Смекни!
smekni.com

Сергей Райченко «истоки сокровенной психологии» (стр. 57 из 77)

А мир этот был описан без прикрас: «Все гнали бедного утенка, даже братья и сестры сердито говорили ему: «Хоть бы кошка утащила тебя, несносный урод!» А мать прибавляла: «Глаза б мои на тебя не глядели!» Утки щипали его, куры клевали, а девушка, которая давала птицам корм, отталкивала его ногою». Ад!

Когда человек, прошедший через это горнило, читает эти строки – лицо меняется. Сразу накатывают воспоминания, наружу прорываются все, что так тщательно пряталось, рассортировывалось, загонялось, стиралось с памяти.

Человеку 52 – а он все не может простить своей матери «заклеванного и защипанного» детства, он не может простить ей того, что она даже не догадывалась, в каком пекле ему приходилось жить, учиться, развиваться. Он не может простить и себе своего унижения, беспомощности, которому его подвергали другие. И за что? За то, что он – не такой. А какой? Кто, кому и когда дал право устанавливать нормы (?!) для других. Что берется за эталон – размер черепа? Вес мозгов? Размах крыльев? А если своих собственных у «эталона» нет – значит другим запретить их иметь? Передвигаться только ползком и с оглядкой? Такое уже было в истории.

И поднимается у человека голова. Он вдруг начинает понимать, что беда его не в том, что он – это он, а в том, что тот, «рожденный ползать, который летать не сможет» взял над ним власть, подчинил своей воле, и попытался уничтожить его собственную природу. Но все-таки читаем дальше.

А дальше – немного сокровенной, но значительно приближенной к реальности психологии для того, чтобы понять, что скрывается за выделенными в самом начале словами.

«Птичий двор» - это то осознаваемое пространство, которое доступно его обитателям. Есть четкие границы, за пределы которых сознание уток, кур, петухов и прочей живности не может и не хочет выходить. Почему? Да потому, что всегда надежней в привычном состоянии, где есть гарантированный корм и обустроенное место. И совсем не важно, что за все в этой жизни придется заплатить – каждый надеется, что платить будет сосед, а его этот процесс не затронет. Не важно также и то, что кормят (откармливают) не без умысла – и в то время, когда другие будут радоваться жизни, кому-то откормленному настанет черед заплатить своей жизнью за безоблачную жизнь других, которые вскоре также окажутся на вертеле в чьем-то очаге. Жестоко? Нет. Справедливо. Не хочешь быть чьим-то супом или шашлыком – осваивай новые пространства, которые никто от тебя не прячет. Выходи на просторы из «старой усадьбы», расширяй свое сознание, свои границы, свои рамки – исследуй «поля и луга», даже если придется пройти через «темный лес», в котором прячутся «глубокие синие озера».

Темный лес и глубокие синие озера – это и есть то пространство, в которое необходимо заглянуть, которое необходимо освоить и обжить. Это и есть глубины нашего бессознательного, в котором прячется наша истинная сущность. Чтобы понять – кто я – необходимо совершить опаснейшее путешествие в Себя и положительный результат никто не гарантирует. «Идущий навстречу Себе рискует встретится с самим собой» - и эту истину еще никто не сумел оспорить.

Добровольно уходить «от корыта» решаются единицы. Большинство держатся за «тепленькие местечки» до последнего, пока не настанет их черед быть чьим-то «люля-кебаб». Но есть те, кто в силу сложившихся обстоятельств, вдруг понимают, что надо что-то менять в своей жизни, что никто за него не пройдет его путь и никто не освободит его от жалкой участи быть «мясом». Наш Утенок сумел уловить свой час и, как ни парадоксально прозвучат эти слова, только благодаря издевательствам и надругательствам всех этих «родственников, кур, индюков и петухов» он победил, пройдя ряд нелегких испытаний, и стал гордым и прекрасным Лебедем. Не случись с ним тогда этой беды, прими его тогда «общество» как равного себе – и кто знает, может со временем он действительно бы «выровнялся и стал поменьше», как предсказывала его мать, оправдываясь перед Жирной Испанкой, и стал бы «таким же, как все» - домашней живностью, предназначенной на забой. Так хвала врагам!, ибо они открывают нам Путь и заставляют искать новое! Хвала врагам, которые, травя и загоняя нас в самые страшные тупики, заставляют искать нас новые, непроторенные пути! Хвала бегущим за нами, ибо они вынуждают нас быть первыми! Хвала врагам, которые дают нам шанс узнавать Себя и раскрывать в себе все новые и новые возможности, хвала тем, кто добровольно и с удовольствием жертвует своим развитием ради развития и продвижения других! Но снова и снова повторим – за все удовольствия надо платить. И проценты нарастают в геометрической прогрессии.

«Наконец утенок не выдержал. Он перебежал через двор и, распустив свои неуклюжие крылышки, кое-как перевалился через забор прямо в колючие кусты.

Маленькие птички, сидевшие на ветках, разом вспорхнули и разлетелись в разные стороны. «Это от того, что я такой гадкий», - подумал утенок и, зажмурив глаза, бросился бежать, сам не зная куда. Он бежал до тех пор, пока не очутился на болоте, где жили дикие утки».

Остановимся пока на этом кусочке сказки. Обратите внимание, малыш самостоятельно принимает решение изменить свою жизнь, потому что прежняя стала для него невыносимой. Это кризис. Можно сказать, что возрастной, потому что уже формируются определенные новообразования и есть конкретные действия, которыми подчеркивается неприемлемость прежнего способа жизни. В нем уже заложен и определенный комплекс, который будет играть с ним злые шутки – комплекс собственной неполноценности, но без этого комплекса, как это, опять-таки, не прозвучит парадоксально, он не сумел бы стать тем, кем стал.

Многие, очень многие ломаются уже на этом этапе; заниженная самооценка, навязанное чувство психофизического дефекта, установка на то, что все вокруг лучше, красивее и умнее – все это не способствует росту уверенности в своих силах. Но в таких случаях может начаться путь искания в себе чего-то такого, чего нет в других – доброты, бескорыстия в помощи, терпимости, умении сопереживать и облегчать чужие страдания… И из всего этого вырастает впоследствии прекрасное благородство души, истинная интеллигентность, тонкое чувствование Красоты и Жизни, интуитивное восприятие и понимание Высшего – Жизни.

Нашему малышу не помогали опытные специалисты (и ему, скорее всего, в этом повезло), поэтому он «зажмурив глаза», то есть не умея еще предугадать последствий своих действий, попадает в «болото, где живут дикие утки».

И опять ему везет. Но обо все по порядку.

Болото – это то место, где можно застрять до конца дней, болото засасывает, затягивает, убивает. Болото – это самые неприглядные места в нашем подсознании, где есть трясины и гнилая вода; это место, где скапливается весь гной и грязь прошлого, от которых хотят избавиться «забыванием» и «вытеснением» и которые, рано или поздно, все же придется разгребать и расчищать. Подсознание – это скопления не только прошлого в этой жизни. Это место, где хранятся все наши «накопления» (сканды, как их называют на Востоке), и в зависимости от наших устремлений и нашей направленности, они либо «ждут своего часа», чтобы проявиться в виде «нелепой случайности», несчастного случая, резкого «неожиданного поворота» в жизни, либо медленно, но уверенно растворяются, если человек «выходит за границы курятника», то есть стремится к познанию и развитию в себе своих самых лучших сторон, к расширению своего сознания, выражаемого в трансцендентности восприятия мира.

Дикие утки – это дикие, необузданные инстинкты, однако в данном контексте есть маленькая уловка. Это все-таки утки. Не лебеди, а утки. То есть это нечто чуждое, хотя и родственное для нашего конкретного малыша, который носит в себе пока еще скрытый потенциал Лебедя. В нем тоже есть дикая природа, но врожденное внутреннее благородство не дает прорваться утиным инстинктам наружу, и Утенок всегда остается верным самому себе.

«Утром дикие утки проснулись в своих гнездах и увидали нового товарища.

- Это что за птица? – спросили они.

Утенок вертелся и кланялся во все стороны как умел.

- Ну и гадкий же ты! – сказали дикие утки. – Впрочем, нам до этого нет никакого дела, только бы ты не лез к нам в родню.

Бедняжка! Где уж ему было думать об этом! Лишь бы ему позволили жить в камышах да пить болотную воду, - о большем он и не мечтал».

Символизм камышей и болотной воды, после разбора первых двух сказок, здесь прорисовывается настолько ярко, что не провести аналогию с нашей современной жизнью было бы просто непростительно.

Камыши – это то «безопасное» место, где, как кажется многим, тебя никто не видит, и можно «спокойно» жить по принципу «моя хата с краю, я ничего не знаю». Правда, жизнью такое существование назвать трудно, но каждый выбирает сам. К тому же, учитывая принцип «за все в этой жизни надо платить», трудно позавидовать тому, кто выбирает болотную водичку вместо родниковой.

Вода, помимо всех прочих символических содержаний, еще и символ Знаний. Комментарии к болотной воде, судя по всему, уже излишни.

Но наш малыш родился под счастливой звездой. И Луч, ведущий его по жизни и знающий, кто скрывается за столь неказистым тельцем, спас «утенка» от прозябания и забвения, хотя спасение это было весьма поучительным, как, впрочем, и каждое «случайное» спасение каждого из нас. По этому поводу, даже не задумываясь о глубинном смысле того, что произносят, говорят: «Не было бы счастья, да несчастье помогло». Многим, очень многим из нас, приходится получать «пинок под зад» или хороший «подзатыльник» от жизни, чтобы остановиться от суетного бега по кругу и пересмотреть свою жизнь – если уж не кардинально, то хотя бы на какой-то период времени. Вот так и «утенку» жизнь преподнесла поучительный урок того, что в камышах тоже бывает очень опасно и жизнь можно потерять не только в честном бою, глядя врагу в глаза, но и тогда, когда происходит трусливое бегство (особенно от себя).