Ход игры
Педагог показывает детям одну из картинок и говорит «Тут нарисован мальчик (девочка). В руке у него... Что? Я не знаю. Придумайте, что может быть в руке». Например, если на картинке нарисован мальчик с палочкой, то можно сказать, что у него флажок, цветок, шарик («Мальчик идет гулять с шариком, цветком»). Дети по очереди придумывают, педагог следит за тем, чтобы не было повторов. Если дети затрудняются, педагог помогает.
Волшебные картинки
Цель: учить детей создавать образы на основе схематического изображения.
Оборудование: набор из пяти карточек для каждого ребенка. Карточка содержит незавершенное схематическое изображение предмета или геометрическую фигуру. Изображение расположено так, что остается свободное место для дорисовывания. У всех детей одинаковые карточки, таблички» карандаши.
Речевой материал: посмотри внимательно, придумай, дорисуй, что это?
Ход игры
Дети рассаживаются за столиками, получают карандаши и наборы карточек. Педагог предлагает: «Давайте поиграем в игру «Волшебные картинки». «Посмотрите свои карточки. Каждую фигуру можно дорисовать. Например, вот так. Что это?» Педагог показывает одну карточку, которой нет у детей, и дорисовывает изображение, дети узнают предмет или игрушку, называют ее. Педагог предлагает детям: «Дорисуйте». Можно попробовать дать детям попытаться самостоятельно выполнить задание, без показа дорисовки педагогом. После того, как дети поняли, что надо делать, они приступают к выполнению задания.
Когда все дети закончили дорисовывать картинки, педагог собирает карточки и рассматривает их. Затем выбирает одну-две оригинальные карточки с картинками из каждой подгруппы. Отмечает наиболее интересные картинки, объясняет, что самые интересные - это необычные картинки, когда ребята придумывают что-то свое, не похожее на другие рисунки. Хорошо, когда получается картинка, по которой можно составить рассказ. При повторе игры детям предлагают для дорисовывания новые фигуры.
Пирамидки
Цель: учить детей анализировать строение предмета с помощью его схематического изображения.
Оборудование: по одной пирамиде на каждого играющего (пирамида состоит из восьми колец, основания и верхушки), пять карточек с контурными изображениями пирамидок, собранных по-разному.
Речевой материал: посмотрите, соберите так, пирамида, верно, неверно.
Ход игры
Педагог раздает детям пирамидки. Он сообщает, что они будут собирать не простые пирамидки, а такие, как нарисованы на картинке. Выигрывает тот, кто первым соберет пирамидку в точном соответствии с картинкой. Педагог показывает первую картинку «Посмотрите, соберите пирамиду так». Дети разбирают свои пирамидки и собирают такую, которая изображена на картинке. Победитель (первый собравший) получает фишку. Педагог предъявляет другую картинку, и игра продолжается.
Если возникают трудности, то педагог просит кого-то из детей объяснить непонимающему, как сложить, или объясняет сам.
Поможем художнику
Цель: учить детей создавать образы на основе схематического изображения.
Оборудование: большой лист бумаги, прикрепленный к доске или фланелеграфу с нарисованным на нем схематическим изображением человека, цветные карандаши или краски, фломастеры, таблички.
Речевой материал: дорисуй, что получилось, что это? Какого цвета? Что делает? и различные другие вопросы по имеющейся схеме, интересно.
Ход игры
Педагог говорит детям: «Мишка-художник рисовал-рисовал и не смог дорисовать несколько картинок, устал. Давайте ему поможем». «Вы придумайте, что можно тут нарисовать». Дети придумывают, говорят педагогу, а он рисует все, что ребята придумают для того, чтобы закончить картину. Педагог должен последовательно задавать вопросы, облегчая детям задачу: «Кто здесь нарисован (мальчик или девочка)? Какого цвета глаза, волосы? Как одет, что несет в руках? Что делает?» и т.д. Дети отвечают по-разному, вместе с педагогом «обсуждают» ответы и педагог выбирает наиболее интересные и зарисовывает, постепенно превращая схему в рисунок. Могут помогать в зарисовке и дети.
Когда рисунок готов, можно составить рассказ из трех-четырех предложений.
Игра повторяется на разнообразном материале.
Можно предложить детям вариант соревнования: разделить на команды, дать одинаковые схемы, кто быстрее и интереснее дорисует.
Можно дать подгруппам разные схемы.
На что это похоже?
Цель: учить детей создавать в воображении образы на основе схематического изображения предметов.
Оборудование: набор из 10 карточек с различными фигурками. На каждой карточке нарисована фигурка, которая может восприниматься как деталь или контурное изображение какого-либо предмета, таблички.
Речевой материал: придумай, вспомни, на что это похоже? Что это такое? Молодец, хорошо придумал.
Ход игры
Педагог показывает детям карточку и предлагает подумать: «На что это похоже? Что это?» Дети думают, затем по очереди предлагают свои варианты. Педагог стремится к тому, чтобы каждый ребенок придумал что-то свое, а не повторял за другими. При показе следующей картинки игра начинается с другого ребенка, таким образом каждый из детей в течение игры получит возможность первым ответить.
Если устное определение предметов затруднено, педагог может предложить ребенку дорисовать, и сам называет то, что нарисовал ребенок, ребенок повторяет.
Материал для предъявления может быть различным:
· бабочка, бант, цветок, самолет и т.д.;
· очки, велосипед, игра (штанга);
· таз, лодка, стакан, ведро, горшок;
· змея, речка, лента, трава;
· мост, горка, радуга;
· капля, листок, морковь, лопата и т.д.
Разложи картинки в свои конверты
Цели: группировать предметы по разным свойствам (форме, цвету, величине), самостоятельно выделять принцип группировки, опираясь на образец; осмысливать и закреплять в слове результат своих действий.
Оборудование: конверты с наклеенными или нарисованными геометрическими формами, разными по цвету и величине, картинки с изображением предметов разной формы и величины, цвета, подносики.
Речевой материал: какой по цвету? Форме? Величине? Что это? разложи.
Ход игры
1-й вариант (проводится со всеми детьми). Играющие сидят за столами. Перед каждым ребенком лежит по три конверта (например, на одном наклеен круг, на другом - треугольник, на третьем - квадрат). У сидящих рядом детей формы не должны повторяться. На подносе перед каждым ребенком несколько картинок, которые он должен разложить по конвертам (яблоко, пуговицу, печенье - положить в конверт, где наклеен круг и т.п.).
Когда картинки будут разложены по конвертам, педагог вызывает к наборному полотну одного из детей и просит его выложить на наборное полотно свои конверты, а под ними вставить картинки из них. Ребенок объясняет свой выбор, остальные проверяют правильность выбора. Используются примерные слова и выражения: «Тут круг. Это яблоко. Яблоко круглое».
2-й вариант. Проводится так же, но картинки различаются по цвету, и на конвертах изображены круги тех цветов, которые использованы при изображении предметов.
3-й вариант. Проводится так же, но картинки различаются по величине.
Усложнения:
· ребенку предлагаются картинки, они лежат в случайном порядке на подносе;
· педагог предлагает ребенку самостоятельно выделить группы картинок:
· по цвету;
· по величине;
по форме;
· по родовому признаку (обобщающие понятия).
· ребенку предлагается: «Разложи». После этого педагог просит ребенка объяснить, почему он так сгруппировал картинки.
Сложи квадраты
(квадраты Никитина -1-2 тип сложности)
Цель: учить составлять целое из разных геометрических фигур.
Оборудование: деревянная рамка, деревянные вкладыши.
Речевой материал: сложи квадрат. Какой по цвету? Будь внимательным. Верно, неверно, поверни, положи по-другому, попробуй еще, сделай так, молодец.
Ход игры
Педагог кладет перед ребенком собранный вариант квадратов, дает время рассмотреть. Затем переворачивает рамку, высыпает вкладыши, перемешивает их и предлагает ребенку попытаться собрать все квадраты снова, соблюдая признак цвета. Если ребенок затрудняется, педагог приходит ему на помощь.
Усложнение: собрать квадрат без рамки.
Где ошибся художник?
Цель: развивать логическое мышление детей, внимание, зрительное восприятие, память, мелкую моторику пальцев рук.
Оборудование: карты с рисунками (размер карты 15x18 см), картонные детали этих же картин, фломастеры или цветные карандаши по количеству детей (см. прил. 9).
Речевой материал: где ошибся художник? Что не верно? Что бывает, чего не бывает? Названия животных и других предметов, названия цветов.
Ход игры:
1. Детям раздаются два варианта картинок: одна раскрашенная с ошибками художника, другая раскрашенная, но основных моментов (ежика, рыбы, птицы) нет. Детям предлагается внимательно рассмотреть картинку с ошибками, найти эти ошибки и исправить их на другой картинке, выложив на нее картонные детали (ежика, рыбы, птицы) туда, куда нужно. Педагог может задать вопросы: «Кто летает? Кто ходит по земле? Кто плавает в воде?» Проверяют все вместе правильность выполнения задания.
2. Детям раздаются цветные картинки с ошибками и им предлагается рассмотреть их, зрительно определить, что же неправильно нарисовал художник. «Найди, где ошибся художник. Чего не бывает?»
3. Детям раздают нецветные картинки с ошибками художника и предлагаются найти эти ошибки и раскрасить их. «Каким цветом раскрасил птицу? Почему неверно? Кто летает?» и т.п.
4. Детям раздаются нецветные картинки с ошибками, и дается задание: «Раскрась птицу красным, воду - голубым» и т.п. Затем, после раскрашивания предлагается найти ошибки художника и указать их, отметив цифрами или фишками.