Смекни!
smekni.com

«Битва под Москвой. Герои электростальцы» (стр. 5 из 9)

8 января начался завершающий этап битвы под Москвой. В тот день ударная группировка Калининского фронта прорвала вражескую оборону западнее Ржева. На другой день войска 3-й и 4-й ударных армий (с 22 января они переданы в состав Калининского фронта) развернули наступление в обход Вязьмы с запада. Одновременно удары по врагу нанесли и главные силы Западного фронта.

К 1 февраля армии правого крыла Калининского фронта продвинулись до 250 км. Одновременно армии центра фронта охватили с запада войска противника в районе Оленино и вышли в тыл его ржевской группировки, а также на коммуникации врага западнее Вязьмы. К этому же времени войска Западного фронта отбросили противника к Гжатску и Юхнову, а силами групп Ефремова и Белова прорвались к юго-западным подступам Вязьмы. По замыслу Ставки ВГК, ликвидация юхновской группировки и овладение Вязьмой приведет к завершению окружения ржевско-вяземской группировки врага и ее ликвидации. Однако реализовать этот план советскому командованию не удалось.

В декабре 1941 г. враг был разгром­лен под Москвой. Немалый вклад в эту победу внесли и труженики завода, по­ставлявшие на поле боя необходимые боеприпасы, в том числе реактивные снаряды для знаменитых «Катюш».

Каждую ночь жители наблюдали зарево на западе. Небо бороздили лучи прожекторов, видны были разрывы зенитных снарядов, их оглушительные взрывы сотрясали землю. Зенитные пушки были установлены за деревней Высоково (ныне улица Юбилейная), в стороне Мойкиной дачи, деревни Субботино и в районе радиостанции (Фрязевское шоссе). Грохотали пушки и в стороне Ногинска, и над Павловским Посадом.

г)Голодные месяцы войны для электростальцев.

Электросталь не станет фронтовым городом, но ее жителям придется вынести все тяготы войны. С сентября 1941 года население Электростали по-настоящему голодало. Магазины были пусты. Очередь за хлебом дети занимали с вечера. Тут же и спали. Город переходил на карточки. В зависимости от категории устанавливались разные нормы: для гражданского населения они колебались от 400 до 800 граммов хлеба в день, от 400 до 2200 граммов мяса в месяц, 200 – 600 граммов жиров, 500 граммов сахара. Нормы очень скудные, а выдача по карточкам производилась очень нерегулярно. Невозможно было купить самое необходимое. Буханка хлеба стоила 75 рублей, литр молока – 125 - 150 рублей. Цены, по сравнению с довоенными, возросли в 18 раз. Матери были не в состоянии прокормить детей без ушедших на фронт мужей. На уже выкопанных картофельных полях близ города старики и дети перекапывали землю и радовались каждой найденной картофелине. В воспоминаниях детей военной поры есть такие строки: «Питались очень скудно: ели суп из лебеды, крапивы, свекольной ботвы, даже из мороженой картошки делали лепешки. Хлеб был черный, сырой, тяжелый, так как муки в нем было мало. Мы его делили на маленькие кусочки и ели, растягивая норму на целый день. Карточки были на другие продовольственные товары: сахар, яичный порошок, крупу. Помню, что всегда хотелось есть».

д) Формирование 35-го истребительного батальона.

Для борьбы с вражескими парашютистами и диверсантами, для охраны военных и особо важных народнохозяйственных объектов в Московской области повсеместно создавались тогда истребительные батальоны — всего их было 62, численностью 19 тысяч человек.

Наш, электростальский, за номером 35 формируется в июле 1941 года и вначале насчитывает 425 бойцов, впоследствии, пополняясь два раза, — 800. Все они находятся на казарменном положении и размещаются поротно в клубе им. М. Горького, в здании бани, в школе № 1.

Тренировки, практические занятия и полевые учения батальона, как правило, проходили в парке им. М. Горького, да так усердно, что начинающие бойцы изрядно потоптали прекрасный сосновый лесок, располагавшийся тогда на месте Дворца спорта «Кристалл».

Кроме боевой и политической подготовки 35-й истребительный батальон устанавливает круглосуточное дежурство на вышках, патрулирует по городу, контролирует дороги, прочесывает леса, ловит нарушителей общественного порядка, ведет борьбу с грабителями, спекулянтами, заготавливает продукты питания и топливо, грузит боеприпасы — в общем, обеспечивает нормальную жизнь города. Лучших отправляли в партизанские отряды и диверсионные школы. В районе Чирикова сохранились земляные ячейки, ходы сообщения, где располагались бойцы электростальского истребительного батальона, где они проходили военную подготовку. Часть бойцов батальона участвовала в знаменитом Параде на Красной площади в Москве 7 ноября 1941 года и с Парада уходили на фронт, дав клятву у стен древнего Кремля на верность Родине.

«Сначала это был не истребительный, а рабочий батальон, - вспоминает Ольга Васильевна Калашникова, боец батальона, ветеран Великой Отечественной войны. – Летом 1941 года в городе царила настоящая паника, немец рвался к Москве, и казалось, что никто и ничто его не остановит. Люди пытались запастись продуктами. Бывший первый магазин практически взяли на абордаж, разворовывали склады с продуктами, городская милиция не справлялась с потоком грабежей, и в помощь ей был создан электростальский рабочий батальон.

Отработав смену на заводе, люди … получали задание, оружие и патрулировали город. Буквально за несколько недель в город удалось навести порядок, и на базе рабочего батальона сформировали истребительный батальон. Мы перешли на казарменное положение, с нами начали проводить усиленные тренировки, тактические задания, полевые учения. Как правило, всё это происходило в парке имени Горького, на месте Дворца спорта «Кристалл», в прекрасном сосновом лесу.

В Электростали было задержано несколько диверсантов. Первого диверсанта поймал Николай Ермолаев в деревне Афанасово, а второго задержал наш патруль. Вечером мы шли по улице Октябрьской, проверяли светомаскировку домов и заметили луч света, направленный вверх. Кто-то подавал сигнал немецкой авиации через дымоход дома. Вошли в квартиру и задержали там женщину. Вообще, немцы несколько раз пытались разбомбить снаряжательный завод, там как раз начали выпуск реактивных снарядов, которые с конвейера поступали прямо на фронт, и для их получения выстраивалась целая вереница автомобилей от проходной завода до первой школы. Но, к счастью, обошлось…»

В январе 1942 года батальон возвратился в Электросталь. 56 человек из его состава были направлены в Сталинград и зачислены в 10-ю стрелковую дивизию войск НКВД. За неоценимый вклад в дело разгрома немецко-фашистских захватчиков в дни Сталинградской битвы 10-я стрелковая дивизия войск НКВД была награждена орденом Ленина и названа «Сталинградской». Затем дивизия была переименована, участвовала во многих боях и свой героический путь завершила взятием города Бреславля. Из 56 электростальцев домой вернулись около 11…

Остальные бойцы 35-ого Электростальского истребительного батальона в составе других частей и подразделений Красной Армии форсировали Днепр, освобождали от фашистов страны Западной Европы, штурмовали Берлин.

2. Враг остановлен.

Летом 1941 года Красная Армия, понеся при внезапном нападении Германии огромные потери, отсту­пала на Восток, сдавая один за Дру­гим противнику, имевшему огром­ное преимущество в самолетах, тан­ках и артиллерии, наши города, по­селки и деревни. В начале октября враг приблизился к Москве и оста­новился на расстоянии 200-250 км от нее для подготовки к решитель­ному штурму. Фашисты не сомне­вались, что через неделю-две они будут праздновать победу на мос­ковских улицах. Но это им не уда­лось.

Наша армия сначала задержа­ла продвижение врага на столицу, обескровив его полчища, а затем, введя в сражение резервы, одержа­ла решительную победу, далеко от­бросив фашистские войска от сто­лицы. Эта победа стала возможной благодаря исключительному геро­изму наших воинов, выдающемуся таланту военачальников и самоот­верженному труду работников тыла.

Немалый вклад в эту победу был внесен и тружениками электростальского завода боеприпасов № 12.

Все производственные корпуса и ин­женерные сооружения были подго­товлены к взрыву, чтобы ничего не досталось противнику.

16 октября 1941 года в Москве и области началась паника. Люди бе­жали семьями и в одиночку на Вос­ток, ехали на открытых железнодо­рожных платформах, на попутных автомашинах, шли пешком. Начались погромы магазинов, гра­бежи.

Проявили себя с худшей стороны и некоторые руководи­тели, которые на служебных автомашинах, бросив на произвол судьбы своих подопечных, скрыва­лись подальше от фронта. И только тогда, когда вышло решение ГКО о расстреле на месте паникеров, банди­тов и мародеров, в Москве и Подмос­ковье установился порядок.

20 октября в Электросталь при­был новый директор завода № 12 С.А. Невструев, которому было пору­чено завершить эвакуацию оставше­гося оборудования и подготовить здания и коммуникации завода к взрыву.

К тому времени многие предпри­ятия Москвы, изготавливавшие бо­еприпасы также были эвакуированы.

Работая с огром­ным напряжением сил, трудящиеся завода быстро восстановили цехи и начали выпускать боеприпасы.