10. Иран: ислам и власть. – М., 2001.
11. Кузнецова Н. А. Иран в первой половине XIX в. – М., 1983.
12. Новая история Ирана: Хрестоматия. – М., 1988.
13. Очерки новой истории Ирана (XIX – начало ХХ в.). – М., 1978.
Методические рекомендации
Семинарское занятие посвящено одной из наиболее интересных страниц иранской истории – движению бабидов. К середине XIX в. Иран, как и ряд других государств Востока, оказался в состоянии глубокого кризиса, охватившего различные сферы жизни общества и государства. В рамках первого вопроса предполагается проанализировать социально-экономическое состояние Ирана и выявить наиболее существенные черты структурного кризиса. Особое внимание необходимо уделить негативным последствиям неравноправных соглашений, заключенных шахским правительством с Великобританией, Россией и другими западными государствами.
В рамках второго вопроса предполагается подробно рассмотреть обстоятельства возникновения и особенности доктрины бабизма. Следует подчеркнуть, что бабидское учение с одной стороны выступало как идеологическая оболочка протестных настроений различных слоев иранского общества, а с другой представляло собой попытку модернизации традиционного шиитского ислама. В то же время, бабизм не стал исключением из целого ряда религиозно-утопических учений, распространившихся в Новое время в странах Востока и являвшихся стихийной реакцией, как на внутренние кризисные явления, так и на усиливавшееся давление со стороны западных держав. Необходимо обратить внимание также на эволюцию форм и методов, с помощью которых бабиды пытались распространять и отстаивать свои идеи.
Третий вопрос семинарского занятия посвящен рассмотрению событий, связанных со стихийными выступлениями бабидов, происходившими в различных районах Ирана в 1848-1852 гг. В рамках данного вопроса необходимо также проанализировать последствия бабидского движения. В политической жизни Ирана их наиболее заметным результатом явились попытки реформ, проводившихся в начале 1850-х гг. под руководством Амира Низама. Другим важнейшим последствием распространения бабизма стало возникновение на его основе новой религии - бахаизма, пользующейся до настоящего времени достаточно большой популярностью в США и некоторых западноевропейских странах.
Тема №12: Зарождение идеологии ваххабизма и возникновение государства Саудидов в Аравии.
План
Литература
1. Беляев Е.А. Мусульманское сектантство. М., 1957.
2. Бодянский В.Л. Восточная Аравия: История, география, население, экономика. М.: Наука, 1986.
3. Бондаревский Г.Л. Английская политика и международные отношения в бассейне Персидского залива (кон. XIX- нач. XX в.). М.,1968.
4. Васильев А.М. Пуритане ислама? Ваххабизм и первое государство Саудидов в Аравии. М., 1967.
5. Васильев А.М. История Саудовской Аравии. М., 1999.
6. Васильев Л.С. История религий Востока. М., 2000.
7. Васильев Л.С. История Востока. Т.I-II. М., 2005.
8. История Востока. Под ред. Рыбакова Р.Б. и др. Т.III - IV.М., 2004.
9. История стран Азии и Африки в новое время. Ч.II. М., 1996.
10. Новая история стран Азии и Африки: XVI-XIX вв. Учебник для вузов под ред. Родригеса А.М. М., 2004. Т.III.
Методические рекомендации
В начале XVIII в. Аравийский полуостров не имел единой государственной организации. Западные области Аравии (Хиджаз, Ассир, Йемен) находились под юрисдикцией Османской империи. Остальная часть полуострова населенная племенами бедуинов-кочевников и проживавшими в оазисах земледельцами находилась в состоянии политической анархии. Как оседлые, так и кочевые общности Аравии обладали довольно сложной социальной структурой, в которой сочетались элементы феодального, рабовладельческого и патриархально-родового укладов. Характеризуя особенности социально-экономического развития, следует отметить, что к середине XVIII в. в Аравии сложились факторы, способствовавшие возникновению единой государственности. Религиозно-идеологической основой данного процесса явилось возникшее в этот период ваххабитское учение.
Характеризуя ваххабизм, необходимо подробно рассмотреть его социально-политическую составляющую, которая включала в себя доктрину «таухида» (религиозного единения арабских племен и ликвидации межплеменных различий в религиозной догматике и культе), а также непризнание высшей духовной власти турецкого султана.
В конце XVIII – начале XIX в. ваххабиты установили свою власть в Неджде (Центральная Аравия), восточноаравийских областях, Хиджазе, и вели борьбу за контроль над Ираком и Сирией. На территории Неджда возникло теократическое государство во главе с династией Саудидов. Ваххабитам, однако, не удалось создать на захваченной территории эффективной административной структуры. Ваххабитское государство было крайне непрочным и нестабильным. В результате войны 1811-1818 гг. оно было уничтожено войсками правителя Египта Мухаммеда Али.
Во второй половине XIX в. Аравийский полуостров в политическом плане продолжал оставаться разделенным на ряд государственных образований, среди которых наибольшее влияние приобрел Шаммарский эмират. В данный период, в особенности после строительства Суэцкого канала Аравия все больше втягивается в орбиту британской политики. На рубеже XIX –XX вв. Великобритания навязала неравноправные договоры ряду государственных образований Восточной и Южной Аравии, фактически превратив их в свои протектораты. В Центральной Аравии в начале XX в. благодаря энергичной деятельности Абд аль-Азиза ибн Сауда происходит возрождение государства Саудидов. Установив свою власть в Неджде ибн Сауд начал вести борьбу за объединение под своей властью всей Аравии.
Тема №13: Этноконфессиональная структура населения Османской империи. Механизм взаимоотношений центральной власти и этноконфессиональных меньшинств.
План
Литература
1. Васильев Л.С. История Востока. Т.I-II. М., 2005.
4. История Востока. Под ред. Рыбакова Р.Б. и др. Т.III - IV.М., 2004.
Методические рекомендации
Османская империя сформировалась как уникальное государственное образование, объединившее в своем составе множество различных народов и религий.
В рамках данного семинарского занятия предполагается подробно охарактеризовать этническую и конфессиональную структуру населения Османской империи в XVII-XIX вв., а также попытаться определить место крупных этноконфессиональных групп в социальной иерархии и их роль в хозяйственной жизни османского государства.
Несмотря на весьма сложную структуру своего населения, Османская империя вплоть до второй половины XIX сталкивалась лишь с эпизодическими проявлениями межконфессиональной и межэтнической розни. Данный факт во многом объясняется уникальной системой взаимодействия центральной власти и этноконфессиональных меньшинств, сложившейся еще на ранней стадии существования османского государства. В рамках системы «миллета» немусульманские религиозные общины и, в первую очередь, христиане получали высокую степень автономии и самоуправления. Благодаря наличию подобного механизма этноконфессиональные меньшинства, проживавшие на территории Османской империи, в течение столетий имели относительно стабильные условия для своего существования и функционирования в рамках социума с преобладающей мусульмано-суннитской составляющей.
Тема №14: Арабские провинции Османской империи в XVII - начале XX в.
План
Литература
1. Базири К.М. Сирия и Палестина под турецким правительством в историческом и политическом отношениях. СПб., 1996.
2. Васильев Л.С. История Востока. Т.I-II. М., 2005.
6. История Востока. Под ред. Рыбакова Р.Б. и др. Т.III - IV.М., 2004.
9. Новая история стран Азии и Африки: XVI-XIX вв. Учебник для вузов под ред. Родригеса А.М. М., 2004. Т.III.
12. Сирия, Ливан и Палестина в описаниях российских путешественников, консульских и военных обзорах первой половины XIX в. М., 1991.