Смекни!
smekni.com

работа По Мировой Художественной Культуре На тему: «принцип природной гармонии в живописи, музыке и архитектуре ренессанса» (стр. 2 из 3)

Композиторы Возрождения открыли закон Единства и Многообразия в музыкальном искусстве. Они услышали в множестве мелодий ведущую мысль, своеобразный мелодический скелет (единство), они придали этой исходной идее разнообразное мелодическое оформление, где она лишь ощущалась, но не казалась очевидной (многообразие). Связующим звеном для этих принципов, а также основной целью композиторов можно считать достижение гармонии. То есть мы можем говорить о том, что идея гармонии, многообразия и единства наиболее ярко выражена именно в музыке эпохи Ренессанса.

Одним из основополагающих принципов музыкального творчества данного периода можно считать появление техники строгого письма. Вот некоторые из характерных особенностей данного стиля:

varietas

В стиле «строгого письма» техника мелодического развития получила латинское название varietas — вариантность. Как ветви из ствола, все методические «побеги» как будто прорастают из одного мелодического «корня». При этом исходной мелодической формулой становится cantus firmus. Varietas — это тайна музыкальной техники эпохи Возрождения, тайна непредсказуемой интуиции композитора. Никто не может научить, как растворять и отражать мелодическую идею в многообразии новых мелодий: несмотря на естественность принципа вариантности, его практическое воплощение трудно. Изощренная и неуловимая манера продления мелодической мысли — varietas — дополняется в «строгом стиле» идеей более простой и конструктивной — идеей повторения. что по-латыни называется «имитация», то есть подражание.

имитация

Но повторить «слово в слово» или «нота в ноту» было бы слишком неестественно, ведь в природе нет ничего абсолютно одинакового, поэтому имитация подразумевает повторение с разной степенью подобия. Повторяя не вполне точно, но так, чтобы принцип повторности был очевиден, композитор соблюдает столь необходимый в природе закон Единства и Многообразия. Мелодическое развертывание начинается с так называемой простой имитации, когда мелодия, прозвучавшая в одном голосе, в точности повторяется в другом. Понятно, что бас не будет петь мелодию так же высоко и прозрачно, как сопрано. Он повторит мелодию низко, в другом тембре, то есть наряду с Единством (одна и та же мелодия), имитация предполагает и Многообразие (другой тембр, другие звуки).

В эпоху возрождения появляется множество различных вариантов имитаций: например, можно повторить мелодию от конца к началу или перевернуть все интервалы — тогда все ходы наверх станут ходами вниз и наоборот. Можно исполнить мелодию в ускоренном или замедленном темпе, уменьшив в два раза длительность всех звуков.

контрапункт

Одним из обязательных видов имитационной техники в эпоху Возрождения был контрапункт. Это название происходит от латинского punctus contra punctum — нота против ноты. Под контрапунктом понимают одновременное сочетание двух или нескольких мелодий, и таким образом искусство контрапункта или искусство полифонии — это одно и то же. Можно сказать, что контрапунктическая техника — еще один вариант музыкального проявления закона Единства и Многообразия — одни и те же мелодии в новых сочетаниях.

Полифоническое произведение вызывает у слушателя ассоциацию с построением какого–то удивительного здания, а наличие различных по своей высотности голосов создает ощущение воздуха и легкости. Все это сродни восприятию купола в возрожденческом храме. Тем самым, мы еще раз убеждаемся в неразрывной связи архитектуры и музыки.

Строгое письмо превратило музыку в эквивалент божественной антологии. Теперь в ней звучало само гармоничное и единое бытие. Все это как нельзя лучше иллюстрировало восприятие композиторами того времени гармонии как основополагающего фактора. И именно поэтому главным жанром теперь стала месса – музыка центрального обряда ежесуточных богослужений.

Месса.

При построении мессы композиторами принималась за основу идея гармонии всех частей произведения.

Месса, казалось, стремилась заключить в себя пространство храма, повторить в воздушном музыкальном материале его своды, его горизонтальные и вертикальные опоры.

Так же как и в средневековой мессе, в мессе Ренессанса те же пять частей; но теперь мир уже не кажется человеку столь малым и обозримым, и месса тоже расширяется, становится величественной, масштабной.
Приступая к исполнению гигантского замысла, композитор не чувствовал никакой неуверенности в себе или робости. Ведь он был создан по образу и подобию самого Господа. «Ни небо не представляется для него слишком высоким, ни центр Земли слишком глубоким. А так как человек познал строи светил и как они движутся... то кто станет отрицать, что гений человека почти такой же, как у самого Творца небесных светил, и что он мог бы некоторым образом создать эти светила, если бы имел орудие и небесный материал,» — писал философ XVI века Дольче. Желая быть музыкальными зодчими, подобными Богу, композиторы задумали построить свой звуковой храм по самым совершенным законам, созданным самим Творцом, — по законам Природы.

После знакомства с законами имитации и контрапункта становится ясно, что столь безмятежная и прекрасная музыка не появится в порыве вдохновения, так же как не может быть воздвигнут в один день собор Святого Петра. Сочинение мессы подобно строительству огромного храма — это гигантский труд. Сначала придется сочинить мелодии, не забывая о необходимых ограничениях, затем нужно создать мелодическое развитие, пользуясь техникой varietas, «растворяя» главные ноты, мелодические опоры cantus ftrmus среди множества украшающих звуков; кроме того, придется сочинить красивые и разнообразные имитации, а также замысловатые контрапункты. И все это для того, чтобы звучание было наполнено божественной Гармонией, а развитие соответствовало природному закону Единства и Многообразия во всех пяти частях мессы.

Уникальность строгого письма.

Строгое письмо» по своему значению в истории музыкальной культуры уникально, потому что оно не воспроизводимо. Студенты-музыканты с немалым трудом изучают лишь некоторые основные элементы «строгого письма», но свободно овладеть его секретами никому не дано. Причина здесь в том, что «строгое письмо» — не просто композиционная техника, а система музыкального мышления, построенная на особом понимании свободы творчества как добровольного подчинения определенным и весьма жестким ограничениям. Современному человеку, которому чуждо пантеистическое мироощущение Возрождения, трудно совместить в своем сознании творческую раскрепощенность и Закон. Ведь пантеизм — это радостное слияние с Богом и Природой, соблюдение своих обязанностей по отношению к ним. Закон не сковывает воображение композиторов Возрождения, а лишь служит ему естественным основанием.

Архитектура

Зодчий древности и средневековья видел себя творческим орудием Бога, призванным донести до человека всю красоту божьего мира. Зодчий Ренессанса видел себя творцом, обязанным донести до людей специфически понимаемую им гармонию архитектуры, возможно, именно в эту эпоху зародилось типичное для архитекторов нашего времени стремление к самовыражению.

Стремление к гармонии.

Характерной особенностью архитектуры той эпохи является попытка достижения гармонии между внутренним и внешним миром.

Так, колоннада была вынесена наружу, в подражание традиционной греческой архитектуре эпохи античности. Архитектура античности и Возрождения – это прежде всего гармоничная организация пространства. Вы попадаете сначала во дворик, потом в пространство, осененное колоннадой, а потом - в дом. Выйдя из дома, вы окажетесь в тени колоннады - вы дома, но как бы и на улице. То есть можно говорить о том, что использование античных ордеров дает ощущение растворения здания в пространстве, единения его (здания) с окружающим миром. Романская архитектура - это замок, толстая стена, отделяющая пространство дома от пространства враждебной улицы. Архитектура возрождения открыта миру, а человек ведет с миром прямой диалог. Об этом свидетельствует и появление больших окон, многочисленных двориков. Становится ясно, что изменение мировоззрения людей напрямую отразилось в искусстве, а особенно в архитектуре.

Необходимо отметить, что тенденции активного взаимодействия с миром типичны для того времени вцелом. Так, готическая архитектура тоже активно взаимодействует с пространством. Ведь для нее характерен мотив пламени. А пламя находится в постоянном движении, постоянном контакте с воздухом и пространством.

структура пространства.

Еще одной особенностью можно считать то, что видно всю структуру пространства. Это явилось следствием того, что архитекторы видели главную свою цель в передаче картины мира. Здание переставало быть символом чего-либо, но становилось иллюстрацией и картиной, причем картиной многообразной, о чем свидетельствует появление разнообразного, тщательно продуманного декора. Здесь можно соотнести архитектуру с музыкой, а точнее с возникновением полифонии, когда вся конструкция музыкального произведения видна, а точнее слышна, при этом произведение богато украшено, для услаждения слуха человека и Бога.

Для творцов эпохи возрождения характерно восприятие мира единым, неделимым организмом. Если в средневековье божественное четко отделялось от земного, а вся архитектура символизировала именно дуалистичность мира, то в эпоху Ренессанса они неразрывно связанны. Как пример – совмещение донжона и звоннице в одной конструкции.

Перспектива.

Архитектор, и вообще творец эпохи возрождения отсчитывал мир от себя, а следовательно это и стало причиной появления прямой перспективы.