сияющая на небе, Аматерасуо-миками, была разгневана на прегрешения людей и в наказание решила спрятаться в грот, оставив Вселенную в темноте. Боги, которым тоже нужен был Свет, и которые должны были вернуть в мир порядок и покой, начинают думать как бы им возвратить богиню назад и, придя к гроту, начинают танцевать. Одна из богинь так увлекается ритмом, что взбирается на высокий чан и вызывает своими телодвижениями веселый смех окружающих. Аматерасуо, удивленная тем, что слышит смех, а не слезы и вопли, выглядывает наружу и дает вытащить себя из укрытия за руку. Танец, в данном случае явился посредником в борьбе Света с тьмой.