Смекни!
smekni.com

Районная учебно-исследовательская конференция школьников «Первые шаги» Секция «Юные исследователи» (стр. 3 из 11)

Чтобы истолковать то или иное имя, сегодня активно используются достижения нумерологии. Каждый желающий может самостоятельно просчитать личное число имени. Это число часто играет роль ключа к пониманию стремлений человека и тех достижений, которые ему по силам совершить на протяжении своей жизни. Часто по числу имени определяется и его планета, которая оказывает влияние на человека, который носит такое же имя. Иногда для правильного толкования имени конкретного человека прибегают к законам астрологии, методы которой позволяют сопоставить имя человека с его личным гороскопом. Так или иначе, но толкование имени – это правильный путь к разгадке его скрытых тайн.

Существует немало теорий, тем или иным образом толкующих влияние имени человека на его характер и судьбу. Астрологи оперируют названиями планет и созвездий, мистики – свойствами растений и камней; последователи индуистских учений рассматривают энергетику имени и его карму, а закоренелые материалисты уверяют, что собственное имя – просто самое частое сочетание звуков, слышимое ребенком в период активного формирования его мозга…

Так какая же теория верна? Астрологическая, социальная, звуковая? В нашей работе мы не станем вмешиваться в спор. Мы обратили внимание вот на что: с каких бы позиций тайны имени ни рассматривались – между конечными результатами ощущается явственная перекличка! Все авторы тем или иным образом отмечают педантизм Антона, упрямство Виктора, доброту Анны и любопытство Лидии… Стало быть, тайна имени действительно существует; её можно вычислить, можно описать, можно узнать её и учитывать в повседневной жизни! И какая, в конце концов, разница, - планеты ли тому виной, или сочетания звуков, или некая мистическая аура; нам важен бесспорный итог, а не начальные предпосылки!

Конечно, невозможно точно сказать, как сложится судьба человека с определённым именем – слишком много других факторов влияет на поведение, характер и темперамент. Но если собрать полную информацию о дате и месте рождения, отчестве, фамилии, знаке зодиака, особенностях внешности и т.д., можно узнать массу интересных и полезных сведений о человеке.

Например, посмотрим, какая связь существует между именем и отчеством.

Все отчества условно можно разделить на твердые (жёсткие) и мягкие. Обладателями первых в жизни приходится труднее. Жёсткие отчества усиливают такие черты характера, как упрямство, неуступчивость, волю, нежелание прислушиваться к чужому мнению. К таким отчествам прежде всего относятся: Игоревна, Станиславовна, Анатольевна, Ростиславовна, Николаевна. Если же имя человека несёт в себе мягкость, доброту, терпимость, противоположные качества, заложенные в отчестве будут ослаблены.

Люди с мягким отчеством более спокойны, отзывчивы, легче находят общий язык с окружающими. Это такие отчества: Михайловна, Сергеевна, Ильинична, Владимировна, Петровна, Павловна, Викторовна.

Не следует также забывать, что многое зависит и от времени рождения. Люди, рождённые зимой, целеустремлённы, имеют большую силу воли. «Весенним», наоборот, не достаёт решительности и уверенности в себе.

Родившиеся в летнее время трудолюбивы и отзывчивы. Осень наделяет человека расчётливым, практичным умом и уравновешенным характером.

В каждом имени запечатлена тайна личности. Должно вникать в имя, которое мы носим. Если тебя зовут Татьяна – учредительница, распорядительница, это значит, что дом твой и хозяйство должно быть в полном порядке: все ложки, плошки – лежать на своем месте, в баночках здесь – тмин, там – корица, там – горчица, должен быть порядок.

А если тебя зовут Андрей – мужественный, то значит трусость тебе вовсе не к лицу, и уж, само собой разумеется, нужно знать житие своего святого, ибо его подвигам должен ты разумно подражать. Если ты назван в честь Преподобного Сергия – стремись к сердечной молитве, если у тебя святая праведная Иулиания – умей обращаться с людьми в духе мира и любви, а если ты – Архангел Михаил, то воюй против сатаны, не избивая людей дубинкою, а борясь со страстями и сокрушая их в тайне своего сердца.

Человек – создание сложное и непредсказуемое; кто знает, какая «грань» его имени придаст ему основную черту характера: память о славных тезках, сочетание звуков, мистические ассоциации…

Главное, взять на вооружение всё лучшее и полезное и развивать в себе именно эти качества.

Глава 3 Наречение имени

В прежние времена наречение имени совершалось на восьмой день после рождения ребёнка, по образу господа Иисуса Христа. Сейчас это происходит непосредственно перед совершением таинства Крещения, хотя и не входит непосредственно в последование Таинства.

Церковное имя при Крещении даётся в честь кого-либо из святых угодников Божиих, который с этого момента становится нашим Небесным покровителем. Как правило, к моменту совершения Таинства Крещения имя для крещаемого уже выбрано. В этом случае нужно определить, в честь кого из святых, носивших такое имя (если их несколько), будет совершаться наречение. Для этого по церковному календарю определяется ближайший день памяти святого с этим именем после дня рождения крещаемого. Этот святой и будет Небесным покровителем новокрещённого, а определённый по календарю день его памяти называется именинами, или днём Ангела, а на церковном языке – днём тезоименитства. Такое же правило применяется в том случае, если вы крещены (к примеру, в раннем детстве), однако не знаете, в честь какого святого совершалось Крещение.

Однако случается, что имя крещаемому нарекается в честь наиболее известного соименного святого. Поэтому при совершении Таинства Крещения лучше всего обратиться к священнику с просьбой указать небесного покровителя новокрещённого и дату имени. Во многих храмах эти сведения вписываются в свидетельство, которое выдаётся при совершении Таинства Крещения. Очень важно отметить, что именины – это день памяти Небесного покровителя, день церковного празднования ему, а не день рождения, как обычно понимается в светской традиции. Вообще стоит заметить, что на Руси в прежние времена дни рождения вообще не праздновались – вместо этого отмечали именины.

Некоторые затруднения могут возникнуть в том случае, если имени, которое носит крещаемый, нет в святцах Православной Церкви (как, к примеру, широко распространённых имён Станислав или Эдуард). В отдельных случаях это легко разрешимо – например, данному имени соответствует его имеющийся в святцах аналог на другом языке: гражданскому имени Светлана соответствует церковное имя Фотиния («фотос» по-гречески – «свет»), Виктория при Крещении будет именоваться Никой (Виктория – по-латински «победа», Ника – также «победа», но по-гречески); широко распространённому имени Юрий соответствует в церковной традиции имя Георгий. Однако в остальных случаях приходится, как правило, подбирать крещаемому церковное имя, близкое по звучанию к гражданскому (впрочем, здесь обычно выбор предоставляется самому крещаемому или его родителям).

Важно знать и то, что по своему произношению гражданское и церковное имя часто несколько разнятся: Иван – Иоанн, Фёдор – Феодор, Сергей – Сергий (ударение на первом слоге), Алексей – Алексий. Именно церковным именем мы должны называться, приступая к Таинствам Исповеди и Причащения.

Наречение имени совершается священником, благословляющим крещаемого и читающим над ним особую молитву.

Выбор имени: канонические правила.

По православным законам, выбор имени младенца предоставлялся родителям, с возможным участием восприемников, родственников и приходского священника. Главным условием было присутствие выбранного имени в православных святцах: считалось недопустимым давать детям имена языческих угодников или иноверных святых. В православии существовал древний обычай, согласно которому не следовало давать при крещении новорожденным младенцам имен Иисус и Мария. Во всей России, этот обычай не соблюдался, и имя Мария было самым распространенным в изучаемый период.

Но кто бы ни выбирал имя для новорожденного, первым источником всегда были святцы. Из всего многообразия имен, представленных в православном календаре, предпочтение отдавалось «имени того святого, который прилучится или в день чтения молитвы по новорожденному, или в восьмой день по рождении, или же в дни рождения или крещения».

Считалось недостойным священнослужителя, из мести родителям, восприемникам или родственникам новорожденного, давать младенцу неудобопроизносимое, неблагозвучное или не принятое в обществе имя, а также клеймить таким способом незаконнорожденных детей.

Кроме того, священнику не рекомендовалось давать одно и то же имя нескольким детям одних и тех же родителей, чтобы избежать недоразумений «в общественном отношении (например, в призыве к отбыванию воинской повинности, в определении прав наследства и т.п.) вследствие принятия одного лица за другое». То же и в отношении труднопроизносимых имен: священники, особенно сельские, не должны давать их, поскольку «народ часто коверкает их, что не узнать имена угодников Божиих». Даже самые распространенные имена имели свои народные, бытовые варианты, отличные от записанных в святцах: Евдокия - Авдотья, гулиания - Ульяна, Ксения - Аксинья, Стефан - Степан и пр.

Участие родителей и родственников в процессе выбора имени зачастую основывалось на суевериях и предрассудках. По мнению простых людей, бывают имена счастливые и «бесталанные»; первые, безусловно, предпочтительнее. По этой причине детям давались имена удачливых родственников или знакомых. Более образованные люди выбирали для своих детей имена благородные и благозвучные, «как у героев читаемых родителями романов».

Подобные рекомендации, ограничения, суеверия, а также местные обычаи и «мода» на имена приводили к тому, что из двухсот с лишним женских имен, записанных в списке православных святых, использовалась едва ли треть; из мужских же имен, выбор которых был гораздо обширнее - более 800 - в метрических книгах встречается чуть более 8%.