Смекни!
smekni.com

Методические рекомендации для педагогов, специалистов образовательных учреждений, родителей (стр. 15 из 34)

Первоначально дается схема, в которой не больше трех поворотов дорожки. В последующих задачах количество поворотов увеличивается до шести. По первой схеме педагог помогает детям искать зайку. Следующую схему он уже дает кому-нибудь из детей, и ребенок ищет зайку самостоятельно. Если ребенок выполняет задание верно, он получает фишку, ему предлагается новая схема, а если ошибается - схему получает другой ребенок.

Найди игрушку

Цель: учить детей ориентироваться по плану в групповой комнате.

Оборудование: фланелеграф, вырезанные из картона один большой и восемь маленьких прямоугольников, шестнадцать маленьких квадратиков, обозначающих стол педагога, столики и стульчики детей; волчок или другая игрушка, которую прячут; маленький кружок красного цвета, с помощью которого на плане отмечается, куда спрятана игрушка.

Речевой материал: посмотри, тут, там, слева, справа под, ищи, сравни, где? названия игрушек, используемых в игре.

Ход игры

Игра проводится в групповой комнате. Дети рассаживаю за столиками, перед ними - фланелеграф. На фланелеграфе педагог при участии детей делает план комнаты: сначала он отмечает на плане расположение окон и дверей, затем помещает большой прямоугольник - стол педагога, далее - маленькие прямоугольники и квадратики - детские стульчики и столики. При этом называются имена детей, сидящих за каждым столиком.

Такое поэлементное составление плана облегчает ориентировку детей в одинаковых объектах, которыми являют детские столики.

Далее один из детей выходит из комнаты, а педагог вместе с остальными ребятами прячет игрушку, заранее условленную, делая отметку на плане красным кружком. Пользуясь этой отметкой, водящий отыскивает игрушку. Водящими по очереди становятся все дети. Педагог следит за выполнением, помогает при затруднениях, обращает внимание ребенка на окружающую обстановку и план.

Усложнения:

· усложняется план-схема - на плане дается вся групповая комната;

· отмечаются наиболее выделяющиеся в комнате предметы: мебель, телевизор и пр.

Три медведя

Цель: учить детей пользоваться моделью расположения предметов в пространстве.

Оборудование: два фланелеграфа, контурные изображения домика, двух-трех деревьев и бумажные фигурки трех медведей: большого, среднего и маленького, три бумажные полоски разной длины, таблички.

Речевой материал: посмотри, большой, средний, мал кий, там, тут, слева, справа, из дома, медведь к дому, сделай также.

Ход игры

Дети сидят перед фланелеграфами, которые стоят рядом друг с другом. На одном фланелеграфе размещаются домикицентре) и деревья. В углу фигурки трех медведей. На другом - полоски разной длины (тоже в углу).

Педагог сообщает: «К нам в гости пришли три медведя. Они загадают загадки. Вы будете отгадывать. Надо узнать, куда и откуда они идут». Дети внимательно рассматривают фланелеграф с бумажными полосками и потом на другом фланелеграфе расставляют медведей также, как расположены бумажные полоски.

Ведущий (сначала это педагог) расставляет бумажные полоски в любом порядке и в любом месте фланелеграфа. Например, полоски размещаются в левой части фланелеграфа: сначала большая, потом маленькая, затем средняя. Затем кто-нибудь из детей расставляет также фигурки медведей на другом фланелеграфе. В данном случае фигурки должны стоять слева от домика: сначала большой мишка, потом маленький и, наконец, средний. Если ребенок ошибается, ему могут помогать остальные дети.

Когда фигурки будут расставлены, ребенок рассказывает, куда и откуда, в какой последовательности шли медведи (например, из леса домой, первым шел большой, за ним маленький и т.д.).

Далее ведущий расставляет полоски в другом месте фланелеграфа и в другой последовательности, и игра продолжается.

Возможен вариант соревнования: дети делятся на команды, кто быстрее и правильно справится с заданием получает фишки и право загадывать.

Что внизу, что наверху

Цель: продолжать учить детей ориентироваться в пространстве листа бумаги.

Оборудование: листы бумаги с картинками, расположенными внизу и наверху, таблички, белые пустые карточки, по размеру закрывающие изображенные на листах картинки.

Вечевой материал: наверху, внизу, названия предметов, игрушек, изображенных на картинках, закрой, кто первый, вы выиграли, молодцы.

Ход игры

Педагог раздает детям по одному-два листа с картинками (в дальнейшем можно увеличить количество листов с картинками), а также белые пустые карточки. Себе берет для образца лист с картинками, объясняет. «Тут наверху кукла, а внизу мяч». «Где кукла? Где мяч? « Педагог дает таблички «вверху» и «внизу». Затем поднимает табличку «вверху елка» и прочитав ее, накрывает соответствующую картинку на листе белой карточкой. Затем задания даются детям устно и на табличках. Дети внимательно слушают, смотрят на таблички, узнав свою картинку, накрывают ее белой карточкой и говорят: «У меня вверху машина (машина вверху)» и т.п.

Выигрывает тот, кто первым закроет свои картинки белыми карточками.

Возможен вариант соревнования: дети делятся на две команды, им раздается определенное равное количество листов с картинками, которые они должны накрыть белыми карточками. Выигравшая команда награждается аплодисментами остальных детей и педагога.

Куда идет ежик?

Цель: развивать зрительное восприятие, внимание, мелкую моторику пальцев рук, ориентировку на листе бумаги.

Оборудование: карточки с рисунками, фломастеры, карандаш или указка (рис. 9).

Речевой материал: куда идет ежик? Гриб, ягоды, яблоко по какой дорожке? Раскрась, найди, названия цветов

.


Рис. 9. К игре «Куда идет ежик?»

Ход игры;

1. Педагог раздает детям карточки и предлагает проследить с помощью указки, карандаша или пальца, куда же ведет каждая из трех дорожек. Ответы могут быть устные или письменные, могут складываться из разрезной азбуки. «Куда идет ежик по этой дорожке? К грибу. Что найдет ежик, если пойдет по этой дорожке? Ягоды». И т.п. Дети могут проследить, куда ведут дорожки, но уже не указкой, а зрительно, называют ответ.

2. Детям раздают карточки и дается задание типа: «Найди дорожку к яблоку». Ребенок должен проверить (зрительно или с помощью указки) дорожки и найти нужную. «Эта дорожка к яблоку». Дорожки могут быть пронумерованы. Могут быть обозначены как верхняя, средняя и нижняя.

3. Детям раздаются карточки, где дорожки не имеют цвета и дается задание: «Раскрась дорожку к яблоку синим цветом» и т.п. Дети, таким образом, должны проследить, куда ведут дорожки, выбрать нужную и раскрасить ее заданным цветом.

Приложение №5

Методы развития восприятия формы у дошкольников с нарушением слуха

Почтовый ящик

Цель: различать форму на ощупь, соотносить плоскостную и объемную формы; учить при тактильном восприятии пользоваться методом проб.

Оборудование: почтовый ящик - коробка с различным количеством прорезей (от двух до десяти) различной конфигурации (круг, квадрат, прямоугольник, овал, полукруг треугольник, шестигранник, трапеция, звезда и т.п.), объемные фигурки, которые проталкиваются в отверстие, ширм или экран.

Речевой материал: возьми, круг, овал, квадрат, треугольник, прямоугольник, протолкни, такой - не такой.

Ход игры

Педагог предлагает ребенку протолкнуть геометрические формы в прорези коробки за экраном (или за ширмой или под салфеткой), не контролируя зрением (допускаются пробы). «Возьми круг, протолкни в коробку». «Смотреть нельзя!»

Усложнение: увеличивается количество прорезей в коробке.

Дай такой

Цель: учить детей при выборе формы по образцу отвлекаться от других признаков.

Оборудование: любой детский конструктор (мягкий из поролона, пластмассовый, деревянный).

Речевой материал: посмотри, будь внимательным, найди такой же, дай такой, положи.

Ход игры

Педагог складывает различные по форме детали от разных конструкторов в коробку (ящик, корзинку, мешочек), перемешивает их, а затем вынимает по одной детали, показывает ребятам и предлагает им найти среди своих деталей (у каждого ребенка так же стоит коробочка с различными деталями) такую же: «Дай такой же». Дети внимательно смотрят и находят необходимую деталь, показывая ее педагогу, говорят: «Вот такой же». Игра продолжается до тех пор пока все детали не будут выбраны из коробок.

Усложнение: сначала детям даются детали конструктора, идентичные по цвету и размеру деталям, находящимся у педагога на столе, а затем детали даются другого цвета и размеров. Ребенок должен, опираясь только на признак формы, предъявить требуемую деталь.

Палочки

Цель: учить детей схематически изображать различные предметы с помощью палочек разной величины, ориентируясь на форму предмета и отвлекаясь от других свойств предмета и деталей.

Оборудование: картинки с изображением разных предметов, палочки различной величины.

Речевой материал: делайте так. Где такой? Покажите Названия изображаемых предметов.

Ход игры

1 вариант. Педагог раздает детям картинки (с табличками) и предлагает детям схематично изобразить предмет < помощью палочек («сделайте так»), если возникают затруднения, то педагог на примере одной картинки дает образец.

2 вариант. Перед детьми картинки с изображениями предметов. Дети называют предметы (по возможности), подбирают таблички. Затем подбирают парные схематичные изображения этих же предметов («где такой?», «покажите»), после чего воспроизводят схему с помощью палочек («сделайте так «), опираясь на образец или по памяти (с отсрочкой)

Форма и цвет

Цели: уточнить знания детей о различных геометрических формах, формах предметов, а так же о цветах (основных и их оттенках), игра направлена также на развитие внимания, мышления, памяти, воображения.