Смекни!
smekni.com

Методические рекомендации по работе с одаренными детьми в урочное и внеурочное время на основе организации преподавания модуля краеведческой направленности в рамках предмета «Изобразительное искусство (стр. 2 из 5)

· уметь составлять декоративные композиции, используя традиционные мотивы народного искусства края;

· выявлять связь художественного образа вещи с её практическим значением, материалом, техникой исполнения;

· воплощать собственный замысел с опорой на народную традицию;

· отражать в рисунках и проектах единство формы и декора, народные представления о красоте на доступном для данного возраста уровне;

· различать по материалу, технике исполнения современные виды декоративно – прикладного искусства;

· выявлять в произведениях искусства (народного, современного) связь конструктивных, декоративных, изобразительных элементов;

· владеть практическими навыками выразительного использования фактуры, цвета, формы, ритма, объёма;

· владеть принципами декоративного обобщения в процессе создания декоративных композиций в духе народного прикладного искусства края;

· реализовывать полученные знания и умения при выполнении творческих работ, пользоваться при ответе специальной терминологией.

в процессе практической работы на уроках учащиеся должны:

· умело выстраивать декоративные, орнаментальные композиции в традициях народного искусства края на основе ритмического повтора изобразительных или геометрических элементов;

· умело пользоваться языком декоративно-прикладного искусства, принципами декоративного обобщения;

· проявлять интерес, бережное отношение к народному прикладному искусству как к сокровищнице духовного, нравственного, эстетического опыта народа.

Атмосфера творчества при изучении материала краеведческой направленности в значительной степени является основой эстетического, духовного и нравственного воспитания. И реализовать это можно, используя методы художественной педагогики, которые позволяют пережить ребенку все стадии творческого акта, выразить свое отношение к миру средствами искусства, используя:

· метод связи восприятия и созидания (обращение к традициям на основе их современной интерпретации;

· метод свободы в системе ограничений (придает художественной деятельности учащихся целостный характер);

· метод развития художественного восприятия (восприятие через сопереживание); метод ассоциа­тивных связей;

· метод художественного диалога (идея преемственности и связи поколений); метод социальных ролей; ме­тод наложения (режиссерский принцип); метод личных открытий; метод проектов.

Все методы обучения реализуются разными средствами:

· предмет­ными (наглядные пособия, ТСО, натурный фонд, фонд творческих работ учащихся, методический фонд по истории и культуре родного края);

· практическими (алгоритм создания творческих работ, эскизы, наброски, логически выстроенные формы и методы организации занятий: выставки, творческие состязания, игры, экскурсии, просмотр произведений художни­ков, диагностичность цели, контроль, хронометраж времени, эмоциональ­ный настрой);

· интеллектуальными (логика, активизация воображения, ин­туиция, зрительная память, образное мышление, развитие чувства);

· эмо­циональными (интерес, удовлетворение, радость, изумление, чувства сопе­реживания).

Рациональное и гибкое применение этих форм, средств и методов обучения с учетом конкретной ситуации, обеспечивает эффективность учебно-творческого процесса.

При организации учебной деятельности учащихся на уроках изобразительного искусства среди приоритетных направлений художественно-эстетического образования с учетом национально-регионального компонента можно выделить следующие:

1. Профессиональное (академическое) искусство Тверского края (живопись, иконопись, монументальная скульптура и т.д).

2. Связь с народной художественной культурой, как частью ее – народным художественным творчеством (календарно-обрядовой, семейно-обрядовой культурой, народным театром, музыкальным народным творчеством, устно-поэтическим творчеством, мифологией, народным и декоративно-прикладным искусством и др.).

3. Освоение архитектурного окружения (связь формы архитектуры с ее назначением и окружающим природным ландшафтом, традиционными формами украшения архитектуры, внутренним и внешним убранством архитектуры и т.п.).

4. Знакомство с современным дизайном (виды и формы художественно-творческой деятельности по организации пространства).

Для реализации этого можно предложить такие направления работы:

· включение разных типов художественного мышления детей на одном занятии;

· визуальные наблюдения, развитие дифференцированного зрения в процессе разных видов восприятия (зрительного, слухового, звукового, слова, движения, ощущения, осязания) и практической деятельности;

· перенос наблюдаемого в художественную форму (цвет, линию, пространство, форму, структуру, в действие, движение, художественное слово);

· освоение, истории культуры родного края, особенности обживания народами своего пространства Земли, мирового художественного наследия;

· разнообразие направленной работы, техник, материалов, свойств, деятельности в разных пространствах;

· собственное творчество учащихся, самостоятельное порождение художественного продукта в разных формах искусства;

· развитие фантазии и воображения.

Технологическую основу организации занятий краеведческой направленности в рамках предмета «Изобразительное искусство» образует, как уже говорилось, система организаци­онных форм и методов занятий по алгоритму творческой деятельности, которой присуще стимулирование и развитие познавательного интереса у учащихся к истории и традициям родного края. Это обеспечивается системой учеб­ных занятий, включающих как традиционные занятия, типичные для образовательных учреждений: комбинированные и практические, так и нетрадиционные организационные формы: пленэр, экскурсии по городу, посещение вернисажей, занятия в музее, просмотр фильмов, знакомство с литературой; творческие встречи, проблемные занятия, интегрированные занятия по межпредметной проблеме, занятия самостоятельного освоения новых знаний и выполнения творческих и по­знавательных заданий, выставки, экскурсии, деловые и ролевые игры, за­нятия на драматургической основе, презентации, защита проекта, круг­лый стол, творческая мастерская, спектакль, тематические праздники.

Современный образовательный процесс немыслим без поиска новых, более эффективных технологий, призванных содействовать развитию творческих способностей обучающихся, формированию навыков саморазвития и самообразования. Этим требованиям в полной мере отвечает проектная деятельность в учебном процессе на уроках изобразительного искусства.

При изучении материала краеведческой направленности очень ценно, когда учащиеся могут проиллюстрировать изучаемый материал собственным опытом и знаниями добытыми из беседы с родственниками, соседями, прогулок по родному городу и краю и т.п. Определенная роль в освоении данного материала отводится самостоятельной работе .

Использование проектов в образовательном процессе ведет к переориентации учебного процесса на разнообразные виды самостоятельной деятельности учащихся, на приоритет деятельности исследовательского, поискового, творческого характера.

Выбор тематики проектов может быть различным:

· выдвигаться учителем с учетом учебной ситуации по своему предмету, естественных профессиональных интересов, интересов и способностей учащихся;

· предлагаться учащимися, которые ориентируются на собственные интересы, не только чисто познавательные, но и творческие, прикладные.

Тематика проектов может касаться какого-то теоретического вопроса школьной программы с целью углубить знания отдельных учеников по этому вопросу, дифференцировать процесс обучения.

Целью проектной деятельности становится поиск способов решения проблемы, а задача проекта формулируется как задача достижения цели в определенных условиях. Деятельность в учебном проекте подчинена определенной логике, которая реализуется в последовательности её этапов. Вслед за предъявлением проекта учителем (названия, темы и проблемы) следует самостоятельное для учащихся формулирование цели и задач, организация групп, распределение ролей в группах, затем выбор методов, планирование работы и собственно ее осуществление проектной работы.

Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы. Решение проблемы предусматривает как использование совокупности разнообразных методов, средств обучения, так и необходимость интегрирования знаний, умений из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей.

Метод проектов – способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться реальным практическим результатом, оформленным и представленным.

Примерная тематика проектных работ представлена в таблице:

Раздел программы

Тематика проектных работ

Дизайн и архитектура Архитектурные памятники Тверского края. Дворянские усадьбы. Церкви и монастыри. Интерьер крестьянской избы. Домовая резьба. Витражи, мозаика. Эмблематика в жизни человека. современного города и др.
Декоративно-прикладное искусство Глиняная игрушка Тверского края. Стекло и керамика. Фаянс и фарфор. Народная вышивка Тверского края. Калязинские кружева. Народный костюм Тверского края и др.
Живопись и графика Времена года А.Г.Веницианова. Творчество В.Л.Боровиковского. Гравюра и графика. Тверской пейзаж в живописи. Женский портрет в творчестве тверских живописцев и др.

При оценке творческих проектов помимо художественных достоинств работы оценивают:

· обоснование проблемы и формулировка темы проекта;

· актуальность решаемой проблемы;