П. Гельфгат и В. Коган в методической разработке «Импровизация на фортепиано» для подготовительной группы и первых двух классов ДМШ все элементы импровизации на уроках сольфеджио на заданный ритм, подбор второго голоса, часть упражнений на варьирование дают на народном материале, причем обращаются с ним свободно, вычленяя конкретно тот элемент, который им необходим в работе. Но эффект от такого внедрения «блоков» из народных песен и танцев весьма велик, поскольку они в процессе многократного применения (варьирования, секвенцирования, мозаичного сопоставления, «перемешивания»), постоянно присутствуя в сознании ребенка, постепенно обогащают его личный музыкальный словарь. А ведь для того, чтобы в процессе накопления таких «блоков» возникли новые, нетипичные сочетания, что психологи и называют творческим актом, необходимо, чтобы данный процесс был длительным и непрерывным [9, с.98-99].
В методической разработке С. Мальцева и Г. Шевченко для младших классов ДМШ сразу же, еще на стадии знакомства ребенка с инструментом используется народная музыка [19].
Ю. Козырев и Н. Серапионянц в методической разработке «Преподавание основ музыкальной импровизации в ДМШ: основной теоретический курс» напрямую к фольклорному материалу не обращаются, но Учебные планы и Программы построены так, что без применения народной музыки не обойтись, особенно в разделах, посвященных диктанту, чтению с листа и, особенно, творческим заданиям [16].
Буквально пронизано фольклором пособие Г. Шатковского «Сочинение и импровизация мелодий». Он считает, что «по предлагаемой методике практически все дети могут научиться художественному творчеству – в том числе и импровизации. Ученики импровизируют в разных жанрах, формах, стилях, хотя в большинстве своем это обыкновенные дети. Занятия импровизацией проводятся наряду с теорией, гармонией, полифонией и развитием музыкального слуха». При этом он возражает против элитарности занятий композицией, утверждая, что «на факультативах по композиции, существующих почти во всех ДМШ и ДШИ, занимаются только избранные», а «задача состоит не в том, чтобы всех сделать композиторами, а в том, чтобы максимально развить творческие способности каждого ребенка, чтобы каждый ребенок стал личностью, художником, поэтом в душе. И композиция здесь, как, впрочем, и импровизация – одно из мощных средств». Причем, уже самые простейшие задания типа «импровизация на нейтральный текст» использует детскую фольклорную миниатюру: поговорки, считалки, дразнилки, заклички и другое, словом, все то, что, по мнению автора, дети должны были впитать с молоком матери и «выдыхать», не задумываясь [33, с.7-8].
Таким образом, в доступных нам пособиях, посвященных творческому развитию детей в детских музыкальных школах, тема изучения народной музыки, проходит красной нитью, она всегда актуальна и нова.
В опытно-экспериментальной работе мы преследовали цель создать оптимальные условия для активизации у учащихся творческих импульсов, импульсов, для познания радости творчества.
Главной нашей задачей было не только дать детям знания, умения, навыки, но создать условия для свободного оперирования, владения ими, использования их в ситуациях творчества, то есть развить и повысить уровень креативности детей, используя различные формы взаимодействия.
Так, например, в качестве домашнего задания мы предлагали детям сочинить мелодии к предложенным текстам:
Мой Неман
Краса мая, мой Неман родны,
Мая любімая рака!
Люблю разліў твой шумнаводны
І ціхі бераг рыбака.
А. Русак
Усход сонца
На ўсходзе неба грае пераліўным блескам,
Сыпле золата над гаем і над пералескам.
Чуць-чуць дрогне, праліецца чырвань на ўсходзе –
Гэта неба ўсміхнецца людзям і прыродзе.
Я. Колас
При этом ребенку предлагался следующий план работы:
· выразительно прочитай стихотворение;
· определи размер;
· какой лад лучше выразит настроение текста: мажорный, минорный, переменный?
· в каком темпе лучше исполнить мелодию?
· запиши сочиненную мелодию;
· подбери аккомпанемент;
· исполни свое сочинение.
При импровизировании чаще всего от ученика мы требовали умения продолжить начатую учителем мелодию и завершить ее в тонике заданной тональности. Наряду с этим достаточно широко распространенным приемом не отказывались и от другого – импровизирования мелодии с выходом за пределы привычных мажорно-минорных ладовых соотношений, когда мелодия вовсе необязательно должна завершаться тоникой, а может уходить во всевозможные «вопросительные», «незавершенные» интонации. Импровизации могут быть и ритмические, и связанные с исполнением (изменяющие характер, темп, динамику исполнения) и т.д. – такого рода приемы импровизирования мы также использовали в работе. Большую часть материала для импровизирования мы давали на основе фольклора.
Интересным творческим процессом является создание вариаций. Темы для вариаций в рамках эксперимента часто служили народные мелодии. В этом случае у нас появлялась возможность опереться на музыкальный опыт детей, помочь им осознать фольклор как часть жизни.
Так, например, при работе с вариациями на тему белорусской народной песни «Саўка ды Грышка” мы обращали внимание детей, что в вариациях И. Литковой можно услышать песенность, танцевальность, маршевость. Эту же тему Г. Вагнер варьирует с помощью средств, характерных для народной музыки [2, с.114-116].
Еще одной формой свободного творческого проявления личности ребенка, его интересов и склонностей является ведение «Дневника музыкальных впечатлений», где дети отражают свои размышления. Вначале чувствуется скованность и ограниченность мыслей, но, чтобы помочь ребятам, мы давали им план, в котором есть вопросы об авторе произведения, о содержании музыки и об исполнении. Также дается возможность проявить себя в творческой работе не только на уроке, но и дома. Домашние задания способствуют появлению интереса к урокам музыки. Дети, как правило, очень любят выразить свои впечатления от музыки в рисунках, стихах, рассказах. И в этот вид деятельности мы активно включали фольклорный материал, предлагая учащимся поделиться музыкальными впечатлениями от белорусских народных песен, танцев и т.п.
Таким образом, в ходе формирующего этапа эксперимента на индивидуальных уроках по специальности мы регулярно использовали фольклорный материал.
2.3. Описание и анализ полученных в ходе исследования результатов
По окончании второго этапа исследования нами была проведена выходная диагностика для проверки того, насколько эффективно использование на уроках фольклорного материала для развития креативности младших школьников. По тем же методикам была проведена повторная диагностика.
Результаты диагностики представлены в таблице 2 (приложение 4).
Анализ данных таблицы 2 показал следующее:
· у 5 испытуемых зафиксирован средний уровень креативности;
· также 5 учащихся показали высокий уровень креативности;
· у 2 испытуемых очень высокий уровень креативности;
· и только у 1 ученика – низкий уровень;
· очень низкий уровень креативности не был зафиксирован вовсе.
Динамику изменения уровней креативности у детей мы представили на диаграмме 1.
Диаграмма 1
Динамика изменения уровней креативности у испытуемых
Сопоставив и проанализировав результаты констатирующего и контрольного этапов эксперимента, мы пришли к выводу о том, что уровень креативности детей вырос.
Таким образом, данные исследования подтвердили нашу гипотезу, которую мы выдвинули по результатам теоретического анализа литературных источников в ходе работы над первой главой курсовой работы. Использование в ходе урока фольклорного материала оказывает положительное влияние на развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста.
ВЫВОДЫ
Теоретическое и экспериментальное изучение проблемы формирования творческих способностей младших школьников средствами фольклора позволило нам сделать следующие выводы.
Формирование и развитие способностей детей к творчеству – одна из актуальных проблем современной педагогики, которая особенно остро стоит перед учителями, работающими с младшими школьниками.
Творческие способности – это совокупность свойств и качеств личности, необходимых для успешного осуществления деятельности творческого характера, поиска оригинальных, нестандартных решений в разных ее видах.
Младший школьный возраст представляет собой сензитивный период для развития творческой активности, поскольку ребенок активен и любознателен по своей природе. Особенности младшего школьного возраста оказывают существенное влияние на познавательные возможности детей, обуславливают дальнейший ход общего развития и являются факторами становления креативности как общей универсальной способности к творчеству.
Развитие креативных способностей учащихся осуществляется в процессе разнообразной творческой деятельности, в которой они взаимодействуют с окружающей действительностью и с другими людьми.
Творческая деятельность учащихся – продуктивная форма деятельности детей, направленная на овладение творческим опытом познания, создания, преобразования, использования в новом качестве объектов материальной и духовной культуры в процессе образовательной деятельности, организованной в сотрудничестве с педагогом.