Смекни!
smekni.com

Сергей Райченко «истоки сокровенной психологии» (стр. 55 из 77)

Итак, первым Женским Материнским Непроявленным Началом в судьбе Буратино, как и в судьбе всего человечества, выступила Природа и у Буратино в потенциале, то есть в его Природной целостности, лежало всё, присущее всем, от Добра до зла. Только от него зависело, что он выберет и по какому пути пойдет. Как мудрая, любящая и заботливая Мать, Природа, проявляясь в тех женских образах, которые встретились Буратино на его жизненном пути, учила и вела его по извилистым тропам жизни, заставляя проявлять свои качества через действия, мысли и поступки.

Первым женским образом оказалась лиса Алиса в паре с котом Базилио – что ж, земная жизнь - земные испытания. Как познать Добро, если не познал зла? Как оценить Свет, если не прошел ад тьмы? Как распознать обман, если не накопил опыта, причем не чужого, а своего, собственного? Как оценить Мудрость от глупости, если не прошел через собственную глупость? Опыт накапливается временем и событиями. Только пропустив жизнь во всех ее проявлениях через себя, можно понять другого. Тот, у кого нет «скелета в шкафу» - несчастный человек, ибо он не жил до этого времени, а только примерялся к жизни и просчитывал варианты, как в карточной игре. Тот, кому есть «что» вспомнить, тот, кто сумел пройти через стыд и позор перед самим собой и при этом не сломаться, простив себя и разрешив себе жить, - сумеет простить и понять другого, вовремя подставив ему руку помощи и сердце, готовое разделить боль. Поэтому и нужно было пройти Буратино «школу жизни», и не по Букварю, а через собственные страдания.

В награду за преодоленные трудности, Мать-Судьба дает своему сыну встречу с земной мудростью – черепахой Тортилой. Если взять символическое значение этого архетипического образа, то можно отметить, что Черепаха во многих культурах была олицетворением Матери-Земли, она – хранительница Времени и Бессмертия, она наделяет плодородием и поддерживает мир. И встреча Буратино именно с этим, типично женским архетипом – это новый, кардинально меняющий направление жизни, поворот судьбы.

Третьим женским образом, с которым нужно научиться жить в этом мире каждому мужчине – образ Мальвины, который несет в себе воспитательно-культурно-просветительный дух, облагораживающий и делающий из полена настоящего человека. Речь не идет о гендерном вопросе и здесь не будут муссироваться фиминизм или еще что-то в этом роде. Просто надо вспомнить, что мужское начало всегда активно, а женское – пассивно; мужчина тверд, женщина – мягка (мягкое, кстати, всегда побеждает твердое). Мужчина – это огонь, а женщина – лёд и когда они встречаются, образуется то, что называется «пар», со всеми его уникальными свойствами, включая умение совместить несовместимое, то есть огонь и лёд. Мужчина в своей активности безудержен, но женщина дает ему направление и энергия, которая могла бы быть направлена на разрушение, начинает созидать и творить.

Мальвина и есть та направляющая сила, которая укротит и облагородит Буратино. Для кого мужчина совершает подвиги? Ради кого он готов отдать жизнь? Кто побуждает мальчика стать мужчиной и взять на себя ответственность как за свою, так и за чужую жизнь? Мальвина – это последний штрих в становлении целостной психики Буратино, так как только благодаря этой девочке он осознал себя героем, защитником, победителем. Только благодаря встрече с этой девочкой он проявил свои наилучшие человеческие качества: дружбу, преданность, альтруизм, взаимовыручку, умение ставить интересы коллектива выше собственных, если этого требует конкретная ситуация (не путать с безволием, конформизмом и стадным инстинктом). А так как в каждом мужчине скрывается частица женского начала, то можно смело сказать, что Мальвина – это и есть проявившийся, скрытый до определенного времени, аспект личности, который позволяет познать целостность, или реальность жизни. Куда бы мы ни посмотрели, какую бы ситуацию «из жизни», или из сказки не взяли – везде нас будет сопровождать глубинная, сокровенная психология, показывающая, что мир – это не только то, что мы видим, чувствуем и понимаем. Это еще и то, что мы пока не научились видеть, не научились понимать, но что мы уже постепенно начинаем чувствовать и осознавать. Мир семеричен. Но во главе всех Семи Тайн стоит Психика, на которой построена вся Вселенная.

Полицейские псы. Это низшие человеческие эмоции и чувства: ярость, гнев, ненависть, злоба, готовность по любому приказу инстинкта «разорвать» и «уничтожить» всех «неугодных». Вспомните, как псы гнались за серым зайцем, на котором спасался от преследования Пьеро. У них настолько были залиты кровавой ненавистью, злом и яростью глаза, что они даже не заметили, как беглец свалился под куст. Есть цель – догнать любой ценой. Все остальное уже потеряло всякий смысл. Но они продолжают гонку. Знакомо?

Пес Артемон. Полная противоположность предыдущему символу человеческих страстей. Это тоже пес, но он развил в себе другие, более высокие и достойные уважения качества: верность дружбе, преданность, доброту, заботливость, готовность сражаться за других до последней капли крови. Здесь показаны как бы два противоположных полюса – на одной стороне безумное и бездумное зло, на другой – верящее в свои силы и победу добро.

Золотой Ключик. Наконец-то, мы добрались и до этого прекрасного символа. Золото – это всегда символ трансмутации низших энергий в высшие. Тот, кто владеет золотом своей Души - владеет Собой, своей Высшей Триадой. Тот, кто познал Себя – становится бессмертным, ибо он сумел познать и перешагнуть через Время, которое и есть Бог. Тот, кто находит Бога в Себе – больше не подчиняется Времени, он становится его Хозяином и Управителем, он переходит в другое измерение, которое Толстой описал как переход из грязной, убогой и нищей коморки в сверкающий Светом Театр. Кого увидел на дубовой, потемневшей от времени, дверце Буратино? Себя! «На четырех углах на дверце были вырезаны смеющиеся рожицы, а посередине - пляшущий человечек с длинным носом».

Символ числа «4» всегда означает законченную целостность и широко применяется практически во всех религиях, в том числе и в христианстве. Пляшущий человечек посредине – это средина, ядро Индивидуальности, окруженной уже сформировавшимися четырьмя частями или аспектами личности, символизирующими, помимо всего и четыре стихии, которые овладел деревянный человечек. Дерево, из которого он был изготовлен, взяло свою силу у Земли, Воздух высушил Полено, а значит внутренний Огонь, который содержит в себе сухое дерево, уже готов вспыхнуть. Крещение водой Буратино прошел в пруду, причем внутренний Огонь не дал ему утонуть и «пойти на дно» жизни.

Символ Ключа тоже очень значим, ведь любым ключом всегда что-то открывается. Из культа Митры мы знаем, что Айон, Бог Ключа, наделен головой льва, туловищем человека и крыльями орла. В скрещенных руках он держит по ключу. Здесь встречаются те же стихии: Лев – знак Огня и Солнца. И если Айон – Бог, то и Огонь у него Духовный. Голова всегда символизирует высшее, которое координирует работу всего, лежащего ниже. Поэтому туловище человека – это стихия Земли, материальность, которая всегда противоположна духовному. Крылья – это всегда Воздух, Свобода от оков невежества, возможность оторваться от Земли взлететь на духовные высоты. Скрещенные руки всегда показывают на работу полушариев головного мозга, которые отвечают за противоположные стороны, то есть левое полушарие – это правая сторона тела человека, а правое полушарие – это левая сторона. Но это уже из другой сказки.

Потайная Дверца, которую надо открыть – это открытие Себя в себе золотым Ключиком. Прекрасный театр, который был обнаружен за дверцей – это символ нового, обновленного видения мира, это символ расширения сознания, это символ нахождения Красоты и Праздника Жизни в этой жизни. Главное – это вовремя, как уже говорилось, успеть открыть и также вовремя захлопнуть дверцу своей души от непрошенных гостей, а все остальное – уже по самостоятельно написанному сценарию, с учетом опыта Карабаса-Барабаса.

Сказка Третья. Гадкий Утенок (Ганс Христиан Андерсен)

Эта сказка была выбрана нами потому, что в жизни и на практике мы очень часто сталкиваемся именно с этим комплексом – «комплексом гадкого утенка», который с трудом переживают подростки, и с которым не могут справиться даже в пятидесятилетнем (и старше) возрасте взрослые люди. Юнг называл комплексами сгущение отрицательных эмоций на заданную тему, или по-другому – комплексы – это подавленные эмоции и воспоминания, которые могут вызывать постоянные психологические расстройства и даже, во многих случаях, невротические синдромы. Давайте вместе рассмотрим и исследуем, что же в действительности скрывается за этим комплексом и попробуем по-новому взглянуть на старый стереотип-архетип.

Некоторые люди умудряются годами носить в себе чужие обидные (для них) слова. Они с поразительной ясностью и детальностью описывают чувства и ощущения многолетней давности, когда им приходилось быть в роли «гадкого утенка» и переживать, как и ему, все те ужасы унижения, отторжения, загнанность и безысходность. Так у них образовывалось чувство собственной несостоятельности, формировалась заниженная самооценка, выученная беспомощность и реакция капитулировать при малейшем возникновении конфликта. И все это «приобретенное, выученное, взлелеянное и выхоленное», почему-то вдруг взяли и связали с комплексом «гадкого утенка», забыв, что в отличие от этих «капитулянтов» он не сдался, не сломался, он боролся и выживал в условиях, которые мы бы назвали «нечеловеческими». Поэтому разобраться в этом вопросе имеет смысл, тем более что «комплекс уязвленного себялюбия» далеко не равнозначен комплексу так называемого «гадкого утенка».