Четвертое направление помогает хормейстеру развить у певцов контрастного сопоставления образов и плавного их развития ассоциации зрительного ряда. Например, певческий звук может формироваться под влиянием настроения, вызванного живописные яркие картины М.Сарьяна, мягкие, прозрачные, тона картин В.Борисова-Мусатова... поэтических метафор можно создать звуковой контраст антонимы. При исполнении упражнения ищутся краски, передающие контрастные настроения, заложенные в прочтенных хору стихах:
Ликуя и скорбя (А. Блок)
С улыбкой и в слезах (В. Шекспир)
Мы робки и добры душой,
ты горд и смел (А. Пушкин)
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Подводя итоги исследования необходимо отметить, что песня является неиссякаемым источником творческого поиска и формирования представлений о звуковой выразительности поэтического текста в раскрытии художественного образа.
Обучение навыкам пения и анализу поэтического текста на уроках музыки ведет к познанию произведений мастеров песенного жанра, способствует обогащению внутреннего мира школьников, формирует их эстетические чувства, развивает, активизирует личность.
Опираясь на опыт ведущих педагогов и исследователей, теоретические положения, выработанные поэтологами, были реализованы методические разработки по теме исследования. В ходе работы нам удалось доказать, что объективной основой создания выразительного исполнительского образа является осознанный подход к поэтическому тексту и музыке произведения, как целостному художественно-образному явлению, каждый элемент которого подчинен художественной идее и выполняет определенную функцию в сложной системе взаимодействия средств выразительности, избранных авторами данного произведения.
Перед началом работы нами была поставлена цель исследования: теоретически изучить роль звуковой выразительности слова песни в раскрытии художественного образа на уроках музыки в 7 классе. Реализации данной цели помогали задачи, которые решались на протяжении всей работы. В работе мы исходили из гипотезы, что анализ звуковой выразительности поэтического текста школьной песни способствует более детальному раскрытию художественного образа.
В работе обобщены методы использования звуковой выразительности поэтического текста, использование которых поможет студентам и начинающим педагогам сделать процесс обучения более эффективным и продуктивным.
Литература
1. Абраменко В.И. Психология характера школьников подросткового возраста. Киев,1974
2. Аванесов Р. И. Русское литературное произношение. М.,1984
3. Балашов В.Поэтическое слово и вокальная интонация. М.,1977
4. Бондарко Л.В. Звуковой строй современного русского языка. М.,1990
5. Былинович И.С. Развитие музыкально-творческих навыков младших подростков на занятиях хорового кружка. Мн.,1990
6. Васина – Гроссман В.А. Музыка и поэтическое слово.М.,Музыка, 1972
7. Гончаров Н.И. Звуковая организация стиха и проблема рифмы. М.,1973
8. Горанов К.И. Художественный образ и его историческая жизнь. М.,1970
9. Гришанович Н.Н. Музыка в школе.Мн., ЧУП «Юнипресс», 2006
10. Живов В.В. Исполнительский анализ хорового произведения. М.,Музыка,1987
11. Жирмунский В.М. Задачи поэтики. Л.,1977
12. Кабалевский Д.Б.Воспитание ума и сердца: книга для учителей. М.,1984
13. Колесов Д.В., Мягков И.Ф. Учителю о психологии и физиологии подростка. М.,1986
14. Саркисян К.Б.Работа над выразительностью звука при распевании хора. Куйбышев,1984.
15. «Большой энциклопедический словарь» М.,1997
16. «Литературный энциклопедический словарь» М.,1987
17. Наумович А.Н.Интонация и пунктуация как средства конкретизации смысла предложений-высказываний.Вести№1,1995
18. «Хрестоматия по музыке и пению.Седьмой класс»М.,1991
19. Программа по музыке для общеобразовательной школы. Мн.,2000
РАЗМЕР | СХЕМА | ПРИМЕР | |
Дактиль- | «Суетен будешь / Ты, человек...» А.П.Сумароков «Всадника хвалят: хорош молодец...» Ф.Г.Волков «Где твое личико смуглое...» Н.А.Некрасов. | ||
Метр с сильным местом на 1 слоге стопы. Основные размеры: 2-стопный |
UU | ||
4-стопный | |||
4-Зстопный | |||
АмФибрахий- | U|U | «По синим волнам океана...» М.Ю.Лермонтов. «Гляжу, как безумный на черную шаль...» А.С.Пушкин | |
Стихотворный метр с сильным местом на 2 слоге. Основные размеры: 3-стопный | |||
4-стопный | |||
Анапест- | UU| | «Что ты жадно глядишь на дорогу...» «Не гулял с кистенем я в дремучем лесу...» Н.А.Некрасов | |
Стихотворный метр с сильным местом на 3 слоге стопы. 3-стопный | |||
4-стопный | |||