- принять свою сексуальность, работать с телом, с “иньской” энергией
- осознать процессуальную сущность женской энергии и сбалансировать ее с мужской энергией
- через работу с символами, образами, сказками, снами открыть в себе образ “женской самости” и жить, согласуясь с инстинктивной сущностью
В практической части работы я приведу анализ собственной работы с психотерапевтом и куратором, а также результаты работы с клиентами и попробую сопоставить полученный материал с выдвинутой гипотезой.
На работу с терапевтом и личную работу у меня были следующие запросы:
С раннего детства я была так называемой “папиной дочкой” и связь с отцом и в детстве и особенно в подростковом возрасте была гораздо сильнее, чем связь с матерью. Особенно это проявилось в возрасте полового созревания, когда от мамы я ждала больше наказания, а от папы поддержки. В последствии на терапии я осознала, что я стремилась к роли Электры, папиной возлюбленной, и, таким образом мама выступала для меня нежеланной соперницей, и я бессознательно ее отвергала. Поскольку именно отец и все, что было с ним связало являлось для меня авторитетным и приоритетным, я поддерживала больший контакт с родственниками по папиной линии, а связь с маминой, женской линией отсутствовала. У меня не было желания делиться с мамой своими девичьими секретами и искать у нее женской поддержи. Моя мама – человек достаточно замкнутый и холодный, живущая больше рассудком, чем чувствами, а я по характеру и темпераменту – вся в папу, поэтому мама по определению не могла дать мне ту эмоциональную близость, которую я ждала.
Впоследствии я осознала, что долгие годы мной правил архетип Артемиды, любимой дочери Зевса, независимой и своенравной богини-девственницы-охотницы, для которой больше всего на свете важно отцовское одобрение. Из за недостатка уважение к маме, неприятия ее “слабой” позиции женщины – домохозяйки, нежелания быть похожей на нее, я долгие годы отвергала женское начало – мягкость, восприимчивость, стремление к замужеству, материнство. Мне было очень важно быть интеллектуально развитой, успешно закончить престижный институт, устроиться на работу, быть самостоятельной, независимой, рассудительной, такой, какой хотел видеть меня отец.
У богини Артемиды есть брат близнец Апполон – бог Солнца. И этот факт во многом определяет взаимоотношения Артемиды с мужчинами. Эти отношения скорее сестринские, в них преобладают товарищеские взаимоотношения, основанные на общих интересах, увлечениях.
Лет до 26 я строила свои отношения с мужчинами именно из этой модели – брат –сестра.
Немаловажное значение здесь имеет тот факт, что у меня был младший брат. Поэтому многие из моих избранников многие годы были больше похожи на младшего брата, чем на равного партнера, а я играла для них роль, частично сестры, частично “боевой подруги. Причем, как и положено богине –охотнице, я охотилась на мужчин и часто мой интерес к мужчинам ограничивался периодом охоты. Получая желаемое, я часто утрачивала к нему интерес и даже была жестока к отвергнутым возлюбленным.
Тем не менее собственный анализ безошибочно дал мне понять, что главенствующий архетип, не просто присутствующий в моей жизни, но часто управляющий ей - это архетип Афродиты – богини любви.
Любовь, отношения, чувства, потребность в эмоциональной и физической близости всегда определяли и по сей день определяют большинство моих поступков, действий, выборов и решений.
Поэтому для меня не стало удивительным, когда моя одногруппница, делая свою психодраму с использованием архетипов греческих богинь выбрала меня Афродитой.
С положительными качествами Афродиты для меня все понятно. Я бы хотела остановиться над теми задачами, которые я поставила себе на терапию и тем выводам, к которым я пришла.
Один из первых вопросов, который очень волновал меня – было желание осознать, почему я часто становлюсь зависима от отношений, не успев закончить старые, и у меня часто есть ощущение, что не я сама управляю своей жизнью, а мои страсти, желание испытывать сильные эмоции. Рождение Афродиты пробудило во мне страстное желание вновь и вновь испытывать эмоциональный заряд, энергетичесую силу отношений. При этом, поскольку у меня совершенно не развит архетип Геры – жены, который помогает выстраивать женщине крепкие, прочные отношения, я часто начинала одни отношения, не закончив другие.
При этом с точки зрения социальных ролей, я являюсь руководителем преуспевающей компании, и мне казалось, что директору фирмы, 30 лет от роду не пристало влюбляться как девчонке. И было убеждение, что я как директор должна быть серьезной, деловой, озабоченной. При этом часто я не могла выйти из этой роли дома, продолжая командовать своими домашними.
Знакомство с архетипами греческих богинь не только объяснило мне многие мои поступки в прошлом, но и показало мне мои «зоны роста», женские роли, которые у меня пока проявлены плохо, но в которых кроется огромный потенциал.
В частности, это архетип Деметры – матери и богини плодородия. Я увидела, что «выращивание» этой роли может дать мне новый уровень взаимоотношений с дочкой, чувство осознанного, наполненного смыслом материнства.
Я уже начала выращивать в себе архетип Гестии, богини семейного очага, созерцательной и погруженной в себя. И именно Гестию я благодарю за радость каждое утро любоваться на пышные цветы на моем балконе и возможность получать удовольствие от одиноких прогулок по парку и первым прикосновениям к моей внутренней духовности.
Работа с женской энергией.
В процессе работы с куратором выяснилось, сто я все свои дела подразделяю на «женские» и «не женские». К женским относятся дети, творчество, забота о любимой мужчине. Работа, дела связанные с автомобилем, ремонтом квартиры и т.д. я считаю не женскими, поэтому выполнять я их могу, лишь находясь в мужской энергии. А в свою очередь, использование мужской энергии изматывает меня, лишает сил. Я достигаю поставленных задач, но без радости, испытывая напряжение и стресс. Мы провели работу по поиску образа, который будет давать мне силы. Таким образом, у меня появился образ дерева, как символа моей целостности и дающего мне постоянную привязку к тому, что ценно и важно. У дерева есть корни – оно связано с землей и оно дает мне ощущение связи с моей природной женской сущностью, с тем, что действительно имеет смысл.
После комплексной работы с терапевтом, куратором, личной работы, я стала больше принимать себя, во первых избавилась от чувства вины, касательно своих поступков в прошлом, приняла свою женскую сущность в настоящем и увидела свои «зоны роста, и, как результат, в моей жизни произошли следующие позитивные изменения:
- своеобразная телесная психотерапия
- способ творческого самовыражения и
- способ выразить страстные чувства, дать выход эмоциям по другому, нежели в отношениях с мужчинами но с лучшим результатом и с большей безопасностью для себя.