Московский архитектурный институт
Кафедра истории архитектуры и градостроительства.
Курс «ИСТОРИЯ РУССКОЙ АРХИТЕКТУРЫ»
III курс (V-VI семестры) дневного отделения
2011 – 2012 учебный год
Курсовая работа по архитектурному анализу Методические указания
1. Содержание курсовой работы должно соответствовать утвержденной на кафедре теме. Изменение темы допускается в исключительных случаях после согласования с преподавателями и только при наличии у студента достаточных материалов, необходимых для работы по измененной теме.
2. Требования к оформлению работы:
- курсовая работа является по характеру графической и выполняется в ручной графике привлечением фотоматериалов, зарисовок, схем и т.д., при этом возможно частичное использование компьютерной техники, преимущественно для обработки собранных материалов по теме. Выполнение курсовой работы целиком в компьютерной графике возможно только в случае создания трехмерных цифровых моделей. В отдельных случаях (только по согласованию с педагогами) допускается макетирование из бумаги и картона, при этом создание макета должно в себе нести конкретную научную цель (например, макет несохранившегося здания или сооружения с элементами реконструкции; макет-реконструкция существующего памятника, утратившего свой первоначальный облик; сравнение двух (или нескольких) сооружений в макете с выявлением их конструктивных особенностей и т.д.).
- графические работы, как правило, выполняются на формате А1: 60х80 (55х75 см). Не принимаются работы, выполненные на подрамниках 100х100 см, на гофрированном или пенокартоне. При выполнении компьютерного моделирования (построение аксонометрий, перспектив и т.д.) допускается сдавать работы на цифровых носителях (СD, DVD) .
- законченная работа должна содержать: название темы; перечень источников графических материалов, использованных в работе; библиографию; краткие выводы, отражающие суть проведенного анализа; все чертежи должны быть снабжены линейными масштабами.
3. Этапы и сроки выполнения.
Работа выполняется в течение всего учебного года в три этапа:
- ВЫБОР ТЕМЫ И СОСТАВЛЕНИЕ СПИСКА ЛИТЕРАТУРЫ ПО ТЕМЕ:
Выбрать и утвердить на кафедре одну из предложенных тем (список см. ниже) после предварительного знакомства с литературой (необходимо иметь представление, достаточна ли литература по выбранной теме, имеются ли необходимые чертежи и изображения памятников и т.д.). Выбрать метод архитектурного анализа, варианты которого приведены в брошюре: Герасимов Ю.Н. Методика архитектурного анализа. М., 1977 (имеется в библиотеке института). Подобрать необходимые материалы: сделать копии чертежей и фотографий, снять кальки, выполнить зарисовки и т.д. Составить список литературы[1].
Контрольный просмотр и аттестация: представление списка литературы по выбранной теме (до 28 октября 2011 г.).
- СБОР МАТЕРИАЛОВ, ПРОВЕДЕНИЕ АНАЛИЗА И ВЫПОЛНЕНИЕ ЭСКИЗА КУРСОВОЙ РАБОТЫ:
Опираясь на подобранный материал, представить эскиз курсовой работы (формат А4), выполнить необходимые построения, отражающие суть анализа по избранной теме.
Контрольный просмотр материалов и эскиза графической работы с пояснительной запиской (1,5 - 2 стр.) до 20 декабря 2011 г., по результатам которого студенты допускаются к экзамену в осеннем семестре.
- ГРАФИЧЕСКОЕ ОФОРМЛЕНИЕ РАБОТЫ:
Выполняется в 6-м (весеннем семестре).
Сдача курсовой работы и аттестация ( с оценкой) до 15 апреля 2012 г., по результатам которых студенты допускаются к экзамену в весеннем семестре.
После указанной даты работы считаются сданными не в срок и не оцениваются (ставится только "ЗАЧЕТ").
В течение всего учебного года на кафедре проводятся консультации по избранной теме (согласно расписанию, вывешенному на доске объявлений кафедры).
Преподаватели по предмету История русской архитектуры:
Профессор Седов Владимир Валентинович
Доцент Клименко Сергей Васильевич
Доцент Клименко Юлия Гаврииловна
Ст. преподаватель Чекмарев Андрей Викторович
Т е м ы к у р с о в ы х р а б о т
1. Византийские и древнерусские конструкции и строительные приемы.
2. Сравнение Софийского собора в Киеве с византийскими храмами.
3. Софийский собор в Киеве. Сравнение вариантов реконструкций.
4. Старейшие постройки Киева. Типология, архитектурные и конструктивные особенности
5. Софийский собор в Новгороде. Графическая реконструкция первоначального облика.
6. Постройки Киева конца XI – начала XII вв. Построение типологического ряда.
7. Оборонительные сооружения Древней Руси X – XIII вв.
8. Графическая реконструкция Софийского собора в Полоцке.
9. Анализ Спасо-Преображенской церкви Евфросиньева монастыря в Полоцке (макет или трехмерная графическая реконструкция).
10. Шестистолпные храмы XI – XII вв. Построение типологического ряда.
11. Башнеобразные храмы XII – начала XIII вв. Сопоставление композиционных и конструктивных особенностей.
12. Варианты графической реконструкции церкви Михаила Архангела (Свирской) в Смоленске.
13. Спасо-Преображенский собор в Переславле-Залесском. Сравнение с ранними храмами Владимиро-Суздальского княжества.
14. Успенский собор во Владимире. Сравнение храма 1158-1160 гг. с храмом 1185-1189 гг.
15. Сравнение Боголюбовского замка (на основе графической реконструкции) с гражданскими постройками Византии и Западной Европы.
16. Церковь Покрова на Нерли. Сравнение вариантов графической реконструкции.
17. Дмитриевский собор во Владимире. Графическая реконструкция.
18. Сравнение церкви Покрова на Нерли и Дмитриевского собора во Владимире (на основе реконструкций).
19. Георгиевский собор в Юрьеве-Польском. Сравнение вариантов графической реконструкции.
20. Храмы Владимиро-Суздальской школы зодчества. Принципы скульптурной обработки.
21. Памятники Владимиро-Суздальской архитектуры XII – XIII вв. Построение типологического ряда.
22. Рождественский собор в Суздале и Георгиевский собор в Юрьеве-Польском. Сопоставление на основе графических реконструкций.
23. Церкви Николы на Липне и Рождества на Перыни в Новгороде. Сравнение.
24. Новгородские церкви середины-второй половины XV в. Типологические и стилистические особенности.
25. Церкви Федора Стратилата на Ручье и Спаса-Преображения на Ильине улице в Новгороде. Сравнение.
26. Собор Мирожского монастыря в Пскове и новгородская архитектура XII в.
27. Псковские храмы. Построение типологического ряда.
28. Церкви Николы Каменноградского в Пскове и Успения в Гдове. Сравнение объемно-пространственных композиций и конструктивных схем.
29. Бесстолпные храмы Пскова и Москвы XIV – XVI вв. Сравнение объемно-пространственных композиций и конструктивных приемов.
30. Храмы Московского княжества XIV – XV вв. Построение типологического ряда.
31. Пятницкая церковь в Чернигове и Спасский собор Андроникова монастыря в Москве. Сравнение композиции и конструктивной схемы завершения.
32. Каменные крепости XIV – XV вв.
33. Графическая реконструкция одной из башен Московского Кремля и сравнение с существующим обликом.
34. Ренессансные черты в архитектуре Успенского собора Московского Кремля.
35. Графическая реконструкция Архангельского собора Московского Кремля на начало XVI в.
36. Постройки Алевиза Нового в Венеции и Москве.
37. Сравнение Архангельского собора в Московском Кремле, Скуола ди сан Марко и церкви Санта Мария деи Мираколи в Венеции.
38. Благовещенский собор Московского Кремля. Этапы развития.
39. Сравнительный анализ церкви Ризположения, Благовещенского собора в Московском Кремле и Духовской церкви в Троице-Сергиевой лавре.
40. Грановитая палата в Московском Кремле и одностолпные трапезные палаты XV – XVI в.
41. Графическая реконструкция Грановитой палаты Московского Кремля на конец XV в.
42. Ренессансные черты в архитектуре церкви Вознесения в Коломенском.
43. Графическая реконструкция первоначального облика собора Покрова на Рву на Красной площади в Москве.
44. Типология шатровых храмов XVI – XVII вв. Выявление композиционной и конструктивной роли шатра.
45. Сравнение пятиглавых храмов XVI в. с Успенским собором Московского Кремля.
46. Композиционная роль колоколен и звонниц в архитектуре ярославских храмов.
47. Особенности ярославской школы зодчества XVII в.
48. Графическая реконструкция первоначального облика Воскресенского собора Новоиерусалимского монастыря в Истре.
49. Типология жилых домов XVII в. в Пскове.
50. Типология жилых домов XVII в. в Гороховце, Курске, Калуге и др. городах.
51. Композиционная роль ордера в храмах конца XVII в.
52. Западноевропейские источники архитектуры церкви Знамения в Дубровицах.
53. Строгановские постройки. Сравнительный анализ.
54. Жилые палаты XVII в. в Москве.
55. Крепости XVI – XVII вв.
56. Московские храмы с крещатым сводом. Анализ конструкций и путей их развития.
57. Сравнение старого собора Донского монастыря и церкви Покрова в Рубцове.
58. Оборонительные сооружения монастырей XVII в.
59. Московские церкви середины XVII в. Сравнение пятиглавых и шатровых вариантов храмов.
60. Усадьба Аверкия Кириллова в Москве. Сравнение фасадов середины XVII с главным фасадом начала XVIII в.
61. Типология храмов в ярославской архитектуре XVII в.
62. Анализ композиции храмов Верхней Волги XVII в.
63. Типы наличников в московской, ярославской и других школах зодчества XVII в.
64. Изразцы в русской архитектуре XVII в.
65. Сравнение московских и ярославских храмов середины XVII в.
66. Типы деревянных храмов XV – XVIII в.
67. Местные особенности русского деревянного зодчества XVI – XVIII в. на Северной Двине, Онеге, Мезени и др. местах.
68. Многоглавые деревянные храмы XVII – XVIII вв. Сопоставление композиций.
69. Типы деревянных колоколен. Анализ их конструктивных схем и композиционной роли в архитектуре храмов.