Смекни!
smekni.com

«Слияния и поглощения как основная стратегия транснациональных корпораций в современном мировом хозяйстве» (стр. 6 из 9)

Таким образом, можно сделать вывод, что процессы M&A довольно хорошо изучены в теории. Несмотря на то, что есть множество их определений, не всегда совпадающих, суть их сводится к одному: к концентрации. Как стратегия ТНК M&A играют огромную роль, каким бы мотивом эти сделки не были продиктованы.
2. Современные тенденции и динамика сделок слияний и поглощений в мире

2.1. Новая волна слияний и поглощений как фактор глобализации мирового хозяйства

Мировой объем сделок по слияниям и поглощениям (M&A) в 2005 году вырос на 38% до $2,9 трлн.[23]. Наиболее активными в области M&A секторами экономики стали телекоммуникационный, где в текущем году проведены сделки на сумму $185 млрд, и сектор платного здравоохранения ($119 млрд). Крупнейшим мировым слиянием в 2005 году стала покупка Gillette Co. компанией Procter & Gamble за $60,8 млрд. Наиболее активными в области M&A секторами экономики стали телекоммуникационный, где в текущем году проведены сделки на сумму $185 млрд, и сектор платного здравоохранения ($119 млрд).

На перспективы внушительного роста активности компаний в области слияний и поглощений также указывают эксперты инвестиционных фирм. В середине ноября глава Lehman Brothers Holdings Inc.(LEH), Ричард Фулд (Richard Fuld) сказал, что, по прогнозам компании, объём сделок по слиянию и поглощению в следующем году увеличится на 20% по сравнению с 2005 годом. Хотя в начале века наблюдалось падение в мировом масштабе сделок по слияниям и поглощениям (на 48% с 2001 по 2002 г.) [16], что стало одним из следствий падения общего уровня иностранных инвестиций (на 21% с 2001 по 2002г.). Это можно объяснить нестабильностью в мире, войной в Ираке, что повлекло за собой снижение уровня цен на биржах и увеличение рисков. Высокая значимость механизма слияний и поглощений для мирового инвестирования и современных стратегий ТНК и ТНБ сохраняется: большая часть прямых иностранных инвестиций, если ориентироваться на статистику ООН, приходится именно на такие сделки. Анализ позволяет сделать вывод, что процессы слияний и поглощений в мировом хозяйстве являются объективной тенденцией, которая также, хотя и с некоторым «запаздыванием», проявляет себя и в России.

Если сравнивать активность компаний в области слияний и поглощений в 2005 году по отдельным регионам, то в США объем M&A в 2005 году вырос на 30%, а в Европе – на 49%. В текущем году объем сделок по M&A у американцев и европейцев сравнялся и составил $1,1 трлн. (долгое время США лидировали по данному показателю). Азиатский регион в этом отношении серьёзно отстал от США и Европы. В 2005 году там было объявлены сделки по слиянию и поглощению на $312 млрд. Согласно оценкам агентства Morgan Stanley, в следующем году объём сделок по слиянию и поглощению в Азиатском регионе увеличится на 20%. Из заключённых в этом году в Азии сделок стоит выделить образование крупнейшего в мире по размерам активов банка в результате слияния UFJ Holdings Inc. с Mitsubishi Tokyo Financial Group Inc. [17]

Как известно, сделки между крупнейшими ТНК мира, в основном, носят трансграничный характер. Поэтому особый интерес представляет проследить динамику трансграничных M&A. Наиболее полные данные об этом дает World investment report [19]. В 2004 г. трансграничные M&A возросли на 28% до 381 млрд. долл. Количество сделок, заключенных в 2004 г. по трансграничным СИП, составило примерно 5100, что на 12% выше уровня предыдущего года. Также продолжился рост доли мега-слияний и поглощений (суммы сделок свыше 1 млрд. долл.) в общей стоимости сделок M&A. Самой крупной сделкой в 2004 г. стала сделка по поглощению испанской компанией Hispano великобританской компании Abbey National – 15,8 млрд. долл. Эта сделка по стоимости была почти такой же, как наиболее крупная сделка в 2003 г., однако ее стоимость составила лишь одну тринадцатую самой крупной сделки, которая когда-либо происходила (сделка по поглощению Mannesmann компанией Vodafone).

Трансграничные M&A выросли значительнее на местном и региональном уровне, чем на глобальном. Например, между странами ЕС (15 его членов) стоимость таких сделок выросла в 2004 г. на 57% до уровня в 99 млрд. долл., что составляло 57% всех сделок M&A в этом регионе в данном году (в 2003 г. аналогичная цифра составила 52%).

Причинами, повлиявшими на рост сделок M&A, по мнению аналитиков, стали низкие ставки процента, возросшие прибыли корпораций, увеличение цен активов по сравнению с 2003 г. (что отразилось на росте индексов на фондовых биржах). Кроме того, рост стоимости и количества сделок по трансграничным M&A был обусловлен ростом стоимости многих компаний из развитых стран в результате данных сделок. В развивающихся странах, где такие сделки менее распространены, поскольку лишь немногие фирмы из этих стран привлекают иностранные инвестиции и по-прежнему существуют значительные ограничения по сделкам M&A, также наблюдался рост трансграничных M&A. Их стоимость выросла на 36%, достигнув отметки в 55 млрд. долл., что составляет две трети от пика, достигнутого в 2001 г. особенно сильный рост трансграничных покупок наблюдался в Китае и Индии, где стоимость сделок удвоилась по сравнению с 2003 г., и достигла своих рекордных цифр 6,8 млрд. и 1,8 млрд. долл. соответственно.[19] Впервые Китай стал самой главной страной – целью для трансграничных M&A среди развивающихся стран. В Индии этому тренду способствовала политика либерализации. В Китае же движущими факторами стали быстрый экономический рост и либерализация, особенно после вступления его в ВТО.

Активизация рынка M&A в последние годы связана с улучшением состояния мировой экономики, – полагают аналитики. «В 1990-х мы уже столкнулись с бумом на рынке M&A. Однако затем в 2001–2002 годах произошел кризис, который во многом был вызван ростом дефицита финансовых ресурсов. Это привело к спаду объемов сделок по слиянию и поглощению. Но теперь, когда макроэкономическая ситуация снова стала улучшаться, пошли и сделки по M&A», – говорит Ольга Беленькая, менеджер компании «Финам». Хотя многие аналитики утверждают, что начавшийся резкий рост M&A не может быть целиком объяснен рациональными причинами. Скорее, он носит иррациональный характер, поскольку примерно половина всех сделок M&A признаны неудачными.

В то же время Олег Солнцев из Центра макроэкономического анализа отметил, что точно подсчитать данные по M&A невозможно. В действительности объем этого рынка может быть существенно больше. «Далеко не все сделки по слиянию и поглощению раскрываются перед общественностью. Например, в банковском секторе в 50% случаях сумма сделок не раскрывается», – утверждает эксперт.

Примером глобализации деятельности компании и превращения ее в ТНК путем трансграничных M&A может стать компания Deutche Telecom. Компания Deutche Telecom, некогда германский монополист в области телекоммуникаций, взяла в 1998 г. курс на экспансию с целью занять достойное место на глобальном рынке телекоммуникационных и информационных услуг. Будучи основным продавцом прежде всего телефонных услуг на рынке Германии и обладая значительной массой абонентов, компания имела достаточно свободных средств, чтобы произвести требуемые для этого инвестиции. Уже в 1998 г. обнаружились тенденции потери компанией ведущих позиций на рынке, что было связано как с «неповоротливостью» бывшего государственного предприятия, так и с деятельностью различных антимонопольных организаций, вынуждавших компанию открывать рынок для появлявшихся конкурентов.

В рамках концерна была образована подструктура, непосредственно подчиняющаяся высшему руководству, целью которой являлась разработка стратегии выхода Deutche Telecom в ряды глобальных игроков, а также ее реализация с помощью слияний и поглощений в ряде стран. Структура подразделения отражала географические направления ее деятельности, включая следующие 4 региона: Америка, Азия и Океания, Западная Европа и Центральная и Восточная Европа, с офисами в ведущих странах этих регионов. Кроме того, к подразделению относятся отдел, состоящий из специалистов по проведению сделок слияний/поглощений, 2 независимых отдела по инвестиционному консалтингу и высший совет, принимающий окончательные решения относительно инвестиций.

«Рост через интернационализацию» — под таким лозунгом началась кампания по приобретению иностранных активов. Уже в 2000 г. отношение чистого дохода, полученного за границей, к его общей величине увеличилось по сравнению с предыдущим годом с 11 до 19%. В 2002 г. эта цифра составила уже 25%. После приобретения американских компаний VoiceStream и PowerTel к июню 2001 г. количество сотрудников, занятых за рубежом, превысило за 36000.

Как глобальный продавец телекоммуникационных и информационных услуг «Телеком» делает ставку на 4-х основных направлениях, нашедших отражение в его структуре: мобильная связь (T-Mobile), Интернет-услуги (T-Online), системные решения (T-Systems) и фиксированная связь (T-Com).

После приобретения ряда мобильных операторов T-Mobile стала крупнейшим в мире оператором в стандарте GSM, включая кроме прочих и большинство операторов Центральной и Восточной Европы в Хорватии, Польше, Словакии, Чешской Республике, Украине, Венгрии и России. Приобретение Debis Systemhaus cделало T-Systems одной из крупнейших в мире компаний по системной интеграции и 2-м по величине провайдером подобных услуг в Европе, обслуживающим таких крупнейших клиентов, как Mercedes. Следует отметить, что именно рынок системной интеграции, с ежегодным темпом роста в 20%, обещает быть одним из наиболее интересных в будущем. Подразделение обладает на сегодняшний день порядка 40000 сотрудников в 20 странах мира с 10 млрд. прибыли. Клиентская база T-Com состоит из 41 млн. частных клиентов и 350000 юридических. В результате активного приобретения иностранных активов доля выручки, получаемой за границей, постоянна росла и достигла в области фиксированной связи в первом полугодии 2002 г. 33% (в соответствующем периоде 2001 г. — 27%).

Как и большинство компаний, Deutche Telecom концентрируется на отдельных направлениях, стараясь избавиться от остальных побочных функций (так называемый аутсорсинг).