Смекни!
smekni.com

Методические рекомендации Программа курса Тема Понятие, система и задачи уголовного права Тема Принципы уголовного права (стр. 17 из 41)

o сухопутное пространство (суша) в пределах Государственной границы РФ, определяемой Законом РФ «О Государственной границе Российской Федерации» от 1. 04. 1993 г.;

o водное пространство, включая внутренние воды (реки, озера, моря, расположенные внутри Государственной границы), территориальное море (примыкающий к суше и внутренним водам морской пояс шириной в 12 морских миль, отсчитываемых от линии наибольшего отлива как на материке, так и на островах, принадлежащих РФ);

o исключительная экономическая зона Российской Федерации (море, простирающееся за пределами территориальных вод, на расстоянии 200 морских миль, отсчитываемых от тех же исходных линий, что и территориальное море, а в некоторых случаях определяемых на основании договора РФ и прибрежного государства);

o континентальный шельф РФ (морское дно и недра подводных районов, находящихся за пределами территориального моря РФ на всем протяжении естественного продолжения ее сухопутной территории до внешней границы подводной окраины материка);

o воздушное пространство (столб воздуха над сушей и водами в пределах Государственной границы, а также территориальными водами);

o недра (часть земной коры, расположенная ниже почвенного слоя и дна водоемов).

По уголовному закону РФ несут уголовную ответственность также лица, совершившие преступление на военном корабле или военном воздушном судне РФ независимо от места их нахождения. Что касается невоенных судов и кораблей, приписанных к РФ и находящихся в открытом водном или воздушном пространстве вне пределов нашего государства, то уголовный закон России применяется в том случае, если иное не предусмотрено международным договором РФ (ч. 3 ст. 11 УК РФ).

Согласно Договору о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства 1967 г. Россия осуществляет свою юрисдикцию над запущенными ею в космос космическими кораблями и их экипажами.

Территориальный принцип имеет свои исключения. Так, вопрос об уголовной ответственности дипломатических представителей иностранных государств (послов, посланников, поверенных в делах, военных атташе и т. д.) и других граждан, пользующихся иммунитетом (членов семей глав и дипломатического персонала, проживающих вместе с названными лицами и не являющихся российскими гражданами, и др.), в случае совершения указанными лицами преступления на территории РФ решается в соответствии с нормами международного права (ч. 4 ст. 11 УК РФ).

Территориальный принцип действия уголовного закона в пространстве дополняется принципом гражданства, закрепленным в ч. 1 ст. 12 УК РФ. Принцип гражданства позволяет привлекать к уголовной ответственности по российскому уголовному законодательству граждан РФ и постоянно проживающих на территории РФ лиц без гражданства за преступления, совершенные ими за границей. Тем самым сфера действия российского уголовного закона еще более расширяется. Однако уголовная ответственность наступает только в том случае, если деяние признано преступлением в государстве, на территории которого оно было совершено, и если эти лица не были осуждены в иностранном государстве. В случае осуждения названных лиц в России наказание, назначаемое им судом, не должно превышать верхнего предела санкции, предусмотренной законодательством иностранного государства, на территории которого преступное деяние было совершено.

В дополнение к первым двум принципам существуют еще два, значительно увеличивающие пространство действия российского уголовного закона. Это реальный и универсальный принципы.

Реальный принцип дает основания для привлечения к уголовной ответственности иностранных граждан и лиц без гражданства, не проживающих постоянно на территории российского государства, за преступления, совершенные за границей РФ, если они направлены против интересов РФ. В этом случае Россия выступает в роли своеобразного «потерпевшего», в силу чего виновные лица несут ответственность по российскому уголовному закону. Однако требуется, чтобы указанные лица не были осуждены в иностранном государстве и привлекались к уголовной ответственности на территории России.

Универсальный принцип, базирующийся на действии ряда международных соглашений, участницей которых является РФ, предполагает применение уголовного закона России к иностранцам и лицам без гражданства, не проживающим постоянно на территории РФ, совершившим преступление за пределами РФ, в отношении которого Россия обязалась принимать меры по пресечению и наказанию. Российская Федерация является участницей международных соглашений по борьбе с фальшивомонетничеством, угоном воздушных судов, незаконным распространением наркотиков и др. Так же, как и в случае применения реального принципа, необходимо, чтобы виновное лицо не понесло наказания в иностранном государстве и привлекалось к уголовной ответственности на территории России.

Универсальный принцип конкурирует с выдачей преступников. В самом деле, лицо не является российским гражданином, преступление совершено вне пределов РФ, вред не причинен непосредственно интересам российского государства. В связи с этим иногда более целесообразным является выдача преступника, задержанного на территории РФ, тому государству, на территории которого преступление было совершено, или гражданином (подданным) которого преступник является. В международном праве действует правило: «или наказывай, или выдай». Вопрос о выдаче решается на основе двусторонних соглашений между государствами — договоров о правовой помощи или других международных договоров.

Что касается выдачи российских граждан, совершивших преступление за границей, то в УК установлен принцип невыдачи собственных граждан. В силу действия принципа гражданства такие лица будут отвечать по УК РФ.

К рассмотренным четырем принципам действия уголовного закона в пространстве иногда добавляют и пятый — покровительственный. Сущность его состоит в том, что военнослужащие воинских частей РФ, дислоцирующихся за пределами РФ, несут уголовную ответственность за преступления, совершенные ими на территории иностранного государства, по УК РФ, при условии, что иное не предусмотрено международным соглашением. Таким образом, на территории воинских частей, расположенных за границей РФ, распространяется специальный правовой режим: если на такой территории совершается преступление, виновное лицо подлежит ответственности по российскому уголовному закону (ч. 2 ст. 12 УК РФ). При этом уголовный закон не требует установления того, является ли деяние преступлением в иностранном государстве, и не говорит о необходимости учитывать верхний предел санкции, предусмотренной иностранным законом, как это сделано в ч. 1 ст. 12 УК РФ применительно к обычным случаям совершения российскими гражданами преступлений за границей.

4. Применение уголовного закона невозможно без уяснения его смысла, т. е. толкования. Толкование может быть различным.

А. По субъекту толкования различают легальное, официальное, судебное и неофициальное виды толкования.

Легальное толкование осуществляется самим законодателем, как правило, в других нормативно-правовых актах. Так, УИК РФ раскрывает содержание такой цели уголовного наказания, как исправление (ч. 1 ст. 9). Поскольку рассматриваемый вид толкования осуществляется законодателем, оно имеет общеобязательный характер.

Официальное толкование предпринимается иными органами государства, наделенными законодателем правом толковать уголовные законы. Официальное толкование дает, например, Конституционный Суд РФ при рассмотрении им вопросов о конституционности отдельных уголовно-правовых норм. Решение Конституционного Суда РФ, в котором дано такое толкование, также имеет обязательный характер для всех граждан, должностных лиц, организаций и учреждений.

Судебное толкование осуществляется как судами первой инстанции, рассматривающими дела по существу, так и судами кассационной и надзорной инстанций при рассмотрении жалоб на решения нижестоящих судов. Такое толкование имеет обязательный характер только по данному конкретному делу после вступления приговора (определения) в законную силу.

Конституция РФ 1993 г. предоставила Верховному Суду РФ право давать разъяснения по вопросам судебной практики. Такие разъяснения, хотя и не имеют обязательной юридической силы и носят рекомендательный характер, помогают судам понять смысл уголовного закона и способствуют единообразию в правоприменительной практике.

Неофициальное толкование может быть профессиональным, осуществляемым работниками прокуратуры, следователями, адвокатами и др.; доктринальным, осуществляемым учеными юристами в виде комментариев действующего уголовного законодательства, дачи заключений по конкретным уголовным делам и т. п.; обыденным, осуществляемым гражданами, средствами массовой информации и др.

Б. По приемам (способам) толкования различают грамматическое, историческое, систематическое и логическое виды толкования.

Грамматическое толкование состоит в уяснении смысла уголовного закона путем его анализа с точки зрения правил русского языка (правил грамматики, синтаксиса и др.).

Историческое толкование означает учет тех условий и обстоятельств, в которых был принят закон, а также сопоставление действующих норм уголовного права с существовавшими ранее. Последнее, в частности, необходимо при решении вопроса об обратной силе уголовного закона.

Систематическое толкование предполагает сопоставление различных статей или частей статьи уголовного закона между собой.

Логическое толкование — это уяснение смысла уголовного закона на основе правил логики.

В. По объему толкования выделяют буквальное (строгое), ограничительное и расширительное виды толкования.

Буквальное толкование — это толкование уголовного закона в полном соответствии с прямым смыслом всех понятий, употребляемых в тексте, т. е. в строгом соответствии с «буквой» закона.