Смекни!
smekni.com

2 Классификация природных пигментов (стр. 3 из 6)

Подробнее остановимся на сульфидах — наиболее распростра­ненных пигментах — и на малахите.

Сульфиды. Яркая окраска некоторых природных соединений серы привлекала внимание художников еще в глубокой древности. К числу издавна применявшихся пигментов относятся киноварь, реальгар и аурипигмент.

Голубые пигменты интересны тем, что позволяют существенно расширить зеленую цветовую гамму за счет совместного ис­пользования голубого и желтого пигментов в разных пропорциях. Колористическая формула «желтый + голубой = зеленый» на­ходит широчайшее применение в лакокра­сочной промышленности. Подавляющее большинство современных бытовых зеле­ных красок получают именно благодаря использованию этого приема. Однако го­лубые пигменты представляют интерес и сами по себе.

Из неорганических пигментов голубого цвета очень популярен ультрамарин. Этот пигмент в быту известен как синька и широ­ко используется при стирке для подсинивания белья. Синьку можно взять для опытов по получению цветных красок. Получить этот пигмент трудно, так как это длительный и сложный процесс, требующий специально­го оборудования и предъявляющий особые требования к качеству используемого сырья.

Глинистая масса, по сути, и есть глина, ведь ультрамарин — это алюмосиликат на­трия с объемной кристаллической решеткой, в ячейках которой расположены ионы на­трия и серы. Смесь каолина, серы, угля и соды длительное время выдерживают при высокой температуре. Происходящие про­цессы схематично можно представить сле­дующим образом. Образуется смесь поли­сульфидов натрия

Na2CO3 + С + nS = Na2Sn + СО + СО2,

алюмосиликата натрия

Al2O3 • 2SiO2 • 2H2O

® Na2O • Al2O3 • mSiO2

x(Na2O • А12О3 • mSiO2) +® (Na2O • А12О3 • mSiO2)x • Na2Sn

Таблица 2. Применение солей в живописи

Название соли или название краски Соль Цвет Примечания
Мел Гипс СаСОз CaSO4 • 2Н2О Белый Входят в состав художественных грунтов и клеевых красок
Свинцовые белила 2РbСО3-Рb(ОН)2 Один из древнейших пигментов, токсичен, темнеет под действием H2S
Бланфикс (баритовые постоянные белила) BaSO4 Промышленный выпуск налажен в
1830 г.
Цинковая желтая Баритовая желтая ZnCrO4 ВаСгО4 Желтый Получены Л. Н. Вокленом в 1809 г.
Азурит (горная синяя) 2CuCO3·Cu(OH)2 Синий В природе часто встречается с малахитом
Берлинская лазурь (прусская синяя, милори) Fe4[Fe(CN)6]3 Под действием щелочей разрушаются с образованием оксида железа. Не применимы во фресковой живописи
Вивианит (охра синяя) Fe3(PO4)2·8H2O
Швейнфуртская зелень Cu(CH3COO)2-3Cu(AsO2)2 Зеленый Очень токсична, во второй половине XIX в. применялась в качестве инсектицида
Малахит(горная зелень) CuCO3·Cu(OH)2 -//- В живописи широко применялись в старину, сейчас практически не используются
Ярь-медянка Cu(CH3COO)2· 3Cu(OH)2
Темный кобальт Co3(PO4)2 Фиоле- товый Получена М. Сальветатом в 1859 г.
Нюрнбергская фиолетовая (NH4)3PO4·MnO2 Используется в живописи с 1868 г.

Берлинский ученый А. С. Маргграф (1709-1782) разработал стабиль­ный метод получения «щелочи, воспламенен­ной бычьей кровью», которая впоследствии получила название «желтая кровяная соль» (гексацианоферрат(П) калия), а в России в XVIII-XIX вв. из-за основного назначения называлась синькалью. Гемоглобин крови содержит железо, а ее белки — хими­чески связанные азот и серу. При прокали­вании с кровью поташ К2СО3 реагирует с азотсодержащими соединениями и превра­щается в цианид калия KCN, а ионы железа Fe2+, взаимодействуя с продуктами разложе­ния серосодержащих соединений, переходят в сульфидную форму

Fe2+ + H2S ® FeS + 2H+

Когда спекшуюся массу обрабатывают водой, сульфид железа реагирует с цианидом калия, а образующуюся желтую кровяную соль выделяют методом кристаллизации:

6KCN + FeS ® K4[Fe(CN)6] + K2S.

В основе получения берлинской лазури лежат обменные реакции с ионами железа Fe3+. Их изучали и проделывали в первой половине XVIII в. многие естествоиспытате­ли: и английский ученый Р. Б. Вудворд, и не­мецкий - А. С. Маргграф, и русский — М.В. Ломоносов:

3K4[Fe(CN)6] + 4Fe3+ ® Fe4[Fe(CN)6]3¯ + 12К+;

K4[Fe(CN)6] + Fe3+ ® FeK[Fe(CN)6] +3K+.

Несколько позже, в 1780-1790 гг., англий­ский промышленник Турнбуль (дед первоот­крывателя инертных газов У. Рамзая) привзаимодействии красной кровяной соли (гексацианоферрата(Ш) калия) и соли желе-за(П) получил весьма похожий на берлин­скую лазурь синий пигмент, получивший название «турнбулева синь».

2K3[Fe(CN)6] + 3Fe2+ ® Fe3[Fe(CN)6]2¯ + 6К+;

K3[Fe(CN)6] + Fe2+ ® FeK[Fe(CN)6]¯ + 2K+.

По прошествии многих лет было установ­лено, что турнбулева синь и берлинская лазурь практически идентичны, поскольку в реакционной массе возможна реализацияследующих ионных обменов:

Fe2+ + [Fe3+(CN)6]3-

Fe3+ + [Fe2+(CN)6]4-

Состав выпускаемого промышленностью пигмента несколько более сложен и может быть принципиально выражен формулой

Fe4[Fe(CN)6]3 • K3Fe(CN)6 • nH2O

да и получают его другим методом, но суть процесса сохранилась: высаждение из реак­ционной массы нерастворимого гексациано-феррата железа. Его легко получить, сливая растворы железного купороса и красной кровяной соли или сульфата железа(Ш) и желтой кровяной соли. При проведении опыта нужно следить, чтобы реакционная смесь не была щелочной, а соль железа была взята в некотором избытке по отношению к кровяной соли.

Впрочем, берлинская лазурь — не единст­венный синий пигмент.

История синего венецианского стекла по праву может быть названа кровавой и не в столь безобидном смысле, как с желтой кро­вяной солью и берлинской лазурью. Вене­цианские средневековые мастера строжай­ше оберегали тайну окраски стекла в чис­тые синие цвета и беспощадно карали от­ступников. А тайна сводилась к введению в состав стекла соединений кобальта. Некото­рые соединения кобальта используются в качестве очень высококачественных, но весьма дорогостоящих художественных пигментов. Например, алюминат кобальта СоО•А12О3 так и называется — кобальт си­ний. К сожалению, самостоятельно полу­чить кобальт синий сложно, а вот изгото­вить фиолетовые кобальтовые пигменты можно попробовать.

Кобальт фиолетовый светлый — это мо­ногидрат кобальт-аммоний фосфата:

Со2+ + NH4PO42- + Н2О —- CoNH4PO4 • Н2О.

Малахит всегда был дорог и не слишком доступен для художников. Кроме того, он имеет свойственный только ему оттенок и не может удовлетворить все потребности живописцев в зеленых тонах. Поскольку выбор природных минералов зеленого цвета невелик (см. табл. 2), в старину для приготовления красок широко использовали растения. Например, известные французские миниатюристы братья Поль, Эрман и Жеаннекен Лимбурги, использовали две зеленые краски — малахитовую и из диких ирисов.

Краски растительного происхождения имеют меньшую проч­ность: хлорофилл, являющийся их хромофором, постепенно раз­рушается, и яркие зеленые тона превращаются в коричнево-олив­ковые: осень медленнее, чем в природе, но все же наступает...

Название малахит происходит от греческого «маляхэ» (мальва). Полагают, что это обусловлено сходством узора малахита с рисунком на округлых листьях растения;

В Древнем Египте малахит использовали для отделки интерьеров зданий, из него изготавливали ювелирные изделия и амулеты. Краской, приготовленной из тонко растертого малахита, богатые египтянки обводили глаза. Это выполняло и защитную функцию: пылинки не попадали в глаза, прилипая к густой краске.

Малахит считают русским камнем: пока в мире не найдено месторождений, которые по богатству могли бы сравниться с уральскими (Гумешевское, Медноруднянское, Высокогорское и др.). В качестве зеленой краски использовали мелко истертый, хорошо известный вам как поделочный камень – малахит .Сейчас зеленые краски в основном получают синтетическим путем. Многие из них в основе своего красящего пигмента содержат оксид хрома(III) Cr2O3, называемый еще хромовой зеленью.

(NH4)2Cr2O7 = N2 + Cr2O3 + 4H2O

В древности малахит использовали в создании мозаик; позже он нашел применение для изготовления вещей в технике флорентийской мозаики, возникшей во Франции в XVI в.

В 1835 г. на Урале была обнаружена огромная глыба малахита массой 250 т. Это сделало возможным создание в Эрмитаже (Санкт-Петербург) уникального малахитового зала.

Итак есть хрома­тические пигменты, необходимые для сос­тавления цветовой гаммы радуги:

· красный — свинцовый сурик (Рb3О4) или товарный красный железооксидныи пигмент;

· оранжевый — смесь красного пигмента с желтым;