Смекни!
smekni.com

Методические рекомендации Программа курса Тема Понятие, система и задачи уголовного права Тема Принципы уголовного права (стр. 12 из 41)

В марте 1903 г. российский император Николай II утвердил новое Уголовное уложение, которое отличалось научностью и высоким уровнем юридической техники. В разработке этого правового документа (его Общей части) принимал непосредственное участие видный российский ученый-юрист, профессор Н. С. Таганцев.

Уложение 1903 г. отличалось краткостью: в нем насчитывалось 687 статей, 72 из которых представляли собой Общую часть.

В Уложении давалось определение преступного деяния как «воспрещенного во время его учинения законом под страхом наказания». Применение аналогии закона не допускалось, что следует признать положительной чертой рассматриваемого документа. Все преступные деяния с учетом предусмотренного за них наказания делились на три категории: тяжкие преступления (только умышленные деяния), преступления и проступки. Уложение впервые в истории российского уголовного права включило норму о возрастной невменяемости. К обстоятельствам, исключающим уголовную ответственность, Уложение 1903 г. относило исполнение закона и приказа, необходимую оборону, крайнюю необходимость, «негодное» покушение. Регламентируя ответственность за неоконченное преступление, Уложение признавало наказуемым только покушение на совершение тяжкого преступления. При этом наказание за покушение подлежало обязательному смягчению по сравнению с оконченным деянием. К достоинствам Уложения следует отнести и то, что смертная казнь не могла применяться к лицам, не достигшим 21 года. Если же осужденный достиг 70 лет, смертная казнь заменялась ему ссылкой на поселение. В целом, система наказаний в Уложении 1903 г. была упорядочена и включала следующие основные виды: смертную казнь, каторгу, ссылку на поселение, заключение в исправительный дом, заключение в крепость, заключение в тюрьму, арест, денежную пеню.

Уголовное уложение 1903 г. в полном объеме действовало лишь после Октябрьской революции в Польше, Литве, Латвии и Эстонии. На территории России с 1904 г. применялись только главы Особенной части «О бунте против Верховной власти...», «О государственной измене» и «О смуте», а также отдельные уголовно-правовые нормы. Правда, эти главы должны были применяться с учетом положений Общей части Уложения. Вместе с тем, большая часть наиболее прогрессивных норм Общей части так и не стала действующим правом.

После падения монархии в России в феврале 1917 г., в период перехода к буржуазно-демократической республике, Временное правительство, пришедшее к власти, стало издавать постановления по вопросам уголовного права. Согласно одному из них — постановлению «О согласовании Свода законов с издаваемыми Временным правительством постановлениями» — сохраняли свою силу уголовные законы царского времени, в том числе Уложение о наказаниях уголовных и исправительных 1845 г., Уголовное уложение 1903 г. в виде нескольких глав, Устав о наказаниях, налагаемых мировыми судьями, Воинский Устав о наказаниях.

Временное правительство за недолгий срок своего существования криминализировало призывы к насильственным преступлениям; призывы к гражданской войне, сделанные в печати; некоторые другие деяния.

Смертная казнь вначале была отменена, но затем восстановлена для военнослужащих.

Уголовное законодательство периода становления советского государства

(октябрь 1917 — 1926 гг.)

В первые годы существования советского государства (октябрь 1917 — 1919 гг.) источниками уголовного права России были постановления Съезда Советов, декреты, наказы местных Советов рабочих, крестьянских и солдатских депутатов, инструкции Наркомюста, судебная практика. В уголовном праве того времени устанавливалась ответственность за наиболее тяжкие, с позиции интересов молодого социалистического государства, преступления: контрреволюционные деяния, спекуляцию, взяточничество и др. Ответственность за целый ряд преступлений была предусмотрена в декретах о суде и революционных трибуналах.

Рассмотрим лишь наиболее значимые уголовно-правовые акты той эпохи.

Уже в Декрете «О земле» от 26. 10. 1917 г. содержались нормы уголовного права, согласно которым тяжким преступлением объявлялась «какая бы то ни было порча конфискованного имущества, принадлежащего отныне всему народу». В числе декретов II Всероссийского Съезда Советов 26. 10. 1917 г. был также декрет «Об отмене смертной казни» [В феврале 1918 г. смертная казнь была восстановлена ].

В течение нескольких месяцев после революции Декретами о суде № 1 от 24. 11. 1917 г. и № 2 от 7. 03. 1918 г. судам разрешалось применять «законы свергнутых правительств», т. е. дореволюционное уголовное законодательство, если оно не было отменено революционными актами и не противоречило революционному правосознанию.

В Циркуляре Наркомюста от 19. 12. 1917 г. «О революционном трибунале, его составе, делах, подлежащих его ведению, налагаемых им наказаниях и о порядке ведения его заседаний» судам предлагалась следующая система наказаний за тяжкие преступления: денежный штраф; лишение свободы; удаление из столицы, из отдельных местностей, из пределов Российской республики; общественное порицание; объявление врагом народа; лишение всех или части политических прав; конфискация имущества; обязательные общественные работы.

Руководящие начала по уголовному праву РСФСР, принятые в марте 1919 г. Наркомюстом и содержавшие положения Общей части уголовного права, включали преамбулу и восемь разделов: об уголовном праве и его задачах; о правосудии; о преступлении и наказании; о стадиях осуществления преступления; о соучастии; виды наказания; об условном осуждении; о пространстве действия уголовного права.

С принятием Руководящих начал были заложены основы новой правовой системы — системы социалистического права, имеющего глубокое социально-классовое содержание. Главной задачей уголовного права провозглашалась охрана государства рабочих, крестьян и солдат.

В этом юридическом документе содержалось формально-материальное определение преступного деяния. Согласно п. 5 Руководящих начал преступление представляет собой «нарушение порядка общественных отношений, охраняемого уголовным законом». В следующем пункте, шестом, понятие преступления детализировалось: «преступление как действие или бездействие, опасное для данной системы общественных отношений, вызывает необходимость борьбы государства с совершившими такие действия или допустившими такое бездействие лицами (преступниками)».

Специальный раздел Руководящих начал был посвящен институту соучастия. При этом выделялись такие формы соучастия, как групповое совершение преступления, пособничество и подстрекательство. В п. 21 рассматриваемого нормативного акта говорилось о том, что «за деяния, совершенные сообща группой лиц (шайкой, бандой, толпой), наказываются как исполнители, так и подстрекатели и пособники».

Руководящие начала предложили достаточно обширную систему наказаний, позволяющую индивидуализировать уголовную ответственность. Эта система включала следующие виды: внушение; выражение общественного порицания; принуждение к действию, не представляющему физического лишения (например, пройти курс обучения); объявление бойкота; исключение из объединения временно или окончательно; возмещение причиненного ущерба; отрешение от должности; запрещение занимать определенную должность или выполнять определенную работу; полная или частичная конфискация имущества; лишение политических прав; объявление врагом революции или народа; принудительные работы без помещения в места лишения свободы; лишение свободы на непродолжительный срок; лишение свободы на неопределенный срок («до победы мировой революции» и т. п.); объявление вне закона; расстрел. Как видно из перечня, некоторые наказания имели сугубо идеологический характер.

К недостаткам Руководящих начал следует отнести: отсутствие в них отдельной нормы, определяющей вину и ее формы. Кроме того, наказуемость покушения связывалась не с опасностью или тяжестью содеянного, а с опасностью покушавшегося лица.

УК РСФСР 1922 г. — первый российский уголовный кодекс — был принят на пленарном заседании ВЦИК 23. 05. 1922 г. и вступил в действие 1. 06. 1922 г.

Это был самый краткий УК в мире, поскольку насчитывал всего 218 статей, из которых примерно 1/4 приходилась на Общую часть. Последняя включала пять разделов: пределы действия Уголовного кодекса; общие начала применения наказания; определение меры наказания; роды и виды наказаний и других мер социальной защиты; порядок отбывания наказаний. Из названий разделов Общей части видно, что главное место в ней занимали нормы о наказании.

Вместе с тем, регламентировались и другие вопросы.

Задачей УК объявлялась защита рабоче-крестьянского государства и общества от преступных посягательств (ст. 5).

В определении преступления акцент также делался на классовой сущности деяния. Так, преступлением признавалось действие или бездействие, опасное для рабоче-крестьянского правопорядка.

В УК 1922 г. была включена норма об аналогии. Статья 10 устанавливала правило, согласно которому при отсутствии в УК прямых указаний на отдельные виды преступлений наказания или меры социальной защиты применяются в соответствии со статьями УК, предусматривающими наиболее близкие по важности и роду преступления, с соблюдением правил Общей части УК.

Пределы применения аналогии были установлены в Циркуляре Наркомюста от 8. 07. 1922 г., предписывавшем судам: «По общему правилу наказания и другие меры социальной защиты могут применяться судом лишь в отношении деяний, точно указанных в УК. Изъятие из этого правила допускается лишь в тех исключительных случаях, когда деяние подсудимого, хотя точно и не предусмотрено УК, но суд признает его явно опасным с точки зрения основ нового правопорядка, установленного рабоче-крестьянской властью, но не законом свергнутого правительства».