Смекни!
smekni.com

«Восстание Матросов на Сенатской площади» (стр. 3 из 4)

После освобождения С. Муравьева-Апостола Черниговский полк выступил в свой революционный поход. План С. Муравьева-Апостола и тех декабристов, которые были вместе с ним, состоял в том, чтобы двинуться к месту сосредоточения войск, захватить такие центры, как Житомир, Киев, Белую Церковь, присоединить к себе находившиеся там части и развернуть уже более широкое военное восстание.

Бестужев-Рюмин, С. Муравьев-Апостол и особенно бывшие члены «Общества соединенных славян» во время похода стремились связаться с массами; они развернули в походе агитацию среди солдат и крестьян. Бестужевым-Рюминым и Муравьевым-Апостолом было написано «Воззвание к народу», где резко осуждалось самодержавие и говорилось о необходимости установления народного правления. «Все бедствия русского народа, - пишется в прокламации,- проистекали от самодержавного правления. Оно рушилось. Смертью тирана бог ознаменовывает волю свою, дабы мы сбросили с себя узы рабства, противные закону христианскому. Отныне Россия свободна. Но, как истинные сыны церкви, не покусимся, ни на какие злодейства и без распрей междоусобных установим правление народное, основанное на законе божьем: да первый из вас послужит вам. Российское воинство грядет восстановить правление народное на святом законе».
Во время стоянки в Василькове солдатам был прочитан написанный С. Муравьевым-Апостолом совместно с Бестужевым-Рюминым так называемый «Православный катехизис». В «Православном катехизисе» в форме вопросов и ответов разъясняется и доказывается, что власть царей является делом богопротивным. Так, в нем писалось следующее:
«Вопрос. Для чего же русский народ и русское воинство несчастны?
Ответ. Оттого, что цари похитили у них свободу.
Вопрос. Стало быть, цари поступают вопреки воле божьей?
Ответ. Да, конечно, бог наш рек: бог в вас, да будет вам слуга, а цари тиранят только народ.
Вопрос. Должны ли повиноваться царям, когда они поступают вопреки воле божьей?
Ответ. Нет».
Как мы видим, революционная агитация тут ведется под религиозной оболочкой. Так называемый «Православный катехизис» призывает к восстанию.
Черниговский полк в количестве 970 человек шел на Белую Церковь, где были расположены воинские части. Но оказалось, что из Белой Церкви они были выведены. Тогда Муравьев-Апостол решил идти на Житомир кратчайшей дорогой через Трилесы и 3 января 1826 г. вышел из деревни Ковалевка. Между тем против Черниговского полка были выставлены три отряда, имевшие целью действовать с разных сторон. Один из этих отрядов под командованием генерала Гейсмара встретил Черниговский полк при выходе его из деревни Ковалевки. Черниговский полк не ожидал этой встречи, не был подготовлен к ней и в результате довольно быстро был разгромлен.

И. И. Горбачевский в своих записках так описывает эту сцену: «Едва колонна вышла из околицы и сделала не более 1/4 версты, как пушечный выстрел поразил слух изумленных солдат, которые увидели в довольно значительном расстоянии орудия, прикрытые гусарами. За сим выстрелом последовало несколько других, но ни один из оных не причинил ни малейшего вреда колонне, может быть, стреляли холостыми зарядами.

Полк шел вперед. Муравьев приказал осмотреть ружья и приготовиться к бою. Приказание сие ободрило солдат, но сей порыв оживленного мужества был остановлен действительными пушечными выстрелами. Первый картечный выстрел ранил и убил несколько человек. С. Муравьев хотел вызвать стрелков, новый выстрел ранил его в голову, поручик Шепилло и несколько рядовых пали на землю мертвыми. С. Муравьев стоял, как бы оглушенный: кровь текла по его лицу. Он собрал все свои силы и хотел сделать нужные распоряжения, но солдаты, видя его окровавленным, поколебались». Новые картечные выстрелы довершили дело, солдаты, бросив ружья, побежали. Около 60 солдат и 12 крестьян из обоза были убиты, из офицеров ранены сам Муравьев-Апостол и Кузьмин» .

Восстание Черниговского полка потерпело поражение, декабристское движение было разгромлено. Следствие по делу декабристов велось при непосредственном наблюдении и прямом участии самого Николая I.

Николай I в своем кабинете вел допросы, показав себя лицемерным и искусным следователем. Перед одними, как например перед Рылеевым, он прикидывался либералом, чуть ли не сторонником идей декабристов и тем самым старался добиться признания; других он запугивал и вынуждал признаться. Но тюрьма не сломила духа декабристов.
Рылеев нацарапал гвоздем на оловянной тарелке следующее стихотворение:
Тюрьма мне в честь, не в укоризну,
За дело правое я в ней,
И мне ль стыдиться сих цепей,
Когда ношу их за отчизну.

Следственная комиссия о каждом своем шаге доносила Николаю I. Суд был лишь ширмой, приговор выносил по сути дела сам Николай I, и он же «смягчил» его, заменив Пестелю, Сергею Муравьеву, Рылееву, Бестужеву-Рюмину, Каховскому четвертование казнью через повешение. По делу декабристов было привлечено до 600 человек: осуждено - 131, из них 5 казнено, 88 сослано на каторгу в Сибирь, остальные - в другие места.
Казнь пяти декабристов - Пестеля, Рылеева, Муравьева-Апостола, Бестужева-Рюмина и Каховского - состоялась 13 июля 1826 г. Трое из декабристов - Муравьев-Апостол, Рылеев и Каховский - сорвались с петель, причем Муравьев-Апостол при падении сломал себе ногу. Рылеев произнес при этом: «Им мало нашей казни, им надо еще и тиранство».
По другому варианту, Рылеев заявил генерал-адъютанту Кутузову, приехавшему наблюдать за казнью: «Вы, генерал, вероятно, приехали посмотреть, как мы умираем, обрадуйте вашего государя, что его желание исполняется: вы видите - мы умираем в мучениях». Когда же неистовый возглас Кутузова: «Вешайте их скорее» - снова возмутил предсмертный дух Рылеева... он сказал: «Подлый опричник тирана. Дай же палачу твои аксельбанты, чтобы нам не умирать в третий раз».

Заключение

Рассмотренные в этом реферате вопросы восстание декабристов на Сенатской площади и восстание черниговского полка (как непосредственного, так и опосредованного) показывают тот большой вклад, который внесли данные люди в различные сферы жизни и деятельности народа. Эта работа рассказывает о нелегкой судьбе простых на первый взгляд людей, о их огромной роли в истории России.

Особое значение в наши дни имеет место изучение данной темы, так как мы все не должны забывать историю своей Родины, должны помнить все ее положительные и отрицательные стороны, помнить первых борцов за народную волю и свободу. Должны уметь отдавать должное нашим предкам за их непосильный вклад в развитие народного образования и культуры.

В решении этой важнейшей задачи большая роль отводится современному поколению. Велико значение дальнейшего изучения данной темы.

Итак, из проделанной мною работы можно сделать вывод, что главной причиной поражения дворянских революционеров является их классовая ограниченность и узкая социальная база движения. В своих действиях, планах и разработках они не задействовали народные массы, которые являются основой любого восстания. Классовая же ограниченность сказалась в идейных разногласиях и несогласованности действий, в нерешительности и недостаточной революционной активности в решающий час. Декабристы, опираясь на тактику военного переворота, но страшась «ужасов кровавого восстания», сознательно отказались от поддержки народа, что обрекло их на поражение.

Однако, несмотря на итог, движение декабристов имело огромное историческое значение. Оно было первым в России открытым революционным выступлением против самодержавия и крепостничества.

А так же я пришла к выводу, что изучение данной темы требует комплексного подхода, который должен включаться в полной мере в школьное образование.


Библиография

1. «Декабристы в Москве». Сборник статей. Московский рабочий. – 1963 г.

2. А. Гессен «Во глубине сибирских руд...» – Минск: «Народная Авеста», 1978 г.

3. А.С. Орлов, В.А. Георгиев, Н.В. Наумов, Т.А. Сивохина. «Пособие по истории СССР для подготовительных отделений вузов» – М.: «Внешняя школа», 1988 г.

4. А.С. Орлов, В.А. Георгиев, Н.Г. Георгиева, Т.А. Сивохина. История России. Учебник – М.: «Проспект», 1997 г.

5. Андреева Л. Восстание Черниговского полка. (Декабристы на Украине). — «Пламя», Харьков, 1925,

6. В.М. Бокова "Декабристы и их время" «Декабристы и их время», сборнике трудов ГИМа, составитель к.ист.н. В.М. Бокова. - Москва, 1995.

7. Восстание Черниговского полка в показаниях участников. — журнал Красный Архив. 1925.

8. Д. Мережковский. 14 декабря. Николай Первый. - М., 1994

9. История СССР, 1861-1917гг., Просвещение, 1989г.;

10. Литвак, Реформы и революции в России, Просвещение, 1988г

11. М. В. Нечкина. День 14 декабря 1825 года. - М., 1985

12. Н. М. Дружинин Восстание Черниговского полка//Очерки истории движения декабристов. Издательство политической литературы, 1954.