Смекни!
smekni.com

Геологическая история русской платформы в позднем палеозое (стр. 2 из 4)

Наибольшим распространением в карбоне пользуются карбонатные осадки, а в подчиненном количестве находятся песчано-глинистые, Распределение фаций в каменноугольных отложениях характеризуется большой сложностью ввиду быстро менявшейся палеогеографической обстановки и прихотливости очертаний береговых линий водоемов. Классическим разрезом карбона считаются разрезы южных окраин Московской синеклизы, где выделяются все три отдела и все ярусы, кроме башкирского. Карбон начинается здесь турнейским ярусом, за­легающим местами с незначительным перерывом на верхнем девоне. Нижняя часть турне представлена известняками с прослоями глин (30 м), а верхняя — глинами и песками (10—12 м). В результате под­нятий, охвативших платформу в раннем визе, отложения визейского яруса налегают с размывом на нижележащих толщах, причем вели­чина этого перерыва увеличивается в западном направлении, но раз­мыв был различный в разных местах, достигая первых десятков метров. Нижняя часть и низы средней части визейского яруса слагаются пере­слаивающимися континентальными речными, озерными и болотными отложениями: глинами, песками, песчаниками, реже известняками, мер­гелями резко меняющейся мощности, от первых десятков метров до 0,4 км. С этими отложениями связаны прослои каменного и бурого углей (мощность угленосного горизонта 5—10 м), образующими место­рождения Подмосковного бассейна (лимническая угленосная форма­ция). В пределах Волго-Уральской области с нижневизейскими песча­ными толщами связаны месторождения нефти. На севере плиты» у Тихвина, к этим же отложениям приурочены бокситы и огнеупорные глины. Местами встречаются залежи озерных железных руд. Форми­рование угленосных пород происходило в условиях обширных низмен­ных равнин, в дельтах медленно текущих по ней рек. Именно в визей-ском веке впервые началось интенсивное углеобразование. Широкое развитие терригенных пород в ранневизейское время обусловлено под­нятиями по северо-западной и западной периферии Русской плиты.


В среднем и позднем визе и в начале серпуховского века огром­ные пространства плиты были заняты мелководным морем, в котором отлагались известняки и доломитизированные известняки, достигаю­щие 0,25 км мощности в восточных районах. В конце серпуховского века вновь происходит поднятие и отложение башкирского яруса в цен­тре и на юге Московской синеклизы отсутствуют, но они присутствуют восточнее, где представлены на западе маломощной пачкой глин, пес­ков и песчаников прибрежно-морского и континентального происхож­дения. На восток они замещаются известняками (0,25 км). В поздне-башкирское время поднятия охватывают центральную часть плиты и низы московского яруса представлены маломощными (до 70 м) песча­никами, глинами, местами сульфатными, красноцветными, отложив­шимися в лагунных, дельтовых и континентальных условиях (верейский горизонт). Остальная часть московского яруса слагается в низах мергелями, известняками и доломитами с прослоями глин и песков, а выше — чистыми известняками. Мощностть среднего карбона увели­чивается от 0,1 км на западе до 0,4—0,5 км на востоке. Верхний кар­бон сложен известняками (0,1—0,4 км), в которых примесь терригенного материала нарастает к западу.

Таким образом, каменноугольные отложения центральных районов Русской плиты характеризуются преимущественно карбонатными поро­дами, лишь в нижнем визе и в низах московского яруса встречаются песчано-глинистые толщи, фиксирующие собой размывы. Максималь­ные мощности карбона достигают в Московской синеклизе 0,4 км, а на востоке и юго-востоке плиты превышают 1,5 км.

Разрез карбона на западе плиты, в Львовско-Волынском угленос­ном бассейне, отличается от вышеописанного тем, что в нижнем визе распространены известняки, а угли появляются в верхнем визе и в баш­кирском ярусе среднего карбона, причем угленосная толща достигает 0.4 км, а суммарная мощность карбона — 1 км.

Каменноугольные отложения Донбасса, складчатое сооружение которого вдается в тело платформы и, по существу, не принадлежит ей, резко отличаются от таких же по возрасту отложений, как Днепров­ского прогиба, так и других районов Русской плиты. Несомненно, что Донбасс тесно связан с геосинклинальными структурами северной ча­сти Скифской плиты. По простиранию он переходит в Днепровско-Донецкий авлакоген, но внутриплатформенной структурой не является. Для того чтобы яснее представить себе отличия Донбасса и его тек­тоническую позицию, мы рассмотрим его здесь, в разделе о платфор­ме," хотя, строго говоря, это следовало бы сделать в главе о палеозой­ской Скифской плите.

Исключительный интерес представляют собой каменноугольные отложения Донбасса, обладающие огромной (более 20 км) мощностью и полнотой разреза. Отложения нижнего карбона в составе турнейского яруса и нижнего визе, с резким размывом залегающие на докембрийских и девонских отложениях, представлены доломитами и известня­ками мощностью не более 0,5 км. Но начиная с верхнего визе картина резко меняется и на смену известнякам приходит колоссальная толща паралической угленосной формации верхнего визе — нижней части верхнего карбона. Эта продуктивная толща сложена чередующимися прослоями песчаников, алевролитов, аргиллитов, известняков и углей, причем на долю известняков приходится не более 1%, а на долю углей — 1,1—1,8%. Весь остальной объем толщи представлен алевро­литами, аргиллитами (до 85%) и в меньшей степени — песчаниками (до 45%). Несмотря на то что пласты известняков не превышают 1—

3 м мощности, они выдерживаются на большом расстоянии и являются прекрасными маркирующими горизонтами. Отложения верхнего визе и намюра достигают 3 км мощности, среднего карбона — 6 и верхне­го — 3 км. Со второй половины верхнего карбона угленосность быстро падает, появляются красноцветы и разрез венчается континентальными песчано-глинистыми пестроцветными отложениями верхов верхнего карбона — араукариевой свитой с окаменевшими стволами арау­карий.

Таким образом, низы нижнего карбона представлены морскими фациями, верх нижнего, средний и верхний — морскими, лагунными и континентальными. Суммарная мощность карбона превышает 10— 12 км, а восточное г. Шахты достигает 20 км. Для каменноугольных отложений характерна ритмичность, являющаяся следствием пульси­рующих тектонических движений, во время которых поднятия чередо­вались с опусканиями. К западу угленосность быстро сокращается, так же как и общая мощность карбона, не превышающая на западе Днепровско-Донецкого прогиба 0,3—0,5 км, но в центральных частях дости­гающая 12,5 км. До башкирского века включительно в этих районах преобладают морские условия осадконакопления, а начиная с москов­ского века — континентальные. Угленосные толщи Донбасса являются классическим примером паралической формации, образовавшейся в быстро меняющейся палеогеографической обстановке, когда неглу­бокое море уступало место лагуне или даже прибрежной зоне. И такое чередование условий происходило сотни раз. Периоды углеобразования характеризовались влажным и жарким климатом, а в остальное время он был более сухим, но также жарким.

Для каменноугольного периода необходимо подчеркнуть ясно выраженную меридиональную ориентировку главных прогибов. Восточные области Русской плиты погружались гораздо интенсивнее западных и центральных, и там господствовали условия открытого, хотя и неглубокого морского бассейна. Волны поднятий, имевших ме­сто в позднем турне — раннем визе, позднем визе, в раннебашкирское и раннемосковское время лишь кратковременно прерывали -устойчивое погружение плиты. Позднекаменноугольная эпоха характеризовалась медленными поднятиями, в результате которых море мелело и в жар­ком сухом климате накапливались доломиты, гипсы и ангидриты. Но наибольшим своеобразием отличалось ранневизейское время, во время которого существовали довольно расчлененный рельеф, крайне слож­ная фациальная обстановка и гумидный климат, способствовавшие накоплению углей и бокситов на севере.

В пермский период структурный план платформы в целом насле­дует таковой каменноугольного периода. Особенно тесная литологическая связь существует между верхним карбоном, ассельским и сакмарским ярусами нижней перми. Во второй половине пермского перио­да на платформе происходят поднятия, индуцированные орогеническими движениями в замыкающейся Уральской геосинклинали. Область накопления осадков приобретает еще более четкую меридиональную ориентировку, явно тяготея к Уралу. По восточной границе платфор­мы с растущими горными сооружениями Урала в пермское время закладывается Предуральский краевой прогиб, в процессе своего раз­вития как бы «накатывавшийся» на платформу. Как и в каменноуголь­ное время максимальная мощность пермских отложений наблюдается на востоке. Пермские морские отложения характеризуются довольно бедной фауной, что обусловлено повышенной или пониженной солено­стью бассейнов того времени. Пермские отложения широко

распространены в пределах платформы, обнажаются на востоке, юго- и севе­ро-востоке. В Прикаспийской впадине пермские отложения известны в соляных куполах, по данным бурения и геофизики они имеют мощ­ность в несколько километров. На западе Русской плиты пермь извест­на в Польско-Литовской и в Днепровско-Донецкой впадинах.