Смекни!
smekni.com

Теоретический анализ литературы по проблеме развития творческих (стр. 8 из 9)

Исключительные возможности для свободного развития творческих способностей, фантазии детей дает педагогу импровизационная основа устного народ­ного творчества.

Фольклор (в переводе с английского – «народная мудрость», «народное знание») – народное художественное творчество: песни, сказки, легенды, танцы, драматические произведения, а также произведения изобразительного и декоративно-прикладного искусства.

К музыкальному фольклору принадлежат вокальные жанры (песни, былины, плачи) и инструментальные жанры (танцевальные, наигрыши, пастушеские сигналы и так далее).

Творчество входит в обучение через игру, через сказку и, главное, формирует творческую личность, которая, по мнению современных психологов, сможет проявить свои творческие способности в жизни в любой сфере практической и худо­жественной деятельности – и в математике, и в биологии, и в музыке, и в живописи.

Исходя из теоретического анализа литературных источников по теме курсовой работы, нами были сформулирована следующая гипотеза: использование в ходе урока фольклорного материала оказывает положительное влияние на развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста.

Для подтверждения или опровержения данной гипотезы мы провели опытно-экспериментальное исследование, в котором приняли участие 13 учащихся музыкальной школы.

Исследование проводилось в три этапа. На первом этапе констатирующего эксперимента мы подобрали методику и провели диагностическое обследование с целью определения уровня креативности у испытуемых. Второй (формирующий этап эксперимента) был направлен на развитие уровня крективности испытуемых средствами фольклора. Третий этап – контрольный – был направлен на определение эффективности использования фольклорного материала как средства развития творческих способностей детей.

Сопоставив и проанализировав результаты констатирующего и контрольного этапов эксперимента, мы пришли к выводу о том, что уровень креативности детей вырос.

Таким образом, наша гипотеза в ходе экспериментального исследования нашла свое подтверждение.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Алейников, А. Г. О креативной педагогике / А. Г. Алейников // Вестник высшей школы. – 1989. - № 12. – С.29-34.

2. Ананченко, Г. В. Практикум по школьному репертуару: Учебно-методическое пособие для студентов вузов. – Витебск: ВГУ им. П. М. Машерова, 2000. – 123 с.

3. Аникин, В. П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки и детский фольклор / В. П. Аникин. – М.: Учпедгиз, 1957. – 240 с.

4. Божович, Л. И. Проблемы формирования личности / Л. И. Божович. – М.-Воронеж, 1995. – 520 с.

5. Вишневая, Н. Э. Актуализация креативности младших школьников в процессе реализации специальной развивающей программы / Н. Э. Вишневая: автореф. дисс... канд. психологических наук. – Иркутск, 2006. – 134 с.

6. Вишнякова, Н. Ф. Креативная акмеология. Психология высшего образования / Н. Ф. Вишнякова. – Мн.: Народная асвета, 1996. – 300 с.

7. Выготский, Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л. С. Выготский. – М.: Просвещение, 1991. – 92 с.

8. Галич, В. О развитии внутреннего слуха, творческой инициативы и фантазии на индивидуальных занятиях в фортепианных классах / В. Галич // Вопросы музыкальной педагогики. – Вып. 4 / Под ред. В. Натансона. – М.: Музыка, 1976. – 210 с.

9. Гельфгат, П. Импровизация на фортепиано. Методическая разработка для педагогов детских музыкальных школ и детских школ искусств. Часть 1. Подготовительная группа и 1-2 классы. – Изд. 2-е, доп. / П. Гульфгат, В. Коган. – Киев, 1990. – 210 с.

10. Гуревич, К. М. Индивидуально-психологические особенности школьников / К. М. Гуревич. – М.: Просвещение, 1988. – 176 с.

11. Головин, С. Ю. Словарь практического психолога / С. Ю. Головин. – Минск: Харвест, 1998. – 560 с.

12. Дружинин, В. Н. Психология общих способностей / В. Н. Дружинин. – СПб.: Питер, 2002. – 368 с.

13. Занятия по интересам: развитие творческих способностей учащихся на занятиях риторики: Практическое пособие для учителей начальных классов / Сост. Т. Н. Ковальчук. – Мозырь: Белый Ветер, 2005. – 98 с.

14. Iоська, Т. М. Развіваць творчы патэнцыял дзіцяці / Т. М. Iоська // Пачатковая школа. – 2004. - № 3. – С.21-25.

15. Картавцева, М. Г. Школа русского фольклора / М. Г. Картавцева. – М.: МГИК, 1994 – 72 с.

16. Козырев, Ю. Преподавание основ импровизации в ДМШ: основной теоретический курс. Вып. 1 (Часть 2) / Ю. Козырев, Н. Серапионянц. – М.: Музыка, 1987. – 120 с.

17. Кравцова, Е. Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе / Е. Е. Кравцова. – М.: Академия,1996. – 320 с.

18. Кухаронак, В. Г. Диагностика творческой активности младших школьников / В. Г. Кухаронак // Пазашкольнае выхаванне. – 2000. - № 6. – С.13-19.

19. Мальцев, С. Опыт обучения детей гармонии и импровизации. – Вып. 1. Методическая разработка / С. Мальцев, Г. Шевченко. – Л., 1986. – 90 с.

20. Мельников, М. Н. Русский детский фольклор / М. Н. Мельников. – М.: Просвещение, 1987. – 239 с.

21. Мишуров, Г. С. Народно-инструментальное искусство в традиционной культуре Беларуси / Н. С. Мишуров // Музычнае і тэатральнае мастацтва: праблемы выкладання. – 2007. - № 1. – С.35-39.

22. Московская, С. Педагогика будущего. Синтез искусств. Звук и цвет / С. Московская. – СПб.: Питер, 1995. – 96 с.

23. Науменко, Г. Русское народное детское музыкальное творчество / Г. Науменко. – М.: Советский композитор, 1988. – 245 с.

24. Нозадзе, М. В. Высокое назначение человеческого голоса / М. В. Нозадзе // Искусство в школе. – 1997. - № 5. – С.12-16.

25. Овчарова, Т. Н. Нужна ли нам творческая личность / Т. Н. Овчарова // Педагогическое обозрение. – 1995. - № 3. – С.56-57.

26. Первушина, О. Н. Общая психология: Методические рекомендации / О. Н. Первушина. – М.: Инфра, 2003. – 120 с.

27. Поддъяков, Н. Н. Новый подход к развитию творчества у дошкольников / Н. Н. Поддъяков. – М.: Просвещение, 1990. – 260 с.

28. Родионова, Т. Обучение основам композиции в классах фортепиано детских музыкальных школ / Т. Родионова // Вопросы музыкальной педагогики. – Вып. 4 / Под ред. В. Натансона. – М.: Музыка, 1976. – 210 с.

29. Сысун О.И. Формирование и развитие способностей детей к творчеству // Пачатковая школа. – 2006. - № 11. – С.12-15.

30. Теплов, Б. М. Проблемы индивидуальных различий / Б. М. Теплов. – М.: Просвещение, 1961. – 220 с.

31. Терехова, Г. В. Творческие задания как средство развития креативных способностей школьников в учебном процессе: автореф. дис. ... канд. пед. наук / Г. В. Терехова. – Екатеринбург, 2002. – 110 с.

32. Туник, Е. Е. Психодиагностика творческого мышления. Креативные тесты / Е. Е. Туник. – СПб.: Дидактика Плюс, 2002. – 116 с.

33. Шатковский, Г. Сочинение и импровизация мелодий / Г. Шатковский. – Омск: МП РЭМИС экспериментальная ДМШ, 1991. – 86 с.

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

Список детей, участвовавших в эксперименте

1. Анисимова Ирина

2. Большакова Ольга

3. Веркеев Андрей

4. Годун Даниил

5. Демчук Екатерина

6. Ермохина Жанна

7. Кулеш Егор

8. Кондратюк Сергей

9. Нелипович Николай

10. Сахарчук Михаил

11. Сковорода Ирина

12. Хомичук Никита

13. Хомичук Никита

Приложение 2

Лист ответов
(Шкала креативности)

Дата___________ Класс_____________ Возраст___________

Респондент (Ф.И.О.)

(заполняющий анкету) ____________________________________________

В таблице под номерами от 1 до 10 отмечены характеристики творческого проявления (креативности). Пожалуйста, оцените, используя четырехбалльную систему, в какой степени каждый ученик обладает вышеописанными творческими характеристиками.
Возможные оценочные баллы: 4 — постоянно, 3 — часто, 2 — иногда, 1 — редко.

Таблица

Творческие характеристики

№ п/п

Ф.И.О.

Номера творческих характеристик

Сумма
баллов

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Приложение 3

Таблица 1

Результаты констатирующего этапа эксперимента

Номера творческих характеристик

Сумма баллов

Уровень

креат.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1.

1

2

4

1

3

2

2

1

2

4

22

С

2.

4

4

1

3

2

2

2

1

3

4

26

С

3.

2

3

2

3

4

4

2

1

2

2

25

С

4.

3

3

4

4

4

4

4

4

4

4

38

ОВ

5.

1

1

4

3

2

2

3

1

2

3

22

С

6.

2

2

2

2

2

2

2

2

1

2

19

Н

7.

1

1

1

2

2

1

2

1

1

1

13

ОН

8.

1

3

4

2

3

1

2

2

1

3

22

С

9.

4

2

3

4

3

2

2

3

4

3

30

В

10.

4

1

1

4

2

1

2

2

3

2

22

С

11.

2

2

3

2

1

4

3

2

2

3

24

С

12.

4

3

2

4

3

2

2

4

3

4

31

В

13.

1

4

2

3

4

1

3

2

2

3

25

С

Приложение 4