Смекни!
smekni.com

Сергей Райченко «истоки сокровенной психологии» (стр. 52 из 77)

4. Стадия принятия ответственности на себя за тех, кто рядом, доступная только самоактуализирующимся людям – умение проявлять высшие чувства: дружбу, преданность, смелость, альтруизм, умение прощать (вспомните, как унизила Мальвина Буратино, заставив безграмотного мальчишку писать и считать, обозвав его и заперев в темный чулан. И после всего этого он бесстрашно пытался спасти и защитить эту девочку от страшного чудовища – Карабаса-Барабаса)…

В этой же, четвертой, стадии реализовались и оставшиеся, наиболее высокие и духовные потребности – потребность в Знаниях, потребность в гармонии и красоте (прекрасный кукольный театр, который находился за потайной дверцей и открывался Золотым Ключиком), потребность и стремление жить в мире и гармонии с собой и окружающим миром.

Сверчок. Этот, на первый взгляд второстепенный и малозначимый герой, на самом деле является проявленной Мудростью, которая дается для того, чтобы изначально, то есть с самого рождения, найти свой правильный путь.

Даже если не вдаваться в подробности народных примет и не брать во внимание отношение в старину к тараканам и сверчкам, при помощи которых определяли «чистоту» дома, просто по сюжету сказки можно определить значение этого, казалось бы, незначительного, героя.

Знакомясь с Буратино, «старый умный Сверчок» сразу заявляет о том, что «живет в этой комнате более ста лет». Также он, не особо церемонясь с деревянноголовым, предупреждает его о том, что если он не прекратит «баловство» и не начнет ходить в школу, то «за твою жизнь я не дам и дохлой мухи». Что хотел сказать этими словами хранитель многовековой («более ста лет») мудрости? О каком действительно «баловстве» шла речь? Первое, что посоветовал Сверчок – «слушайся Карло». Карло – Отец и Создатель, Буратино – определенная часть человечества. Те, кто отрицают и отвергают Отца, никогда не бывают в ладу с собой, это хронические невротики, плавно перестающие в психотиков, которые, отринув Бога в себе, пытаются найти суррогатный заменитель, часто ставя во главу своего существования материальные ценности. Но деньги копятся, шмоток невпроворот, жратвы валом – а внутри всё большая пустота. Ибо никакими удовлетворенными физиологическими и физическими «ценностями и благами» нельзя заменить Бога в себе. Бог – это наша внутренняя Высшая Сущность. Ее можно предать, ее можно залить чужой кровью, водкой, наркотиками, ее можно пытаться расстрелять в чужой Душе – но это равнозначно предательству себя, это себя и только себя человек одурачивает и одурманивает, лишь бы заполнить в геометрической прогрессии разрастающуюся внутреннюю пустоту. Это только в иллюзорном мире, мире, придуманном самим человеком хитроумными уловками и «философиями» «свято место пусто не бывает». В мире реальности, в том мире, где истинно пребывает наша Душа, в святом месте всегда должен быть Бог. И не важно как вы назовете его. Важно, что обретя Его в себе, вы обретете и нужное равновесие, а вот тогда придет и понимание истинных ценностей, которыми нужно действительно овладеть и суметь удержать.

«Не убегай из дому и завтра начни ходить в школу» - говорит дальше Сверчок. Зачем? Зачем деревянному человечку, у которого «глупая голова», школа? Почему нельзя убегать из дома? Потому что дом – это то место, где надо хранить и поддерживать чистоту, это место, где живут и место, которое защищает от непогоды и врагов. Дом – это то место, где можно спрятаться, когда тяжело, и место, куда можно позвать друзей, если на душе праздник. Дом – это ты. В символике любой религии дом – это твое тело, если его рассматривать снаружи, и это хранилище алтаря Души – если суметь в него войти. Убегая из дома, человек убегает от себя. Ему кажется, что где-то он найдет нечто лучшее, чем то, что есть у него внутри. Но чтобы не растратить попусту силы и время, которыми измеряется жизнь, нужно старательно изучать азы жизни и не менее старательно выполнять домашние задания и выучивать уроки, которые щедро преподает нам судьба. Иногда кажется, что мы все знаем, все умеем, все поняли и осознали и даже простили – но вот приходит время контрольной работы, жизнь дает нам контрольную ситуацию и очень часто мы получаем за свое зазнайство и заумность банальный «неуд», годами оставаясь в школе жизни на очередную переэкзаменовку. И тогда действительно подобная жизнь не стоит даже «дохлой сухой мухи».

Можно, конечно, сделать со своей Мудростью, со своим внутренним Сверчком, то, что сделал Буратино – «схватить молоток и запустить его в голову Говорящему Сверчку». «Старый умный Сверчок» уползет «за очаг – навсегда из этой комнаты», но изменится ли к лучшему жизнь – вопрос. Хотя в том, что она действительно и безоговорочно изменится сомневаться не стоит. Все, чего можно добиться при подражании поступкам Буратино – это заставить замолчать свой Внутренний голос, голос своей совести, голос, который охраняет и оберегает, ибо это голос Солнечного Ангела, Ангела Хранителя.

Внутренняя Мудрость, «тяжело вздохнув», «уползет за очаг», ибо кому, как не ей известны следствия, непреложно следующие за причиной, и кому, как не ей известны и ценность нарисованного, иллюзорного очага, и ценность того, что скрывается за ним. Сверчок уполз «навсегда из этой комнаты», но он не покинул свой боевой пост, как истинный Страж Порога, и остался верно охранять знаемую на данный момент только им, сокровенную тайну.

Холст с нарисованным очагом и кипящем на огне котелком. За этим простым холстом, который легко протыкался носом (иллюзия, которая свободно проявляет себя при помощи духовного распознания), можно было сразу обнаружить дверцу в другой мир, мир Красоты, Искусства и Гармонии. Однако чувство голода не располагает к восприятию прекрасного до тех пор, пока не будет удовлетворена первая, базовая потребность – потребность в насыщении. Потайная дверца так и осталась за холстом (холст – это иллюзия реальности), и только старый умный Сверчок (древняя мудрость, оракул, прорицатель,) остался доживать свой век с этой запыленной и окутанной паутиной, тайной, естество которой было известно ему, но суть которой он не имел права открыть не посвященному, то есть тому, кто еще нашел свой Золотой Ключик. Если углубиться в психологический аспект этого момента, можно сказать, что потайная дверца есть у каждого из нас и эта дверца скрывает вход в нашу собственную Высшую Сущность, познать которую можно только путем преодоления иллюзии очевидности, найдя в глубинах собственного «пруда» подсознания тот единственно реальный и истинный золотой ключик, который мы же сами потеряли или выбросили на дно жизни, предаваясь искушениям мирской суеты и которым, единственным, открывается дверь к нашей внутренней гармонии, равновесию, целостности.

Паутина, которой густо была затянута потайная дверь – это предрассудки и суеверия, это хитросплетения материализма и оголтелого атеизма, это то липкое и противное, что навязывается нам в виде «научных» догм и безапелляционных утверждений, это та паутина, которая надолго и прочно будет удерживать в своих тенетах наше сознание, не давая ему видеть дальше «своего носа».

Крыса Шушара – посвящение в реальный мир, познание мира через опасности и страх смерти, практическое обучение осторожности и умению сдерживать свои порывы; это демонстрация примитивной животной агрессии, которая бытует до сих пор в некоторых слоях подростковой и тюремной субкультуры. Когда Буратино из озорства схватил крысу за хвост, абсолютно не просчитав возможных продиводействий, она «с испугу, как тень, кинулась было под лестницу, волоча Буратино, но увидела, что это всего-навсего деревянный мальчишка, - обернулась, и с бешеной злобой набросилась, чтобы перегрызть ему горло». Подавление слабого сильным, физическое и, что страшнее, психическое уничтожение противника – это то, с чем сталкиваются практически все: и подростки, и взрослые, обретая «самостоятельность» и эмансипируясь от норм морали и духовности.

Ситуацию, в последний, решающий и самый критический момент, конечно, спас папа Карло, но Буратино успел его позвать. Здесь снова имеет смысл сделать акцент на том, что Помощь придет всегда, но ее нужно уметь и хотеть призвать. А для этого, как минимум, нужно знать к Кому обращаться и Кого призывать. Если в сердце вместо Бога пустота – крик о помощи может потонуть и заглохнуть в собственноручно созданной «черной дыре».

Кукольный театр – первый соблазн и искушение, через которые должен пройти Буратино. То, что «весь мир театр и люди в нем актеры», знают, благодаря В.Шекспиру, все. Поэтому и не может наш герой преодолеть соблазна попасть в «блестящее» общество, где «всегда царит праздник и музыка». Ему, ослепленному внешним блеском, и невдомек, что за кулисами жизни все гораздо прозаичнее и трагичнее. Но кто из нас хоть когда-нибудь научился на чужих ошибках, а тем более прислушался к советам, которые, на наш взгляд, всегда даются не вовремя и «мы вообще в них не нуждаемся»?

Буратино не стал исключением. Он воспользовался самым ходовым в мире способом оправдания своих поступков – самообманом. Причем, вера в него была такой же искренней, как и у большинства «мальчиков и девочек», независимо от паспортных данных. «Школа же никуда не уйдет же, - сам себе громко начал говорить Буратино, - я только взгляну, послушаю – и бегом в школу».

Увы, самообман – это прямая и верная дорога в Страну Дураков. За билет туда, куда легко попасть – человек, не задумываясь, платит огромные средства, продавая самое дорогое и сокровенное – Мудрость, Веру и право на обучение истинным Знаниям. И невдомек ему, слепо верящему афишам и рекламам, что за билет обратно ему придется заплатить гораздо более страшную и высокую цену - накопить подобный капитал удается единицам.