Смекни!
smekni.com

Методические рекомендации:   данный материал можно использовать на уроках Культура Башкортостана и др. План конспект (стр. 3 из 3)

В кругу излюбленных тем Ситдиковой - башкирский мед. Она находит разнообразные ее решения - «Сотовый мед»(1971), «Чак-чак. Урожайный год» (1988), «У пчеловода»(198). Надо видеть, как любовно обыгрываются детали в первом из них. Наше воображение безошибочно угадывает, что золотой мед, излучающий солнце, расписные челяки, ткань с узором из земляничных ягод - это собирательный образ лета, тепла, счастья. Этим настроением настроением, ароматом проникнут весь холст с его легкой, тонкослойной живописью, гармонией красок, вызывающих радостные ассоциации.Тема башкирского меда в натюрморте «Чак-чак. Урожайный год» сливается с рассказом о человеческой жизни. Он завораживает белизной скатерти, нарядностью расшитых полотенец. Ярко красные подносы, зеленый чайник по контрасту сообщают золотистому свечению меда особую остроту. Опоэтизированная трактовка предметов, цвета рождают чувство восхищения красотой жизни.Этапной в творчестве мастера по степени значимости содержания, живописного и композиционного мастерства стала работа «Башкирским хлеборобам» (1974). По многогранности темы она приобретает жанровое звучание. Автор дает полное раскрытие понятия «хлеб». Это и его материальная сущность, и образный показ труда хлеборобов и всех тех, кто, через чьи руки прошли караваи прежде, чем пришли на стол. Патетика, присущая произведению, звучит как гимн труженику. Торжественен строй композиции холста с трижды повторенным мотивом хлебного каравая на башкирском полотенце, в нем - строгая ритмика линий и цветовых пятен.В том же году она написала «Оружие батыра». По-ситдиковски решается композиция полотна, производящая впечатление убедительной естественности. Широкий мужской пояс, украшенный орнаментом и серебряными бляхами, седло, колчан со стрелами и лук - это символы, олицетворяющие удаль, мужество башкирского батыра. Работа стала еще одним свидетельством того, что Адия Хабибулловна была в постоянном вдумчивом, серьезном поиске новых тем и решений. Лучшие свои устремления и находки Адия Хабибулловна воплощала и в работах, выполненных в технике пастели, в которой она особенно активно работала в 1960-1970-е годы. Ее многочисленные пастельные композиции посвящены любимым сюжетам - башкирские интерьеры, цветы, фрукты. Она тонко чувствовала выразительность этого материала, используя утонченное благородство его цвета, бархатистую, матовую поверхность красочного слоя. За свою почти сорокалетнюю творческую деятельность Ситдикова создала обширный цикл произведений о башкирском крае. Она предстает в них как интересный живописец и поэт, истоки вдохновения которого в кровной связи с родной землей. Ее добрые, светлые полотна наполнены ощущением реальной жизни, красоту и непреходящую ценность которой она неизменно утверждает. Свойственные ее произведениям декоративность решения, тяготение к орнаментальности и условному построению пространства -приемы, идущие от народного искусства. Они определяют самобытность почерка мастера. В смысловой, эмоциональной основе ее произведений заложена большая жизнеутверждающая сила. Эта черта, наряду с глубокой поэтичностью, подлинной народностью, выступает как определяющая в творчестве мастера. Адия Хабибулловна никогда не ездила специально «изучать материал». Все, что она пишет - это из ее детства, она выросла среди этих вещей, она встречалась с ними во время поездок по Башкирии и они воскрешали ее память. Не отсюда ли особая приподнятость, торжественность, лиричность ее работ? Они - как светлое воспоминание, как посвящение своей милой родине.Работы Ситдиковой 1970-1980-х годов несут печать зрелого мастерства, уверенности. В них все более нарастают жизнерадостные ноты. Предельно высветляется цветовая гамма, в праздничное звучание которой вводится филигранное изящество орнаментов национальных вышивок и тканей. Отдельные «звуки» цветовых пятен сливаются в единую мелодию о счастье жизни - «Аромат меда»(1976), «В доме гости»(1980), «Июнь в Башкирии»(1987). Нежные, женственные образы этих полотен сменяются страстными, динамичными в работах «Индийский чай»(1976), «Фрукты на синем фоне»(1977) и др. В них с новой силой выступает мастерство живописца, смело идущего к новым декоративным решениям во имя раскрытия иного образа. Как настоящего художника, Ситдикову волновали не только темы народного быта. Созданные ею пейзажи расширяют наше понятие о творческом диапазоне и мастерстве автора. Ее уральские пейзажи написаны сильным, уверенным мазком, строятся на сочетаниях сдержанных ритмов и тонов - коричневых, серебристо-зеленых. Они создают образы обобщенного звучания. Декоративны, красочны пейзажи, написанные в Гурзуфе, Красном Ключе, тонко схватывающие особенности колорита тех мест.

Б.В. Павловский писал о ее работах: «Натюрморты Ситдиковой - лирические поэмы, картины о вещах, своеобразные новеллы. От них веет чистой добротой и той бесконечной искренностью, которая отличает искусство подлинного художника. Для Ситдиковой поэзия во всем, в любой мелочи быта, в домотканной скатерти, в вышитом полотенце, караваях хлеба, в золотистых сотах меда». Адия Хабибуловна Ситдикова – редкий, неповторимый, глубокий художник. Её талант от Бога. Её картины, открывая красоту в мимолетных мгновениях простой человеческой жизни, учат ценить каждый прожитый день, преображая его своей любовью, как это делала она сама.Трудно сложились последние годы жизни художницы. Она постепенно теряла зрение, жила только вниманием и помощью родственников, друзей. Очень страдала от невозможности работать. «Вы счастливый человек,- каждый раз говорила я ей, видя слезы на ее глазах.- На земле вы оставили такую память о себе, которая веками будет храниться и согревать людей. Это дано далеко не каждому». Адия Хабибулловна вздыхала и соглашалась со мной, повторяя: «Да, я счастливый человек». Это сознание помогало ей преодолевать боль и одиночество. 29 мая 2000 года ее не стало. Одну из последних своих работ она назвала «Память». Немногословная композиция с изображением башкирского женского головного убора-кашмау и нагрудника вновь возвращает наше сознание к истокам народной культуры, традиции, без связи с которыми не мыслила себя А. Х. Ситдикова, чье самобытное, неповторимое творчество - яркая страница башкирского искусства.В день ее 90-летия в Башкирском государственном художественном музее имени Нестерова открылась юбилейная и посмертная выставка Адии Хабибулловны. Около ее работ каждый день подолгу простаивают люди, приносят цветы.

На персональной выставке в Белебее.

На пленере.