Смекни!
smekni.com

Методические рекомендации для педагогов, специалистов образовательных учреждений, родителей (стр. 31 из 34)

  • II и III степень потери слуха (малые и средние, умеренно-сильные),
  • стандартный размер и форма слухового прохода,
  • отсутствие воспалительного процесса в среднем и наружном ухе,
  • сохранная подвижность пальцев для работы с маленькими предметами,
  • ограничения по возрасту— кроме детей до 8-10 лет.

Сейчас «Санта» находится в массовом производстве и доступны покупателям в центрах хорошего слуха «Радуга звуков». Благодаря современному дизайну и превосходным техническим характеристикам они пользуются устойчивым спросом у потребителей. Это значит, что внутриушные слуховые аппараты «Санта» стали той золотой серединой, которая позволила в одной модели совместить надежную техническую начинку, простоту и удобство управления, с максимальной ценовой привлекательностью.

Приложение №12

Рекомендации по привыканию к слуховому аппарату

Осознание слабослышащим человеком того, что его проблема со слухом мешает не только ему, но и окружающим его людям, является основой качественного слухопротезирования. Но можно сколь угодно долго рассуждать о своем плохом слухе, а слух от этого так и не изменится в лучшую сторону. Некоторые люди стесняются носить слуховой аппарат, хотя абсолютно спокойно относятся к ношению очков. Но было время, когда любой носящий очки страдал от обидного прозвища — «очкарик». Теперь все изменилось: люди, конечно, обращают внимание на оправу очков, красива она или нет, хорошо ли подобрана, но мало кто заостряет внимание на очках именно как на устройстве, помогающем лучше видеть. Так же и со слуховым аппаратом. Если он помогает человеку лучше слышать и общаться с другими людьми, то не вызывает у окружающих интереса, столь раздражающего слабослышащего.

Человек, ощутивший проблемы со зрением, идет к окулисту, и в случае необходимости ему подбирают очки для компенсации утраченной возможности отчетливо видеть. Человек, ощутивший снижение слуха, обращается к отоларингологу или сурдологу. Ему рекомендуют коррекцию слуха с помощью слухового аппарата для восстановления утраченной возможности отчетливо слышать речь собеседника или музыку на фоне мешающих шумов.

Слуховой аппарат представляет собой техническое устройство, предназначенное для компенсации утраченной слуховой функции. Подобные функции выполняют и протезы, например, зубные. Любые устройства, искусственным образом восполняющие утраченные функции организма, требуют привыкания. Процесс адаптации к слуховому аппарату индивидуален для каждого человека, и его длительность зависит от ряда факторов, влияющих на эффективность слухопротезирования:

· Знание современных возможностей слухопротезирования играет огромную роль при проведении коррекции слуха. Ведь именно незнание порождает мифы о снижении слуха слуховыми аппаратами, или, наоборот, вызывает завышенные ожидания от слухопротезирования цифровыми аппаратами, и как следствие – разочарование.

· Желание слабослышащего человека пользоваться слуховым аппаратом. Если человек не сам проявляет желание пользоваться слуховым аппаратом, а делает это по принуждению родственников, то, скорее всего, он никогда не сможет в полной мере воспользоваться всеми возможностями современного слухопротезирования.

· Природа снижения слуха. Снижение слуха имеет различную природу, а нарушение передачи звуковой информации может наблюдаться на всем слуховом пути, начиная от звуковой волны в слуховом проходе, и до идентификации звуков в коре головного мозга. От локализации причины нарушения слуха зависит способность человека адаптироваться к слуховому аппарату. Чем ближе к центральным отделам слухового анализатора располагается поражение, тем сложнее человеку пользоваться слуховым аппаратом. Существуют ситуации, в которых слухопротезирование нецелесообразно.

· Возраст и активность пациента. В большинстве случаев, чем моложе пациент и чем активнее его образ жизни*, тем быстрее человек, начав пользоваться слуховым аппаратом, сможет адаптироваться к новому звучанию окружающего мира.

· Период от начала снижения слуха до слухопротезирования. Чем большее время с момента первых признаков снижения слуха до слухопротезирования, тем большее количество слуховой информации вытесняется из мозга, и тем более длительным будет процесс привыкания к слуховому аппарату.

Приобретение слухового аппарата — это лишь первый шаг на пути к восстановлению функции слуха. Вам может потребоваться определенное время для привыкания к аппарату. Главное в этом периоде —реалистичные ожидания и желание успеха. Адаптация происходит в несколько этапов (см. рис.1), и постепенное их прохождение обеспечит уверенность, что возможности слухового аппарата в полной мере работают на слуховое восприятие. Данный алгоритм апробирован и успешно применяется при слухопротезировании пациентов в Саратовском областном сурдоаудиологическом центре в течение 2004-2005гг. Предложенная схема может отличаться от других методик привыкания к слуховому аппарату, описанных разными авторами в многочисленных источниках.

Рисунок 1.

На протяжении периода адаптации необходимо отмечать все сложности восприятия тех или иных звуков для дальнейшего обсуждения их со специалистом по слухопротезированию. Любая проблема с восприятием звуков при помощи слухового аппарата, которую вы опишете своими словами, для слухопротезиста является не набором слов и ощущений, а основой для определения параметров амплитудно-частотной характеристики слухового аппарата, подлежащих корректировке. Для качественной коррекции слуха при помощи слухового аппарата требуется несколько сессий настройки у слухопротезиста.

· Настройка «по ушам». Это первичная настройка по аудиограмме пациента и его первым субъективным ощущениям.

· Настройка «по душам». Более тонкая настройка слухового аппарата по истечении 10-15 дней ношения, эта настройка основана на ощущениях пациента, записанных им в течение прошедшего срока.

· Последующие настройки осуществляются по мере необходимости.

На что следует обратить внимание пользователю слухового аппарата в процессе адаптации:

· разборчивость речи в различных акустических ситуациях (в тишине, в шумной обстановке, при групповой беседе и т.д.),

· восприятие звуков (речи, собственного голоса, музыки, звуков окружающей среды),

· надежное воспроизведение сигналов опасности,

· отсутствие обратной акустической связи (свиста) в слуховом аппарате,

· комфортность прилегания и использования индивидуального ушного вкладыша,

· особое внимание следует уделить тем словам, восприятие которых затруднено в любых ситуациях; такие слова необходимо выделить особо и рассказать о них слухопротезисту.

Первая стадия привыкания: знакомство с новым миром звуков

В результате первичной настройки слуховой аппарат настроен согласно аудиологической кривой (аудиограмме) и субъективным ощущениям пациента. В этом случае слуховой аппарат усиливает все тихие звуки, неслышимые ранее, а очень громкие делает комфортными, таким образом, чтобы пациенту были слышны все звуки, но при этом они не вызывали неприятных ощущений.

Для начинающего пользователя слухового аппарата все звуки кажутся другими, и каждый из них требует особого внимания. На этом этапе в качестве помощи слуху необходимо воспользоваться зрением. Каждый звук имеет свой зрительный образ, и этот образ служит опорой слуховым ощущениям пациента. Начинающему носителю слухового аппарата каждый незнакомый, неслышимый ранее звук будет казаться шумом слухового аппарата. Так, например, часто встречающаяся жалоба пациентов: «Все вокруг шумит!!!» — вызвана тем, что подошвы шуршат, часы тикают, вентиляторы гудят и т.д. Необходимо осознать источники звуков, как бы увидеть их, и привыкнуть к новому звучанию. Мир вокруг нас живет, он наполнен многообразием звуков, но нужно научиться распознавать лишь те из них, которые важны в данный момент, и заострять внимание только на них.

Вторая стадия привыкания: разговор с одним собеседником

Голоса всех людей звучат по-разному (бас, баритон, сопрано, контральто, тенор, фальцет и т.д.), поэтому необходимо привыкнуть к звучанию каждого голоса.

Наиболее успешно обучение восприятию речи происходит при совместном чтении газеты вслух. Пациент следит глазами за текстом, который читает его собеседник. В данном случае информация, воспринимаемая на слух, находит зрительное подтверждение. Также хорошо помогают беседы один на один в тихой обстановке, при этом пациент должен следить за лицом и движением губ собеседника.

Третья стадия привыкания: участие в групповой беседе

Даже похожие на первый взгляд голоса отличаются неуловимым для слуха, но характерным лишь для этого человека звучанием.

Очень важно уметь выделить голос нужного собеседника из множества голосов окружающих людей. Для лучшего понимания его речи при общении среди нескольких человек, необходимо научиться отличать голос одного собеседника от другого. Для этого нужно сыграть в простую игру: пациент садится между двумя мужчинами с очень похожими голосами, и, не глядя на них, следит за беседой. Пациент должен понять не что говорят, а кто именно говорит. В результате пользователь слухового аппарата учится улавливать голос конкретного человека.

Четвертая стадия привыкания: прослушивание теле- и радиопередач

Живой голос собеседника, сидящего напротив, понять намного проще, чем голос того же человека, воспроизведенный любой акустической системой.

Почему? Давайте разберемся... Для того, чтобы услышать голос собеседника, звучащий, например, из телевизора, необходимо:

· записать голос через микрофон (первое электроакустическое искажение звукового сигнала),