Шумит,
Бежит
Гвадалквивир.
М.И.Глинка услышал именно эту прерывистость стиха и еще более подчеркнул это взволнованным, торопливым музыкальным ритмом. Иначе у А.С.Даргомыжского. Его декламация строк спокойна, отнюдь не тороплива, Гвадалквивир «шумит», но не бежит, а плавно несет свои воды. Соответствуя общему образному содержанию и рисуя пейзаж, манера интонирования вступает в некоторое противоречие с образами стиха. Этот пример показывает, что не существует незыблемых «эталонов» музыкальной интерпретации ритма.
Ритмичность стихотворной речи усиливается тем, что в пределах стихотворной строки чередование ударных и безударных слогов подчинено определенному порядку или стихотворному размеру, который образуется из
определенного сочетания стоп, состоящих из 2-3 слогов. В русской классической поэзии 18-19 вв. распространены конкретные стихотворные размеры /приложение №1,таблица 1.2/, /41/.
Для доказательства содержательной выразительности и смысловой стихотворно-метрической формы стиха, приведем эксперимент, который проделывал известный литературовед, пушкинист С.М.Бонди с четырехстопным ямбом, которым написан "Евгений Онегин".
Мой дядя самых честных правил,
Когда не в шутку занемог,
Он уважать себя заставил
И лучше выдумать не мог.
У каждой строки романа отбрасывался 1-й слог и видоизменялся ритмический рисунок стиха: четырехстопный ямб превращался в трехстопный хорей, получалось нечто такое:
Дядя самых честных правил,
Он не в шутку занемог –
Уважать себя заставил,
Лучше выдумать не мог.
Исчезло не только очарование пушкинских строк, но и его интонационно-ритмическое богатство, пропадает больше - некий содержательный образ, создаваемый и закрепляемый в нашем сознании этим стихом. И ритмический слух противится тому, чтобы "приплясывающий" ритм приведенных строчек служил основой стиховой формы.
Образ лирического чувства воплощен в строках "Я помню чудное мгновенье..." не только в прямом значении слов, но и с помощью того особого ритмического дыхания, которым отличается в стихотворении каждая отдельная строфа. Вслушиваясь в ритм, передающий эмоциональное состояние лирического субъекта, оттенки его душевных переживаний (ритм не монотонен), он все время меняется, приобретает динамичную пульсацию. Радостное озарение памяти в начале стихотворения - это одна ритмическая "тема":
Я помню чудное мгновенье:
Передо мной явилась ты,
Как мимолётное виденье,
Как гений чистой красоты.
Ритмически-интонационно это не похоже на медлительно-долгое, растянутое во времени и пространстве унылое существование поэта «без божества, без вдохновенья, без слёз, без жизни, без любви».
В глуши, во мраке заточенья
Тянулись тихо дни мои…
При этом разнообразный ритм, подчеркивающий и поэтически усиливающий несходство между собой разных периодов жизни лирического героя, достигнут А.С. Пушкиным не за счет использования метрического материала, а посредством такого ритмического рисунка строф, когда в рамках единого размера (четырехстопного ямба) - происходит меняющееся чередование полноударных стоп и пиррихиев (так называемых ускорений)/21/
Прав В.В.Маяковский, называя ритм основной силой, основной энергией стиха. Именно ритм усиливает ощущение пустынности, одиночества в стихотворении М.Ю.Лермонтова «Утес». Ритм, чутко передающий настроение Утеса, диктует перерыв, перебой в ритмически плавном течении стиха, резко нарушает мягкость и равномерность звуковых волн. Лермонтов выделяет из общей ткани произведения шестой стих: в противоречии со всеми остальными строками, где ударение падало на третий слог («но-че-ва-ла», «зо-ло-та-я»), он (шестой стих) имеет акцент на первом слоге: «ста-ро-го». Поэтому слово «о-ди-но-ко», данное в этой строке с ударением вновь на третьем слоге, приобретает необыкновенную выразительность; глубоко выявляется идея одиночества, ставшая лейтмотивом стихотворения. Именно ритм, разделяющий слова паузами в конце строк, цезурами внутри них, делает стихотворное движение прерывистым, тревожным, напряженным, нервным, что дает удачную звуковую параллель к переживаниям покинутого Тучкой Утеса, привлекает внимание к образному значению слов. Ритмическая пауза дает время вникнуть в слово, которое становится как бы интонационно самостоятельным:
Но остался влажный след в морщине
Старого утеса. Одиноко
Он стоит, задумался глубоко,
И тихонько плачет он в пустыне.
Таким образом, для организации стихотворения со стороны ритма показательно, что ведущей ритмической единицей является не стопа (стихотворение написано пятистопным хореем), а слово или группа слов, объединенных одним интенсивным ударением /37/.
1.2. ОСНОВЫ ПОНЯТИЯ «ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ»
Художественный образ - всеобщая категория художественного творчества, присущая искусству форма воспроизведения, истолкования и освоения жизни путем создания эстетически взаимодействующих объектов. Художественный образ (в общем смысле) - способ существования произведения, взятого со стороны его выразительности, впечатляющей энергии и значимости.
(БСЭ)
Художественный образ - специфическая для искусства форма отражения действительности и выражения мыслей и чувств художника
(Эстетический словарь)
В каждом виде искусства художественный образ имеет особую структуру, обусловленную с одной стороны, особенностями выражаемого в нём духовного содержания, а с другой стороны - характером материала, в котором содержание это воплощается.
Так, в архитектуре художественный образ статичен, в литературе динамичен, в живописи изобразителен, а в музыке - интонационен. Художественный образ предстает в образе человека, как образ природы, как вещь, или соединяет представление человеческого действия и среды, в корой оно развертывается. Но во всех случаях способом восприятия художественного образа является не только одно созерцание, но и переживание. Художественный образ имеет разные масштабы. Самый малый - «микрообраз» - это мельчайшая единица художественной ткани произведения искусства (тропы в поэзии - метафоры, метонимии, сравнения и т.п.; мелодические попевки в музыке). «Макрообраз» - это персонаж в романе, пьесе, музыкальная тема в симфонии или образ действия - сюжетный ход, композиционно-ритмическая структура произведения. «Мегаобраз» - единый образ природы и человека. Общие черты художественного образа по-разному проявляются в видах искусства. Принято говорить о двух основных типах:
• пространственные или предметно-изобразительные искусства (живопись, скульптура);
• временные (литература, музыка).
В некоторых искусствах эти два типа сочетаются: танец, пантомима быть отнесены к пространственно-временным видам. Театр - синтетическая форма, объединяющая несколько видов искусства (живопись декоративного оформления, литература, музыка, танец).
Первоистоки музыки - в живой человеческой речи, ее интонациях. Человек волнуется — его голос становится громче, темп речи убыстряется, сердится - реплики становятся похожи на выкрики. Хочет выразить нежность - голос звучит тише и проникновеннее. «Мы называем художественным образом то явление в музыке, литературе или изобразительном искусстве, которое отражает какое-то важное, существенное событие в жизни» /Д.Б. Кабалевский/.
С этим перекликается и то, как звучит музыка. Слушая ее, мы как бы внимаем «голосу» композитора. Он не однотонен, а многозвучен и воспринимается как своего рода «речь» обращенная к слушателям. Сам по себе звук лишен непосредственной идейно-эмоциональной выразительности, но звуки, связанные в целостную мелодию, согласованные друг с другом в определенном ладе, подчиненные темпу и ритму, вызывают в душе у слушающего отзвук, пробуждают эмоции и воображение, заражают настроением.
В восприятии музыки особенно заметна роль творческого соучастия слушателя. Он не просто проникается тем, что «говорит» ему музыка, пробуждается его собственный мир переживаний и представлений.
Образ - в музыке это особенно ясно выражено — рождается как бы в соавторстве композитора и слушателя. Впечатление от музыки безотчетно в том смысле, что оно не закреплено в слове, выражается в потоке чувств, настроений, мысленно увиденных, смутно пережитых картин, воспоминаний /8, 10, 23, 40/.
Сила искусства заключается в том, что оно увлекает, захватывает зрителя, читателя, слушателя. И это отнюдь не нечто второстепенное, побочное по отношению к его важнейшим функциям. В любом значительном художественном произведении содержится или, точнее, реализуется своя «сверхзадача» - вызвать у людей определенные чувства, мысли, оказать на них эмоциональное воздействие. Это не значит, что истинный художник постоянно отыскивает и исповедует какие-то особые, дополнительные способы и средства в сравнении с теми, которые выражают его основной замысел. «Сверхзадача» произведения осуществляется всем его образным строем, совокупностью различных его компонентов.
Художественный образ - это обобщение, его можно и целесообразно соотносить с закономерностями и законами, которые открывает наука. Художественный образ и закон «упорядочивают» окружающий нас мир. В то время как закон устанавливает ранее неизвестные постоянные связи между явлениями, художественный образ концентрирует в себе различные черты и свойства характерного, общезначимого. Один выявляет свою силу через отвлечение от многих частных особенностей объектов и процессов, другой - путем обобщения многокрасочного мира, потока жизни посредством синтеза человеческих чувств, красоты /23,40/. Закон безличен. Он не терпит ни малейшей примеси субъективного. В свою очередь, художественный образ представляет собой соединение объективного и субъективного. Это сочетание у разных художников имеет