Смекни!
smekni.com

Теоретический анализ литературы по проблеме развития творческих (стр. 2 из 9)

Для классификации способностей применяются разные критерии. Так, можно выделить способности сенсомоторные, перцептивные, мнемические, имагинативные, мыслительные и коммуникативные. В качестве иного критерия может выступать некая предметная область, соответственно чему способности можно квалифицировать как научные (математические, лингвистические, гуманитарные), творческие (музыкальные, литературные, художественные) и инженерные [11, с.265].

Кроме того, различают специальные и общие способности.

Специальные способности – способности к определенным видам деятельности (математические способности, музыкальные способности, педагогические и т. д.).

Общие способности – это способность к развитию специальных способностей [26, с.91].

По мнению Т. Н. Ковальчук, творчество – процесс человеческой деятельности, создающий качественно новые материалы и духовные ценности. Под способностью детей творчеству понимается совокупность свойств и качеств личности, необходимых для успешного осуществления деятельности творческого характера, поиска оригинальных, нестандартных решений в разных ее видах [13, с.3].

Творческие способности школьника проявляются в том, насколько он нетрадиционно подходит к решению тех или иных вопросов, отказывается от общепринятых шаблонов, разнообразит свою деятельность, проявляет инициативу, активность и самостоятельность [29, с.14].

Показателем творческого развития является креативность.

Несмотря на длительную историю изучения креативности, анализ зарубежных научных подходов к данной проблеме обнаружил многозначность ее понимания, что можно проследить в необихевиоризме (А. Бандура, Дж. Роттер, Б. Ф. Скиннер, Э. Толмен), где особое место уделяется средовым факторам (образцы креативного поведения и социальные поощрения творческих проявлений), в гештальтпсихологии (М. Вертгеймер, К. Дункер, Ф. Перлз), где основное внимание акцентируется на совокупности всех характеристик личности и организации как ее жизни вообще, так и ситуаций решения задач, в частности, в психоанализе (А. Адлер, З. Фрейд, К. Юнг), где наиболее значимой считается мотивационный компонент сознания как вероятностная детерминанта креативности, в гуманистической психологии (А. Маслоу, К. Роджерс, Н. Роджерс), считающей, что в каждом индивидууме имманентно имплицирована креативность как способ выражения самоактуализации, однако социогенные факторы контаминируют данное свойство личности, блокируя переход от потенциально творческого к актуально творческому состоянию [5, с.12].

На современном этапе сущность креативности определяется чаще всего альтернативно: как формально-динамическая или содержательная характеристика личности либо ее отдельных областей (перцептивной, когнитивной, эмотивной), как свойство психики.

Т. Н. Иоська отмечает, что «паняцце «крэатыўнасць» не так даўно з’явілася ў актыўным слоўніку педагога, і хаця перад рэфармаванай школай стаіць задача фарміраваць і развіваць менавіта крэатыўную асобу, не ўсе настаўнікі добра разумеюць галоўныя ўмовы гэтай задачы і таму рашэнне не заўсёды атрымліваецца дакладным. Крэатыўнасць (ад лацінскага «ствараць») — гэта творчы патэнцыял чалавека, які можа праяўляцца ў мысленні, пачуццях, дзейнасці. Крэатыўны чалавек здольны прыўнесці нешта новае ва ўжо вядомы вопыт, у простым убачыць складанае і наадварот, ён можа адмовіцца ад стэрэатыпных спосабаў мыслення і працаваць у нетыповым, «немагчымым» кантэксце. Менавіта такіх здольнасцей патрабуе ад чалавека сучаснасць і яшчэ больш — будучае» [14, с.21].

Итак, под креативностью в психолого-педагогических исследованиях обозначают комплекс интеллектуальных и личностных особенностей индивида, способствующих самостоятельному выдвижению проблем, генерированию большого количества оригинальных идей и нешаблонному их решению. Необходимо рассматривать креативность как процесс и комплекс интеллектуальных и личностных особенностей индивида, присущих многим личностям [6, с.98].

Своеобразие креативности в том, что она составляет творческий, эстетический аспект индивидуального сознания личности, который состоит из критического анализа своего и чужого предшествующего опыта; понимания и выработки новых идей; умения видеть проблему там, где другим все ясно; способности быстро и смело отказываться от точки зрения, опровергнутой обстоятельствами; развитой интуиции и эстетического ощущения совершенства достигнутого результата.

Следует отметить, что наряду с «креативностью» в науке существует значительное множество смежных терминов – близких, но не идентичных по значению. Традиционно используются такие понятия, как «творческая активность», «творческое мышление», «творческие способности», «творческая направленность». При значимости и всей кажущейся феноменологической похожести этих понятий, есть основание и необходимость их различения как не совпадающих по содержанию.

Сопоставляя определения «творчество» и «креативность», можно отметить, что они далеко не тождественны. Если понятие «креативность» ограничено специфически психологической проблематикой, а именно выяснением закономерностей продуктивной умственной деятельности и особенностей функционирования личностных качеств, то понятие «творчество» включает в себя многие вопросы, выходящие за рамки психологической проблематики и относящиеся к компетенции социологии, эстетики, искусствоведения и др.

Поэтому креативность представляется как универсальная творческая способность к продуктивной деятельности и составляет «частный» случай творчества в широком смысле, как деятельности по созданию нового, оригинального, ранее неизвестного.

Таким образом, творчество – это стиль (качественная характеристика) деятельности, а креативность – это совокупность индивидуальных психологических характеристик творческой личности. Отсюда и необходимость разведения этих понятий, уточнения смысловых тонкостей и логических изгибов формулировок.

Творческие способности – это совокупность свойств и качеств личности, необходимых для успешного осуществления деятельности творческого характера, поиска оригинальных, нестандартных решений в разных ее видах.

1.2. Психолого-педагогические особенности детей младшего школьного возраста

Изучая креативность как общую универсальную способность к творчеству, следует иметь в виду специфику ее проявления на различных возрастных этапах и динамику ее возрастного развития у личности, т.е. необходимо обратить внимание на онтогенетический аспект этой проблемы. Онтогенез изучает развитие психики индивида на протяжении жизни личности. В сферу онтогенеза креативности входит исследование возрастных особенностей развития творческой индивидуальности и раскрытие закономерностей отдельного индивида в процессе творческой деятельности.

Особо подчеркивая роль творчества в формировании личности ребенка, Л. С. Выготский подчеркивает, что творчество является нормальным и постоянным спутником детского развития [7, с.13].

Однако, как отмечает Т. М. Иоська, «думкі псіхолагаў наконт развіцця крэатыўнасці ў малодшым школьным узросце разыходзяцца. Так, Н. С. Лейтэс сцвярджае, што дзіця ў гэтым узросце імкнецца быць падобным на дарослых, праяўляе надзвычайную цікаўнасць, мае багатую фантазію і ў яго ўжо выяўляюцца перадумовы творчых здольнасцей. Л. С. Выгоцкі лічыць, што ва ўчынках дзіцяці 6-7 год ужо прысутнічае інтэлектуальны момант, гэта значыць губляецца непасрэднасць і арыгінальнасць. У. М. Дружынін і Н. У. Хазратава выявілі спад развіцця крэатыўнасці ў дзяцей шасцігадовага ўзросту і тлумачаць гэты факт змяншэннем ролі несвядомага ў кіраванні паводзінамі, узрастаннем крытычнасці і разважлівасці ў свядомасці дзіцяці. Яно як бы перастае бачыць магчымасць нейкім чынам адысці ад стэрэатыпных, прадпісаных сацыяльным асяроддзем паводзін» [14, с.24].

Вместе с тем, психологи установили, что 37% шестилетних детей обладают высоким потенциалом творческой активности, у семилетних этот показатель снижается до 17%. Среди взрослых выявлено лишь 2% творчески активных личностей [29, с.12].

Итак, младший школьный возраст представляет собой сензитивный период для развития творческой активности, поскольку ребенок активен и любознателен по своей природе. Поэтому важное значение приобретает проблема развития творческой активности учащихся как высшего уровня всех видов активности в младшем школьном возрасте. Именно в начальной школе наиболее эффективно формируются умения работать нестандартно [18, с.14].

По мнению Л. И. Божович, смысл всего онтогенетического развития заключается в том, что ребенок постепенно становится личностью. Из существа, усваивающего накопленный человеческий опыт, он превращается в творца этого опыта, создающего те материальные и духовные ценности, которые кристаллизируют в себе новые богатства человеческой души [4, с.438].

Становление личности следует рассматривать как обретение индивидом свободы, как превращение его в субъекта своей жизнедеятельности. Путь формирования личности ребенка заключается в постепенном освобождении его от непосредственного влияния окружающей среды и превращении его в активного преобразователя и этой среды, и своей собственной личности [4, с.441].

Рассмотрим психолого-педагогические особенности детей младшего школьного возраста подробнее.

Младший школьный возраст включает детей I-IV классов от 6 до 10 лет. Каждый возрастной этап характеризуется особым положением ребенка в системе общественных отношений. В связи с этим жизнь детей разного возраста заполнена специфическим содержанием: особыми взаимоотношениями с окружающими людьми и особой, ведущей для данного этапа развития деятельностью – игрой, учением, трудом. На каждом возрастном этапе существует также определенная система прав, которыми пользуется ребенок, и обязанностей, которые он должен выполнять.